Новости
В Китае на 3D-принтере напечатали мост (ФОТО) В Шанхае появился самый длинный мост, сделанный на 3D-принтере. Сооружение сделано из пластика и имеет длину 15 метров. 15.01.2019
Sikorsky и Boeing начали испытывать сверхскоростной вертолет (ВИДЕО) Вертолет SB-1 Defiant совместного производства Sikorsky и Boeing вышел на первые тесты. Пока создатели проводят лишь... 15.01.2019
Австрия объявила 2019-й годом украинской культуры Это поможет Австрии узнать больше об украинской культуре, искусстве и истории, считает Андрей Парубий. 15.01.2019
Пенсионный фонд рассказал о размере средней пенсии в Украине В Пенсионном фонде назвали актуальные цифры по количеству пенсионеров в стране и их среднюю пенсию по состоянию на 1... 15.01.2019
Brexit может нанести вред британскому животноводству Наиболее уязвимыми будут небольшие овцеводческие фермы. 15.01.2019
В Украине могут восстановить госрегулирование цен на продукты Соответствующее постановление было подано в ВРУ. 15.01.2019
В столице Кении Найроби произошел теракт (ФОТО) В высококлассном гостиничном комплексе в Найроби 15 января устроили взрывы со стрельбой. 15.01.2019
Беларусь накрыло "ватрушками", - чем опасны зимние забавы на надувных санках? Надувные «сани» разгоняются до 100 км/ч. Управлять ими на скользкой поверхности невозможно. 15.01.2019
Трамп хотел вывести США из НАТО Как пишет The New York Times, такое решение было бы равнозначно распаду Североатлантического альянса. 15.01.2019
В 2019 году в мире значительно сократится производство и продажи смартфонов За последние несколько месяцев Apple сильно обесценилась на фоне слабых прогнозов по продажам iPhone и постоянных... 15.01.2019
В Европарламенте рассказали об уменьшении миграционного потока Показатель 2018 года на 92% ниже того пика миграционного потока, который наблюдался в кризисном 2015 году. 15.01.2019
Компания Huawei не будет передавать китайскому правительству личные данные своих клиентов Компания Huawei откажет в просьбе китайского правительства передать им конфиденциальную информацию своих клиентов. 15.01.2019
Названы самые популярные электрокары среди украинцев В 2018 году украинцы приобрели 5,3 тыс. электромобилей, что почти вдвое больше, чем годом ранее. 15.01.2019
Украинцы снова смогут возвращать железнодорожные билеты через интернет "Укрзализныця" во вторник, 15 января, возобновит возможность возврата билетов через интернет. 15.01.2019
В МЭРТ сообщили о росте ВВП в 2018 году В Минэкономики обнародовали показатель роста экономики в стране. 15.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36254.227-0.393
Серебро439.411-0.621
Платина23035.460-0.341
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.20027.84028.024
EUR32.39531.60032.135
RUB0.4380.3290.417
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.28+2.19Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №4(334) 06 ФЕВРАЛЯ 2012
«Оскар» в зимней спячке    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Судя по номинантам на приз американской киноакадемии за лучшую картину, Голливуд ныне находится в состоянии творческого кризиса

Гильдия американских режиссеров объявила 28 января обладателя своей награды за лучший фильм, которым стал «Артист» режиссера Мишеля Хазанавичуса. Поскольку эта лента получила ранее приз гильдии продюсеров США, итог схватки за главную награду американской киноакадемии — «Оскар» за лучший фильм, — вручение которой состоится 24 февраля 2012 года, становится всё более предсказуемым. Однако шансы на победу остаются и у остальных восьми номинантов, названных американской киноакадемией несколько дней назад (см. «Бой за поул-позишн»), но они гораздо меньше, чем у «Артиста».

И если он ее получит, это будет свидетельством кризиса не только в сегодняшнем Голливуде, но и в американском обществе в целом. Возможно, кому-то это утверждение покажется спорным, но доказать его не так уж сложно.

Забава для профессионалов

Начнем с главного претендента на победу. Фильм «Артист», который украинский зритель мог увидеть на Одесском международном фестивале и «Вечерах французского кино», — черно-белая лента, сделанная в традициях немого американского кинематографа второй половины 1920-х, когда ему на смену пришло звуковое кино. Именно эта перемена привела к закату карьеры героя фильма — звезды «великого немого» актера Джорджа Валентино и, напротив, стремительному взлету старлетки Пеппи Миллер, которой он протежировал.

Главный герой «Артиста», как и многие реальные звезды Голливуда, пренебрежительно отнесся к первым звуковым лентам, весьма примитивным по сравнению с настоящим искусством, которым стало к тому времени немое кино. И жестоко поплатился за это. Сперва директор киностудии закрыл производство немых лент и оставил не пожелавшего работать со звуком Валентино без работы. А когда тот, желая доказать свою правоту, снял на собственные деньги немой фильм, где играл и режиссировал, владелец кинотеатра крутит не эту ленту, а звуковую картину с Пеппи Миллер в главной роли.

«Артист», главный претендент на «Оскар» за лучший фильм, вызвал у членов американских гильдий продюсеров и режиссеров профессиональную ностальгию по «золотой эре» Голливуда — но что до этого обычному зрителю?

Таким образом, Валентино унизили трижды. Материально — потому что он потратил на фильм все сбережения и теперь вынужден опуститься до продажи своих вещей с аукциона. Творчески — ведь ему, знаменитому артисту, предпочли девчонку, все достоинства которой ограничиваются молодым задором. И как человека — ибо карьеру Миллер сделала только благодаря ему. Он начинает пить и в этом состоянии сжигает у себя дома старые кинопленки с собственными картинами, а заодно с ними и дом. В итоге попадает в больницу.

Там его находит Пеппи. Оказывается, она не только не забыла, чем обязана Джорджу, но и влюблена в него. И, пользуясь своим положением кинозвезды, угрожает — если звезду немного кино не возьмут снова сниматься, она уйдет со студии (то же самое сделал для нее Валентино на заре ее карьеры). Заканчивается история совместным танцем Пеппи и Джорджа на съемках нового мюзикла.

Главный вопрос, который возникает, когда на экране гаснут последние титры «Артиста», — «ну и что?» Понятно, что лента вызвала у членов гильдий продюсеров и режиссеров профессиональную ностальгию по легендарной «золотой эре» Голливуда — но что до этого обычному зрителю? Ведь «Артист» при всём его профессионализме никак не дотягивает до своих предшественников — фильмов великих мастеров немого кино Чарли Чаплина, Карла Дрейера, Фридриха Мурнау и др. Так может быть для того, чтобы напомнить современному зрителю о «великом немом», стоило вместо сегодняшней стилизации показать ретроспективу оригинальных лент?

Судя по тому, что «Артист», чья мировая премьера состоялась еще 15 мая прошлого года, собрал, несмотря на все свои международные призы, за восемь месяцев всего 35,3 млн долларов, едва окупив бюджет в 15 млн, массовый зритель именно так и счел.

Семейно и стандартно

Месяц назад, когда еще не были вручены призы гильдий продюсеров и режиссеров, одним из главных соперников «Артиста» в борьбе за «Оскар» считались «Потомки» Александра Пэйна.

Сюжет «Потомков» прост: Элизабет, жена преуспевающего гавайского юриста Мэтта Кинга, в результате несчастного случая оказывается в коме, причем врачи советуют Мэтту отключить ее от аппарата жизнеобеспечения. Он привозит для прощания с матерью двух дочерей — балующуюся алкоголем и марихуаной студентку Александру и малолетнюю Скотти. Александра, которая учится в другом городе, удивляет отца неприязненным отношением к умирающей матери, «раскалывается» и объясняет отцу, что не может простить мать за то, что та изменяла Мэтту с любовником Брайаном Спира, которого Элизабет страстно любила.

С этого момента Мэтт, подзуживаемый Александрой, одержим одной мыслью — найти Брайана, чтобы взглянуть ему в глаза и притащить посмотреть на Элизабет. Получается у Мэтта как нельзя лучше — он не только находит Спира, но и рушит всю его семейную жизнь, поскольку о случившемся узнает жена Брайана. Излишне говорить, что за это время Александра из начинающей алкоголички и наркоманки становится пай-девочкой, осознающей ответственность за папу и младшую сестру.

Параллельно в фильме развивается еще одна линия — Мэтт Кинг, вместе с многочисленными родственниками являющийся наследником громадного участка на Гавайях, оформляет как юрист сделку с компанией, которая хочет купить эту землю под гостиницы и поля для гольфа. Местные жители против, но Мэтту на них наплевать — и только в конце картины, претерпев по вышеуказанным причинам духовную эволюцию, он восстает против родственников и блокирует сделку. 

Это типичный голливудский сюжет. Причем настолько типичный, что в конце даже начинаешь сомневаться, не очнется ли от комы Элизабет. Не очнулась, что делает честь вкусу создателей фильма. Но тем нее менее считать такую ленту одним из главных претендентов на «Оскар» можно лишь в ситуации безрыбья. И зрители с этим, судя по сборам, согласны — фильм собрал всего 63,9 млн долларов (бюджет не раскрывается, но он явно не маленький).

Зато картину украшает отличная игра Джорджа Клуни в роли Мэтта. Дамы-критикессы уже пришли в восторг по поводу того, что самый закоренелый холостяк и сердцеед Голливуда играет свою полную противоположность — обремененного семейными заботами обманутого мужа. Тем не менее о Клуни как личности следует судить, скорее, по его последней режиссерской работе — «Мартовских идах», где он показывает изнутри грязный мир политических махинаций. Но эту ленту в номинанты «Оскара» академики не выбрали. Так что, по мнению «Эксперта», Клуни — один из главных претендентов на награду за лучшую главную мужскую роль.

Джордж Клуни в необычной для себя роли мужа-неудачника в «Потомках», как всегда, хорош, а вот его режиссерская работа «Мартовские иды» в число номинантов не попала

Бегство в прошлое

Говоря о шансах Клуни на «Оскар», не стоит забывать еще одну суперзвезду Голливуда Брэда Питта, сыгравшего главную роль в другом претенденте на приз киноакадемии за лучший фильм — спортивной драме «Человек, который изменил всё» режиссера Беннета Миллера. Питт играет в этой ленте генерального менеджера провинциальной бейсбольной команды Билли Бина, поверившего молодому выпускнику Йеля, который придумал математическую систему комплектования состава, позволяющую обойтись без звезд. Кратко говоря — достичь тех же результатов, но за гораздо меньшие деньги. (Оригинальное название фильма — Moneyball. В русском переводе оно звучит не так точно.) Картина представляет собой традиционную для Голливуда историю успеха — по ходу дела от Бина отворачиваются все. Однако он стоит на своем, и в итоге команда добивается под его руководством рекордных в истории лиги результатов.

Бейсбол в США — игра культовая, причем лента основана на реальной истории генерального менеджера команды «Окленд Атлетикс». Так что, на первый взгляд, зрительский успех ей обеспечен. Однако, с другой стороны, сколько же мы видели подобных фильмов, разница в которых была только в видах спорта — хоккее, баскетболе, американском футболе? И, похоже, зритель придерживается именно второй точки зрения — картина при бюджете 50 млн долларов собрала 106,1 млн, причем в Америке — всего 75,5 млн.

Брэд Питт, снявшийся в «Человеке, который изменил всё», посоперничает с Джорджем Клуни в «оскаровской» номинации «Лучшая главная мужская роль»

Быть может, в Соединенных Штатах просто перестали пользоваться спросом ленты о современности? Наверное, так подумал один из самых удачливых в «денежном» плане режиссеров Голливуда Стивен Спилберг. Он снял фильм-номинант о Первой мировой войне «Боевой конь», показав через историю жизни реквизированной для фронта лошади и ее призванного в армию хозяина широкую панораму военных действий. Но, за исключением нескольких эпизодов, картина получилась слишком уж голливудской. Так, наверняка выбьет зрительскую слезу эпизод, когда для того, чтобы высвободить застрявшего в колючей проволоке на нейтральной полосе коня, выходят из своих окопов англичанин и немец и, забыв о войне, помогают друг другу. Но, опять же, сколько подобных эпизодов было снято в военных фильмах за историю кинематографа?

И снова, как и в случае с Moneyball, зритель показал, что соскучился по новизне — даже Спилберг при затраченных 66 млн долларах заработал, вместе с владельцами кинотеатров и прокатчиками, обычно забирающими половину выручки, 102,9 млн «зеленых».

Полная противоположность «кассовому» Спилбергу, режиссер для интеллектуалов Вуди Аллен в еще одном номинанте, картине «Полночь в Париже», тоже обратился к прошлому. И тоже ничего особо оригинального не придумал. Главный герой его фильма начинающий писатель Гил Пендер приезжает вместе со своей невестой и ее богатыми родителями в современный Париж, но мечтает о столице Франции 1920-х, когда в ней жили и писали Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, играл Коул Портер, рисовали Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, снимал кино Луис Бунюэль. С пьяных глаз Гил оказывается в каком-то парижском переулке, где в полночь его забирает старинный автомобиль и таки отвозит в Париж 1920-х, где он знакомится со всеми своими героями. Так повторяется каждую ночь… В итоге он порывает со своей невестой-мещанкой и ее родителями и заводит роман с молодой парижанкой — продавщицей антиквариата.

Уж Вуди Аллен мог бы придумать что-нибудь пооригинальнее. Но, с другой стороны, — а зачем? Ведь у него за долгие годы сложилась своя целевая аудитория, преданная режиссеру. Вот и «Полночь» при бюджете 17 млн долларов (по другим данным — 30 млн) собрала 148,3 млн. Как видим, она оказалась более успешной, чем другие претенденты на «Оскар».

Расовый вопрос

Во время просмотра «Прислуги» проникаешься всё большей симпатией к Америке, понимая, каким великим обществом надо быть, чтобы всего за несколько десятилетий, сделав «белых» и «цветных» граждан равноправными, полностью перевернуть столь глубинный пласт народного сознания

И всё же как минимум одна действительно оригинальная и социально значимая лента в ряду номинантов всё-таки есть. Среди названных картин, а также «детского» фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени», обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля минувшего года и сугубо артхаусного «Древа жизни» Терренса Малика и повествующей о событиях 11 сентября 2011 года ленте Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко», особняком стоит фильм «Прислуга» Тейта Тейлора.

Образованный человек, узнав, что события в этой ленте происходят в начале 1960-х в штате Миссисипи, сразу догадается, о чем будет идти речь. Именно этот штат, где процентная доля чернокожего населения была одной из самых высоких в США, стал в те годы эпицентром борьбы афроамериканцев за свои права. Но если в знаменитом фильме «Миссисипи в огне» речь шла об экстраординарной ситуации, расследовании убийства трех активистов за права чернокожего населения, то в городке Джексон, где происходит действие ленты «Прислуга», всё спокойно. Расизм въедался в его обитателей с любым цветом кожи настолько долго, что его воспринимают как нечто настолько же привычное, как воздух вокруг. Чернокожие горожане могут ходить только в кинотеатры для «цветных», ездить или в специально предназначенных для этого автобусах, или на отдельных сиденьях в общем транспорте и т. п. Единственная работа, на которую могут рассчитывать чернокожие женщины, — работать служанкой у белых. А белые женщины, умирая, по старой памяти «завещают» чернокожих служанок своим дочкам, как будто бы речь идет о рабынях.

Перед нами — американская провинция, та самая «настоящая Америка». Расизм здесь исповедуют не «ку-клукс-клановцы» или старухи, помнящие о рабовладельческом прошлом южных штатов, а молодые женщины. Они не питают к своим чернокожим служанкам ненависти или презрения, просто для них это люди второго сорта, с которыми нельзя даже пользоваться одним унитазом, потому что рискуешь заразиться — «ведь черные болеют совсем другими болезнями, чем мы».

«Прислуга» — самый социально значимый фильм среди номинантов, который, скорее всего, вместо главного «Оскара» получит приз за лучшую женскую роль — главную или второго плана

И вот что удивительно — когда смотришь этот фильм, с каждой минутой проникаешься всё большей симпатией к США, что, по нынешним временам, бывает не так уж часто. Потому что понимаешь — это же каким великим обществом надо быть, чтобы всего за несколько десятилетий, сделав «белых» и «цветных» граждан равноправными, полностью перевернуть столь глубинный пласт народного сознания. Просвещенной рафинированной Европе сотен лет не хватило, чтобы окончательно справиться с аналогичным явлением — антисемитизмом.

За сочетание этой социальной значимости с художественным мастерством «Прислугу» можно ставить в ряд таких классических явлений американской культуры, как романы «Хижина дяди Тома» и «Убить пересмешника», картины «Душной южной ночью», «Миссисипи в огне» и «Скованные одной цепью». В общем-то было бы справедливым вручить приз американской киноакадемии за лучший фильм именно этой ленте — что, судя по всему, вряд ли произойдет. Правда, у «Прислуги» неплохие шансы на «Оскар» за лучшую женскую роль — либо главную, либо второго плана.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Семёнов

Будет Иран, будет и кино

Всего один по-настоящему «большой» социально значимый фильм на девять претендентов. Не маловато ли? Мало, конечно. Но винить в этом американских режиссеров не стоит. Голливудский кинематограф устроен так, что является, по сути, зеркалом общества.

То же самое можно сказать и о борьбе за «Оскар». Периоды, когда его получали действительно великие картины — «Полуночный ковбой», первый и второй «Крестный отец», «Кабаре», «Полет над гнездом кукушки», — приходились на годы, когда в США бурлила политическая и интеллектуальная жизнь. Затем начиналось общественное затишье, и награда доставалась мастеровитым, но далеким от реальных проблем общества фильмам.

Последний всплеск американского общественного сознания совпал по времени с переходом от президентства Джорджа Буша-младшего к правлению Барака Обамы. Инаугурация Обамы состоялась 20 января 2009-го, и в эти же дни сражались за «Оскар» «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. В борьбе удивительного по красоте кинорассказа о придуманном волшебном мире на планете Аватар и истории о воюющем в Ираке саперном взводе победила реальность. Пока это последняя принципиальная схватка в современном американском кино.

Сегодня оно, судя по номинантам на «Оскар», пребывает в том же положении, что и американское общество — надежды на новую эру вместе с новым президентом не оправдались, а будущее не ясно и скорее тревожит, чем вселяет надежду. В такой ситуации большинство людей, как правило, впадает в апатию, напоминающую зимнюю спячку. И Голливуд предлагает им соответствующие сны. А если в жизни американцев случится что-то действительно серьезное, например, военная кампания в Иране или громкий скандал во время президентских выборов, Голливуд оперативно отреагирует на это. Так было во время корейской, вьетнамской, иракской войн или после Уотергейта.

Однако не стоит думать, что внимание всех без исключения американских кинематографистов сконцентрировано исключительно на «Оскаре». Его значение в творчестве и дальнейшей карьере каждого номинанта неравнозначно. Так, для упомянутой Кэтрин Бигелоу этот приз был гораздо важнее, чем для проигравшего ей Джеймса Кэмерона (кстати, бывшего мужа Кэтрин). А всё потому, что «Аватар», собравший 2,8 млрд долларов при бюджете в 237 млн, гарантировал своему создателю в будущем любой кинопроект, который он только пожелает. А вот у Бигелоу ситуация обстояла иначе. Поскольку ее «Повелитель бури» едва «отбил» свой скромный бюджет в 15 млн долларов, без «Оскара» она бы надолго оказалась в многочисленной группе голливудских «середнячков» без особых надежд на будущее.

То же самое можно сказать и об актерах. Если какой-нибудь из режиссеров захочет снимать в своем фильме Джека Николсона или Мэрил Стрип, то он сделает это из-за того, что это выдающиеся артисты, а не потому, что они являются рекордсменами по количеству номинаций на «Оскар» (соответственно, 13 номинаций и три победы; 17 номинаций и две победы). А вот для актеров, которых публика привыкла видеть в дурацких кассовых комедиях или боевиках, номинация на «Оскар» — действительно серьезный шанс для того, чтобы в них увидели настоящих артистов. Именно поэтому они отказываются от миллионных заработков в очередном блокбастере ради небольшого гонорара в потенциально «оскароносной» камерной драме артхаусного режиссера.

Кто бы ни получил престижный киноприз, будь то «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» или «Золотой медведь», история в итоге всё равно расставит всё по своим местам. Вот один показательный пример. В Каннах регулярно обходили главным призом покойного Ингмара Бергмана. А когда спохватились и поняли, что такая тенденция серьезно подрывает авторитет каннского фестиваля, придумали специально для одного из самых гениальных режиссеров прошлого века «Ветвь ветвей». Но великий швед, которому к тому времени исполнилось 79 лет, на награждение даже не приехал. И всему миру стало видно, где Бергман, а где Канны…



Автор: Алиса Куницына

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте