Новости
В Google Play обнаружили два вредоносных приложения, собирающих банковскую информацию с пользователей Оба приложения были связаны с известным банковским вредоносным ПО — Anubis 21.01.2019
В Украине могут отменить Книгу жалоб и предложений В ресторане, на рынке и в магазине украинцам легко могут продать испорченный товар 21.01.2019
Германия остро нуждается в украинских врачах и строителях А айтишники больше не хотят ехать в Польшу 21.01.2019
Минздрав провел 3-дневный мониторинг 30 неотложек, - что выяснилось Минздрав проверил работу скорых — будут менять протоколы и обучать медиков 21.01.2019
В аэропорту "Борисполь" появится отель Планируется создать 200 номеров. 21.01.2019
Виталия Кличка попросили пересмотреть решение о платных детсадах для некиевлян Минобразования обратилось к КГГА с просьбой пересмотреть решение о том, что обучение в детсадах столицы будет платным... 21.01.2019
Tesla собирается уволить 7% своих сотрудников Такова часть стратегии компании по сокращению издержек в ходе разворачивания крупносерийного производства массового... 21.01.2019
Арабские государства хотят объединиться в отдельный таможенный союз Участники саммита Лиги арабских государств объявили о планах создания Таможенного союза. 21.01.2019
Гослесагентство рассказало о количестве проданных новогодних деревьев и сумме выручки Средняя стоимость одной елки составила 69 грн. 21.01.2019
Wizz Air поднял тарифы на регистрируемый багаж Венгерский лоукостер Wizz Air, который работает и в Украине, существенно увеличил плату на услуги приоритетной посадки,... 21.01.2019
"Укрзализныця" значительно подняла цены на постельное белье и напитки в поездах Железные дороги в других странах мира продают эти услуги еще дороже, заверяют в УЗ. 21.01.2019
В Ташкенте обнаружили клад стоимостью 1 млн долларов (ФОТО) Некоторые работы передадут на реставрацию в Польшу и Германию. 21.01.2019
Украинцам помогут искать работу карьерные советники К такому специалисту человек может обратиться в случае, если ему необходима помощи при поиске вакансии 21.01.2019
В Мали произошло нападение на миротворцев ООН, есть погибшие В западноафриканской республике Мали террористы напали на базу ООН, в результате чего были убиты 8 миротворцев, еще 19... 21.01.2019
Названы продукты питания, которые в Украине подделывают чаще всего Особо обратить внимание стоит на еду, в которой содержится большое количество жиров 20.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №1-2(332) 23 ЯНВАРЯ 2012
«Революция» без спроса    Печатная версия    в избранное
ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО
Серьезные литература и искусство отражают протестные настроения в современном российском обществе. Однако массовым спросом пользуются совсем другие произведения

Последние 150 лет литература и искусство в России почти всегда были на шаг впереди революций. Говоря так, имею в виду не только Федора Достоевского c его великим «контрреволюционным» романом «Бесы» или яснополянского старца, о произведениях которого Владимир Ленин написал статью, которая называлась «Лев Толстой как зеркало русской революции». С гениями как раз всё ясно — они, по определению, опережают свое время. Но и большинство остальных русских дореволюционных литераторов писали о Российской империи так, что читателю, недовольному положением дел в стране, не надо было думать, как сформулировать свои претензии к власти — достаточно было процитировать книгу писателя N или его коллег.

То же самое происходило и в бывшей Российской империи, переименованной в Советский Союз, в 1970-е годы. В книгах Юрия Трифонова и Булата Окуджавы, фильмах Андрея Тарковского, спектаклях Юрия Любимова метафорами и намеками было сказано от имени интеллигенции почти всё, что потом в публицистической форме говорили глашатаи перестройки.

Поэтому сегодня, когда политическая жизнь в России вступает в новый «революционный» этап, а подавляющее большинство тех россиян, кто вышел на оппозиционные демонстрации или поддерживает их, не могут толком объяснить, зачем они это делают, интересно взглянуть в данном ракурсе на современные российские кино и литературу. Быть может, там есть внятный ответ — альтернатива митинговому лозунгу «Достали»?

Выживет или не выживет?

Начнем с кино. Ведущие российские режиссеры в прошлом году представили публике фильмы, развернувшие историческую панораму своей страны за последние сто лет. Андрей Смирнов в ленте «Жила-была одна баба» показал через жизнь молодой крестьянки Россию 1909–1921 годов. Никита Михалков в телевизионной версии «Противостояния» захватил предвоенные и военные годы, Петр Буслов в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» обратился к событиям конца 1970-х, Андрей Звягинцев в «Елене» показал наши дни.

Это уже тенденция: совершенно разные люди, пишущие книги или снимающие фильмы на очень разные темы, заканчивают свои произведения катастрофой: Смирнов — метафорической, Звягинцев — нравственной, Пелевин — глобальной

Телевизионная «Цитадель» Михалкова — тот редкий случай, когда телеверсия фильма намного сильнее «киношной». В первую очередь — благодаря новым эпизодам, дающим сюжетное и психологическое объяснение сценам, которые в кинотеатре казались недостаточно мотивированными. Да и сами эти сцены, урезанные при монтаже киноверсии, выглядят по-другому. Стало видно, как блестяще Михалков работает с актерами. Сильнее даже, чем в молодости, когда он снял образцовое «актерское кино» «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Четче прописаны в телевизионной версии и политические силовые линии «Цитадели», где Михалков показывает довоенную и военную Россию как страну, которую, как круговая порука, скрепляла пролитая кровь ее граждан. И подводит зрителя к выводу, что если народ пошел воевать и умирать за такую державу, то делал это не ради СССР и коммунистической идеологии, а для своей родины и веры. Однако этот вывод мало что дает сегодняшней России. Ведь, как показала история, такая мотивация не вечна — в 1991-м Союз распался без малейшего сопротивления.

Ровесник Михалкова Андрей Смирнов в фильме «Жила-была одна баба» отказывает России даже в этих традиционных духовных скрепах. Строгая православная вера не удержала до революции свекра крестьянки Варвары от попытки изнасиловать невестку, мужа — от жестоких побоев жены, а его родственников — от клеветы на нее. Один из героев ленты говорит: мы, русские (имея в виду — православные) — худший народ на земле. «Красные» в фильме оказываются просто перекрасившимися бандитами — к примеру, босяк, до революции избивший и изнасиловавший Варвару, после 1917-го становится главным деревенским начальником. «Белые» хоть и не убивают, но грабят. А снова пришедшие им на смену в деревню «красные», лицемерно прикрываясь «революционной законностью», расстреливают заложников, среди которых старый сельский священник и женщины.

Заканчивается картина метафорой. Деревня, в которой живет Варвара, уходит под воду — как легендарный град Китеж, скрывшийся от татаро-монгольских захватчиков. И эти финальные кадры воспринимаются так, как будто режиссер вовсе отказывает России, которую эта деревня олицетворяет, в праве на реальную жизнь. В такой ситуации два извечных российских вопроса «кто виноват?» и «что делать?» становятся бессмысленными.

Большевики против народа (кадр из фильма «Жила-была одна баба»)

Страна бедняков

Не больше определенности в ответах на эти вопросы и у следующего поколения российских кинорежиссеров. Впрочем, Петр Буслов такую задачу перед собой, судя по фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой», и не ставил. Если по прежним его картинам «Бумер» и «Бумер-2» можно изучать российскую провинцию начала нулевых как по красочному учебнику истории, о России—СССР конца 1970-х по «Высоцкому» нельзя сказать почти ничего. Кроме того, пожалуй, что тогда были «менее человечные» полковники КГБ и «более человечные». А всё остальное в ленте — суета вокруг знаменитого барда, страдающего на гастролях без привычной дозы наркотиков.

Проблема тут не в том, что этого нельзя было вытаскивать на поверхность (в чем вдова Высоцкого Марина Влади обвинила создателей фильма). Из опубликованных воспоминаний друзей и знакомых певца следует, что наркологическая ситуация в реальности была еще хуже, чем показано в фильме. А создатели ленты даже не попытались поставить вопрос, что привело Владимира Высоцкого к этому мучительному финалу — индивидуальные особенности его личности или условия жизни в стране, не дававшие ему реализоваться в полную силу так, как он мог и хотел? И если второе — то какую страну унаследовала современная Россия?

Особняком среди названных фильмов стоит «Елена» лауреата Венецианского кинофестиваля Андрея Звягинцева. Во-первых, потому что она стала самой расхваленной в среде российской интеллигенции картиной прошлого года. А во-вторых, из-за откровенно неприязненного взгляда режиссера на тех, кого называют «простыми россиянами». Первый из этих «простых россиян», самый молодой, не может без денег поступить в институт. Второй, его отец, не хочет работать и потому не может материально поддержать сына. А главная героиня ленты Елена, их мать и бабушка, чтобы помочь внуку, отравляет ради наследства своего богатого мужа-бизнесмена Владимира. Делает она это после того, как супруг отказывается дать ей деньги «на институт» из принципа — мол, он чужую семью бездельников, в отличие от своей взрослой бездельницы-дочери, содержать не обязан.

Последние 150 лет литература и искусство в России почти всегда были на шаг впереди революций

Сюжет хлипкий — ведь, согласно картине, Елена с Владимиром живут вместе десять лет, а для того чтобы досконально изучить денежные принципы скупого мужа, достаточно считанных месяцев. Так что фильм получился неубедительным. И тем интереснее реакция на него российской интеллигенции, не заметившей натяжек в сюжете, но зато начавшей активно восторгаться лентой о том, «как страшно жить» в России, где люмпены только и ждут, чтобы отобрать у среднего класса заработанные честным трудом деньги. Так что в «Елене» ответ на извечный вопрос «кто виноват?» российская интеллигенция всё-таки нашла — завистливая беднота. А вот «что делать?» так и осталось неясным — ведь бедные будут мечтать «всё отобрать и поделить» при любом общественном строе и любой власти.

В результате «Елена» отказывает сегодняшней России в праве считаться нормальной страной — ведь столь неприглядно показанные в фильме бедняки составляют, согласно недавнему исследованию Института социологии Российской академии наук, 59% населения государства. И это при том, что семьи с месячным доходом свыше 440 долларов на человека относились в этом исследовании к разряду «благополучных».

Абсурд заканчивается апокалипсисом

Не дает ответа на исконные русские вопросы и современная литература. Даже Виктор Пелевин, чья сатира на современную российскую жизнь часто бывает весьма конкретна, в своем последнем, вышедшем в декабре романе «S.N.U.F.F.» выбрал футуристический жанр и написал очень злую антиутопию. Россияне будущего превратились в ней в «орков», а западный мир — в обитателей «офшара», искусственного спутника Земли величиной с город, прикрепленного исполинским тросом к поверхности планеты. Мечта любого орка — иметь столько денег, чтобы хватило на переезд на офшар и жизнь там в квартире с видом на виртуальный Лондон. Обитатели офшара время от времени воюют с орками, убивая их тысячами за счет преимущества в военных технологиях. А затевают они эти войны только для того, чтобы снимать на полях сражений так называемые «снафы» — имеющие религиозное значение документальные фильмы, состоящие из смеси порнографии и кровавых военных сцен, которые на офшаре показывают в храмах.

Офшар у Пелевина — такая же пародия на современный Запад, как земля орков — на Россию. Формальную власть на нем возглавляет презиратор, но, как пишет автор, «в него не плюет только ленивый». Реальную же власть имеют «ребята из Резерва Маниту» (прозрачный намек на Федеральную резервную систему), «киномафия», снимающая снафы, и GULAG (аббревиатура из слов «gay», «unclassified», «lesbian», «animalist» и «gloomy») — объединение секс-меньшинств, которые давно стали большинством. Главный герой книги относится к разряду «Gloomy» («пупорасов»), поскольку живет с роботом Каей, ничем, кроме электронной начинки, не отличающейся от обычной красивой женщины. Любит и ревнует свою Каю он тоже как живую женщину, и на этом построен основной сюжет книги, что необычно для Пелевина, который, как правило, не пишет о любви.

Согласно пелевинской антиутопии, современный мир абсурден. Недаром автор в финале романа отказывает ему в праве на существование, заканчивая книгу катастрофой — орки взрывают место крепления троса и офшар начинает падать на землю. И тут, конечно, никаких ответов на вопрос «что делать?» не найдешь — ведь, как говорит главный герой «S.N.U.F.F.», «государство — это просто контора, которая конопатит щели за счет налогоплательщика».

Пелевин и «революционеры» — зимние митинги в России в шутку называют «революцией дамских шуб»

Говорящие цифры

Это уже тенденция: совершенно разные люди, пишущие книги или снимающие фильмы на очень разные темы, не случайно заканчивают свои произведения катастрофой: Смирнов — метафорической, Звягинцев — нравственной, Пелевин — глобальной. Давняя формулировка Льва Толстого «так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!» снова пронизывает современную русскую литературу и искусство.

Какая-то часть российского общества эту формулировку поддерживает. Однако главный вопрос в том, насколько влиятельна и многочисленна эта часть. И тут искусство может дать более конкретный ответ, чем политика. Российские политтехнологи до сих пор спорят о том, можно ли считать сто тысяч демонстрантов на Болотной площади и проспекте Сахарова представителями интересов ста с лишним миллионов жителей России. В кино же с этим всё ясно. «Жила-была одна баба» собрала в российском кинопрокате 507 тыс. долларов, «Елена» — 646 тысяч. Зато российский бокс-офис «Высоцкого» составил 24,4 млн долларов. А лидируют в декабре-январе среди отечественных фильмов в российском кинопрокате «Ёлки-2». Кинококтейль из выбивающей слезу мелодрамы и непритязательной комедии, в котором жизнь в России изображена в виде «отфотошопленных» ярких картинок из глянцевых журналов, заработал 24,6 млн долларов.

Судя по этим цифрам, протест в российском обществе не в моде. 



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте