Новости
Кабмин утвердил проект о ЗСТ Украины с Израилем Проект Соглашения о свободной торговле между Украиной и Израилем утверждено Кабинетом Министров Украины. По подсчетам... 21.11.2018
На Prozorro аукционы по аренде земельных участков ProZorro.Продажи запускает систему электронных земельных торгов, где появятся лоты в виде прав на аренду земельных... 21.11.2018
Что скрывают красивые цифры роста промпроизводства от Росстата, - Злой Одессит Известный блогер Злой Одессит на своей страничке в LIVEJOURNAL анализирует положительные показатели состояния... 21.11.2018
Великобритания собирается отправить в Украину дополнительные войска Британия разместит в Украине корабль ВМС - СМИ 21.11.2018
Военные российских ЧВК обратились в Международный уголовный суд Наемники из РФ идут в Международный суд 21.11.2018
Комитет министров Совета Европы получил новую страну-председателя Для Финляндии началось полугодовое председательство в комитете министров Совета Европы. 21.11.2018
Обновление ПО делает смартфон Xiaomi Mi A2 бесполезным В смартфонах Xiaomi нашли серьезную проблему
21.11.2018
Кремль отреагировал на выбор главы Интерпола В Кремле приняли свое поражение, но считают, что Запад вел "нечестную игру".
21.11.2018
В Украину снова возвращается Wizz Air Возвращение авиаперевозчика связано с улучшением инвестиционного климата в стране. 21.11.2018
Польша решила пойти навстречу Евросоюзу и предложила внести изменения в судебную реформу Польша пошла на уступку Евросоюзу в вопросе судебной реформы 21.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33957.996-0.040
Серебро398.689+0.521
Платина23432.710+0.234
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.94527.74027.764
EUR32.07031.44031.709
RUB0.4400.3330.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT63.83+2.08Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №47(329) 12 ДЕКАБРЯ 2011
Продать Путина    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Чтобы украинских художников и галеристов достойно приняли на Западе, надо соблюдать законы западного арт-рынка

Объясняя, чем известна киевская галерея Татьяны Мироновой, проще будет сослаться на статью «Путин и улыбка Джоконды» в «Эксперте» №37 (319) от 3 октября 2011 года. В той заметке, рассказывая о ярмарке «Арт-Москва», мы писали: «Интересно, что в нынешнем году иностранные галереи, представленные на ярмарке, опередили по данному показателю российские. При этом в первой тройке иностранцев, вместе с Art&Space (Мюнхен) и Barbarian Art (Цюрих), оказалась галерея Татьяны Мироновой (Киев), представившая произведения американского концептуального художника Дэвида Датуны, южноафриканского классика современной фотографии Роджера Баллена, соратника Энди Уорхола американского фотографа Уильяма Джона Кеннеди и украинского скульптора Анатолия Ротаря. Самый большой интерес среди них вызвал проект Дэвида Датуны ”Putin Couture” — четыре настенные инсталляции с изображением премьер-министра РФ Владимира Путина и государственного флага России. Одна из этих работ ”Путин — Мона Лиза”, созданная Датуной вместе с американским художником китайского происхождения Алексом Гуфенг Чао, представляет собой портрет нынешнего российского премьера, сделанный из маленьких фотографий полотна Леонардо да Винчи. Идея работы Датуны и Гуфенг Чао проста — Путин представляет для всего мира такую же загадку, как и улыбка Джоконды».

Этот портрет, проданный за 200 тыс. евро, стал не просто самым обсуждаемым проектом «Арт-Москвы» — о нем написали все мировые СМИ, в том числе и далекие от искусства. Однако удача, как известно, не приходит случайно — у Mironova Gallery, пожалуй, самый солидный среди украинских галерей опыт работы на зарубежном арт-рынке. «Эксперт» попросил рассказать Татьяну Миронову об этом опыте и о том, как перенести его на украинскую почву.

— Все говорят о том, что грядет новая волна кризиса. Чувствуется ли это на украинском арт-рынке?

— Конечно, чувствуется. Но я думаю, что на самом деле мы еще не отошли от первой волны, которая пришла к нам с опозданием. Когда в 2008-м на Западе кризис уже грянул, наша галерея в начале декабря проводила в киевском отеле Hyatt вместе с аукционистом из Christie's аукцион фотографий, посвященный золотому веку Голливуда. Ушли с молотка почти все лоты, и поэтому нам поначалу казалось, что на арт-рынке всё будет хорошо. Но уже на следующей выставке не было выкуплено много забронированных работ — стало ясно, что люди начали беречь деньги.

Уильям Джон Кеннеди. «Энди Уорхол держит портрет Мэрилин Монро», (1963). Выставка «Поп-арт и его короли», Mironova Gallery, 2011

В 2009-м мы начали активно выезжать за рубеж, так как я понимала, что надо развивать галерею дальше. У нас было около десяти выставок в Америке, и мы в первый раз приняли участие в ярмарке Art Basel Miami. Правда, не в основной программе. Сейчас я понимаю, что для этого рынка подходит и что нет, а тогда мне сказали «вези всё», ну я и повезла всё, что у меня было. А на месте стало ясно, что из шести-семи художников фаворитами у публики будут только один-два. И, естественно, расходы там были больше того, что мы могли заработать. Загрузил машину, разгрузил — и надо выложить две тысячи долларов, а таких погрузок-разгрузок по ходу нашего турне было много…

А 2010 год мы фактически провели за рубежом. Но уже с осени того года на украинском арт-рынке стало легче. Произведениями современного искусства снова начали интересоваться, появились новые галереи, налаживают деятельность аукционные дома. Правда, в связи с перераспределением капитала произошли изменения в составе покупателей. Появились новые клиенты, в основном люди среднего возраста, которые раньше были равнодушны к contemporary art и поручали покупку картин для квартиры или дома дизайнеру. Сейчас они сами посещают выставки. Кроме того, современное искусство стали покупать те, кто раньше собирал антиквариат. Это хорошо, поскольку у них есть опыт коллекционирования.

— Денег на арт-рынке стало меньше, чем до кризиса?

— Да. Если три-четыре года назад покупатели просто приходили, выбирали то, что им нравится, и приобретали, то сейчас они начинают рассматривать свою коллекцию с инвестиционной точки зрения. И даже если человек просто хочет украсить картинами интерьер, он уже не говорит, как раньше, «мне нужна хорошая работа», а называет либо конкретный бюджет либо фамилию художника.

Путь на Запад

— Изменились ли, на ваш взгляд, перспективы инвестирования в современное искусство из-за кризиса?

— Давайте начнем с того, что произведения contemporary art собирают не для того, чтобы через два года их продать. Возьмем импрессионистов, работы которых сегодня стоят миллионы долларов. Те, кто покупал произведения этих мастеров, когда они были современными художниками, и быстро продавал, много не заработали. В такой ситуации нужно рискнуть и купить, но понимать, что эта инвестиция сработает не скоро. Нельзя ожидать, что ты купишь современного художника и прямо завтра он подорожает.

Если вы поговорите с западными галеристами, то они вам скажут, что обычно работа успешного художника дорожает за год на пять-десять процентов, не более. То есть если сегодня его полотно стоит десять тысяч долларов, то в следующем году оно может оцениваться в 11 тысяч. Немного, но можно подсчитать, какова будет цена работы, если эта тенденция сохранится, к примеру, через десять лет (25,9 тыс. долларов. — «Эксперт»). Так что инвестиции в современное искусство — это долгосрочное вложение. Есть, конечно, и исключения — в частности, Оксана Мась. В отличие от многих наших художников, которые, написав картину, сидят и ждут, пока ее купят, Мась наматывает за свой счет круги по всему миру, работает с европейскими и американскими галереями. Ее проект на Венецианской биеннале получил всеобщее признание, и аукционный дом Sotheby's сейчас занимается раскруткой ее работ. Тут цена растет быстрее.

Но важно понимать, что для многих собирателей современного искусства это не просто коллекционирование или инвестирование, а стиль жизни. Они посещают открытие выставок, общаются там с художниками и единомышленниками, обмениваются мнениями. А как «зажигает» посещение аукционов в Лондоне и Нью-Йорке, куда съезжаются коллекционеры со всего мира! К тому же там можно познакомиться с влиятельными в мире бизнеса людьми, завязать с ними долговременные связи.

— Вы сказали, что коллекционерам интересно общаться с художниками. Но разве тогда галерист не рискует, что картины будут покупать непосредственно у их авторов?

— Конечно, риск есть. Но в мире существует отлаженная система взаимоотношений на арт-рынке. Так, весной мы ездили в Нью-Йорк на выставку Дэвида Датуны, которого мы представляем в Европе. В Нью-Йорке он работает с галереей Westwood, которая устроила эту выставку и пригласила на нее своих клиентов, а художник позвал друзей. Дэвид на открытии общался с клиентами, отвечал на их вопросы, разговаривал на любые темы, но все знали — если ты хочешь купить представленную на выставке работу, обращаться нужно не к нему, а к галеристу Westwood.

На то есть несколько обстоятельств. Если художник делает скульптуры или инсталляции, то это весьма затратное творчество, в которое галерея нередко вкладывает свои деньги. Так, мы вложили в каждую из инсталляций Датуны, которые были выставлены на «Арт-Москве», по 20 тысяч долларов, потому что линзы, которые он использовал, очень дорогие. Галерея также тратит средства на организацию выставки художника, изготовление ее каталога и так далее.

На западном арт-рынке работа с клиентом напрямую сильно понижает статус художника — это значит, что у него нет своего галериста, который в него верит и его ведет. А следовательно, и другие нормальные галереи с ним работать не станут. На Западе даже таких знаменитых мастеров, как Дэмиен Херст или Джефф Кунс, представляют галереи. А в Украине некоторые их коллеги иногда предпочитают работать с покупателями напрямую. И это неправильно, ведь чтобы наш арт-рынок функционировал нормально, он должен быть полностью, как на Западе, «укомплектован» — галеристами, аукционными домами, дилерами, ярмарками, арт-критиками, музеями. В западном мире взаимодействие всех этих структур четко отлажено. Так, дилер, если он приводит в галерею клиента, получает десять процентов от суммы продажи. И это правильно, ведь дилер потратил время и ресурсы на поиски покупателя и изучение арт-рынка.

— Как делятся доходы от продажи между галереей и художником?

— По-разному — 50 на 50, 30 на 70… Мощная западная галерея может получить и 70 процентов, поскольку делает масштабные инвестиции в проект, раскручивает его, вкладывается в рекламу.

— А зачем вы пошли на Запад сразу двумя путями — и галерею начали вывозить, и работать с западными художниками?

— Я считаю, что развитие галереи должно идти именно таким путем. Так принято во всём мире, и не я это придумала. На всех западных престижных ярмарках представлены наши соседи — Польша и Россия. Украину в первый эшелон пока не пускают — основные ярмарки нам вежливо пишут отказы.

— Почему?

— Да потому что на Западе есть галереи, которым больше ста лет, их на этих ярмарках представляли еще бабушки и дедушки нынешних владельцев. Они-то и входят в список участников, и чтобы взять туда новичка, нужно какого-то «старичка» убрать. А они все на хорошем счету. Поэтому и растут сателлиты (ярмарки, которые проводятся в том же городе и в то же время, что и основная арт-ярмарка. — «Эксперт»), причем каждый из них придумывает свою фишку, чтобы отличаться от других.

Вот ярмарке Art Basel 50 лет, а она только разрастается.

Но и сейчас, когда мы ездим по сателлитам, художникам, которых наша галерея представляет, это выгодно. Ведь их статус сильно повышается. А сами они поехать на такие ярмарки не могут, поскольку, как мы уже говорили, на Западе художника представляет галерист и, кроме того, ему не по карману платить 30 тысяч долларов даже за маленький стенд плюс расходы на перевозку и проживание.

Галерея и художник в одной упряжке

— Но вы раскручиваете на этих ярмарках не только художников, которых представляете, но и бренд Mironova Gallery…

— Конечно, ведь это взаимосвязано. Чем сильнее мои художники, тем сильнее я, и наоборот. Правда, был случай, когда коллекционер на одной из ярмарок предложил мне за работу одного из наших живописцев в два с половиной раза меньше, чем она была оценена в Украине. При этом коллекционер признавал высокое качество живописи и собирался купить произведение для собственного частного музея, а не для того, чтобы заработать на перепродаже. Но на своей цене стоял твердо. И тут можно сделать два предположения — либо имена наших художников неизвестны в западном мире, либо их работы в нашей стране переоценены.

«На западном арт-рынке работа с клиентом напрямую сильно понижает статус художника — это значит, что у него нет своего галериста, который в него верит и его ведет»

Наших художников на Западе, за редкими исключениями, никто не знает. И для того чтобы сделать их там известными, надо, чтобы они сами этого хотели. То есть делали концептуальные проекты, следили за новыми веяниями в искусстве. Та живопись, которая у нас признана, носит, как правило, ярко выраженный национальный оттенок. С одной стороны, это хорошо. Но, с другой, за рубежом художник — человек мира. Чисто национальное искусство покупают на уровне до десяти тысяч долларов. А если ты претендуешь на что-то более серьезное, то должен делать то, что понятно везде.

— О художниках вы рассказали, а насколько трудно украинской галерее утвердиться на западном арт-рынке?

— Тут тоже всё взаимосвязано, поскольку я полностью завишу от продукта, который предлагаю. У меня должен быть выставлен художник, проект которого так интересен, чтобы человек зашел на экспозицию и прилип взглядом. Такой, как Дэвид Датуна, — в его работах есть какой-то action. Это всегда привлекает внимание, в том числе и прессы. И в следующий раз люди на новый проект идут уже с интересом: «А, это тот художник, о котором писали…»

Или возьмем, скажем, родившегося в Киеве Олега Кулика, выставку которого мы делаем в декабре. Сегодня он — всемирно признанный серьезный мастер, мэтр, но известен не только в узком кругу ценителей. Наш водитель, который перевозит работы художников, когда узнал о том, что ему надо везти произведения Кулика, сказал: «Это тот художник, который человеком-собакой по улицам голым бегал?» То есть если художник сделал что-то, о чём все говорили, он надолго обеспечил себе известность.

— И поэтому вы начали работать с западными художниками?

— Естественно. Их имена на Западе знают, за ними есть бэкграунд, и они «тянут» галерею. Кроме того, у меня появляется возможность выставлять их произведения с работами наших художников, делать совместные проекты, поднимать какую-то тему и показывать — они думают об этом вот так, а мы — так. И это вызывает интерес. А если галерея работает локально в своей стране, в мире она неинтересна.

— Как вы думаете, что изменится, когда наш арт-рынок приблизится к международным стандартам? Возрастут ли цены на произведения искусства?

— Я думаю, что изменится всё. То, что держалось на плаву за счет напыщенности, осядет, его место займет новое искусство. Окрепнет молодежь. Благодаря аукционам стабилизируются цены, то есть станут не завышенными или заниженными, а адекватными. Как только стабилизируется финансовая ситуация, вырастет мощная прослойка коллекционеров. И тогда к нам поедут западные галереи.

— А западные коллекционеры к нам поедут?

— Тут важно не только положение дел на нашем арт-рынке. Они приедут, когда им будет где остановиться, развлечься, поесть. Сейчас, когда в Украине к Евро-2012 строятся гостиницы и развивается инфраструктура, шансы на это повышаются.

Дэвид Датуна. «Путин — Мона Лиза» (2011)

«Путин — Мона Лиза»

— Вы ожидали, что станете на «Арт-Москве-2011» одним из лидеров продаж?

— Нет, не ожидали. Но мы очень серьезно готовились к ярмарке. Перед этим на «Арт-Москве-2010» Датуна выставлял работу «Тарелки судьбы» и свой первый проект с линзами — российский флаг, который купил здесь, в Киеве, но уже после ярмарки один очень известный российский коллекционер.

Я прекрасно понимала, что для Дэвида российский рынок очень важен, и поэтому в мае, когда была в США, мы с ним много проговорили о том, что будем делать для «Арт-Москвы-2011». Были разные идеи, которые мы обсуждали по электронной почте. В общем, создавали эту концепцию, которая буквально в муках родилась, вместе. Портрет «Путин — Мона Лиза» в своем сегодняшнем виде возник не сразу. Идея составить его из фотографий картины Леонардо да Винчи появилась потом. Сначала Дэвид хотел его сделать просто из линз, но они сильно искажали лицо.

Кроме того, сначала мы вообще не собирались делать портрет Владимира Путина. Была идея взять кого-то из мира моды, и тут возник вопрос — а кто сегодня в России самый модный, в том смысле, что больше всех влияет на умы людей? И тогда родилась идея проекта «Putin Couture». А потом Путин объявил, что будет участвовать в президентских выборах. И когда мы выставили на «Арт-Москве» этот портрет, начался ажиотаж. Люди в очереди стояли, чтобы посмотреть на него. То есть во всём этом есть какая-то доля удачи, случая. Но есть и большая доля расчета.

— Москвичи ревниво отнеслись к вашему успеху?

— Я думаю, что теперь всегда буду для них конкурентом. В позапрошлом году мне отказали в участии в «Арт-Москве», в прошлом дали боковой стенд, а в нынешнем — центральный. За два года отношение к нам полностью поменялось.

— Наверняка история с портретом Путина сработала и на Западе?

— Да, об этом во всём мире писали. Удивительно, но меньше всего — в Украине.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Новости компаний
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018



Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте