Новости
В «Укравтодоре» рассказали о методах успокоения дорожного движения «Укравтодор» разработал стандарт для успокоения дорожного движения. 26.10.2020
В Великобритании скончалась старейшая жительница страны, которой было 112 лет 24 октября умерла Джоан Окар, старейшая жительница Великобритании, сообщает The Mirror. 26.10.2020
Названы Топ-10 самых популярных семейных внедорожников Эксперты назвали Топ-10 самых популярных семейных внедорожников 26.10.2020
Шанхайский университет в Китае запретил студентам спать после 8 утра Шанхайский университет ввел наказания для студентов, которые будут оставаться в кровати после 8 утра. 26.10.2020
Ученые назвали новое неприятное последствие COVID-19 Четверть из пациентов, участвовавших в исследовании ученых Национального центра глобального здравоохранения и медицины... 26.10.2020
Китай испытывает в Тибете пусковые установки наземных мин Народно-освободительная армия Китая (НОАК) недавно провела учения с боевой стрельбой из своих реактивных минных... 26.10.2020
Стало известно, как украинцы относятся к дистанционному обучению Женщины в целом негативней относятся к дистанционному обучению, чем мужчины 25.10.2020
В Италии обнаружили десятки автомобилей, которые забыли на 80 лет в туннеле В Неаполе обнаружили заброшенный туннель, где более 80 лет стоят автомобили, оставшиеся там еще со времени Второй... 25.10.2020
ВВС США обнародовали характеристики гиперзвуковой ракеты ARRW Американцы обнародовали информацию о перспективной гиперзвуковой ракете воздушного базирования AGM-183A ARRW (Air... 25.10.2020
Новейший «керамический» вертолетный двигатель будет готов уже к 2020 году Несмотря на устоявшееся мнение, согласно которому газотурбинные двигатели (ГТД) почти достигли технологического... 25.10.2020
Airbus представил концепт лёгкого боевого самолёта будущего (ФОТО) Испанское подразделение европейской авиастроительной компании Airbus опубликовало свое видение легких боевых самолетов... 25.10.2020
ТОП самых беспроблемных 10-летних автомобилей Надёжность «возрастных» авто во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно их обслуживали. 25.10.2020
Украшений на $400 тысяч: новые официальные портреты Меган Маркл и принца Гарри (ФОТО) Появились новые официальные портреты Меган Маркл и принца Гарри — впервые после того, как они сложили с себя... 25.10.2020
Украинским водителям напомнили об еще одном популярном штрафе Согласно Правил дорожного движения запрещается эксплуатация авто с уровнем протектора шин, ниже дозволенного.  25.10.2020
Индия успешно испытала собственную баллистическую ракету «Притхви-2» Командование стратегических сил Индии провела успешные испытания баллистической ракеты собственной разработки... 25.10.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.50028.15025.144
EUR33.72533.17527.749
RUB0.3790.3570.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT41.770.00Oct
WTI39.85-2.04Oct
GAS OIL337.75-0.59Oct
Культура / №32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ 2013
Зависимые независимые    Печатная версия    в избранное
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина

В Советском Союзе культурные мероприятия, приуроченные к какому-либо важному юбилею, например, 50-летию Октябрьской революции или 100-летию со дня рождения Ленина, назывались «датскими» — от слова «дата». Обычно от них не ждали никаких открытий. На больших картинах, развешанных в самых престижных залах столицы СССР и главных городов союзных республик, были изображены новостройки, заводские цеха, колхозные нивы, счастливые сталевары и доярки, сосредоточенные инженеры за кульманами, а также студенты, с вдохновенными лицами грызущие гранит науки. Общий смысл любой такой выставки был предельно прост — вот каких успехов страна добились благодаря… а дальше оставалось лишь подставить название или имя виновника юбилея.

Открывшийся к 20-летию независимости Украины в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» проект «Незалежні» тоже, по сути, «датский». И, наверное, его организаторы могли бы пойти по проторенному еще в советское время пути, демонстрируя добротные реалистические картины, изображающие опорные исторические точки и фигуры украинской независимости. Однако они выбрали в качестве своих реплик для диалога с посетителями выставки о независимой Украине произведения современного искусства. На Западе давно уже стало общепризнанным мнением, что именно contemporary art самым первым реагирует на изменения в общественном сознании и фиксирует их своими специфическими средствами. И только потом приходят философы со словесным инструментарием…

Родом из распавшегося Союза

Именно современное искусство давно и упорно занимается проблемами идентификации и, в частности, поиском ответа на вопрос, который себе задает сегодня почти каждый гражданин Украины: «Кто я и в какой стране живу?»

Судя по работам, выставленным в «Арсенале», в начале 1990-х ответ украинских художников на этот вопрос звучал мрачно. Как, например, в фотофильме 1994 года «Криминальная неделя» уже тогда признанного мастера, а ныне классика Василия Цаголова. Трупы мужчины и женщины, лежащие на полу в живописных позах, застигнутая врасплох полуодетая жертва, в затылок которой нацелен ствол пистолета, и т. д. По форме это симбиоз, с одной стороны, якобы документальных съемок, а с другой — явной стилизации под американские гангстерские фильмы 1930–40-х годов. (Об этом говорят и надписи на фотографиях. Например, реплика стрелка: «Отправляйся в ад, мерзкая тварь! Там тебя давно уже ждут».) А по сути — это попытка создания художественного контекста для тогдашней постсоветской действительности, весьма напоминавшей США времен депрессии и «сухого закона».

Никаких специфических украинских примет на фотографиях нет. Поле, на котором у Цаголова разворачивается его постановочная криминальная драма, — просто распавшийся Советский Союз, где одна бывшая республика неотличима от другой. То же самое можно сказать и о фотосерии «Коллективное красное» (1998) другого классика украинского contemporary art Арсена Савадова, в которой голые натурщики с бычьими головами разгуливают по бойне среди подвешенных на крючьях освежеванных туш. Талантливо? Вероятно. Шокирующе? Несомненно. (Савадов говорил в то время о шоке, как о единственном способе «достучаться» до зрителя.) Но, как и у Цаголова, это не какой-то, пусть даже негативный, образ Украины, а просто попытка передать впечатления от распада привычного большого мира, который раньше назывался СССР.

Недаром в 1990-е годы московские газеты писали о Савадове и Цаголове как о «своих» художниках. Как и еще один украинец, харьковский фотограф Сергей Братков, тоже представленный в проекте «Незалежні», они чаще выставлялись в Москве, чем в Киеве, а Братков там в итоге и остался. И даже те художники, которые в названиях работ указывали географические реалии, например Максим Мамсиков с проектом «Кладбище Берковцы и его обитатели» (1999), этим давали всего лишь конкретную привязку к месту. Содержательная суть произведений оставалась всё той же — постсоветской. Так, фотографии изображений человеческих лиц и фигур на гранитных памятниках в проекте Мамсикова с таким же успехом могли бы быть сделаны в Москве или Санкт-Петербурге.

И даже демонстрируемое в «Арсенале» хулиганское видео одессита Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца ”Потемкин” в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна», которое есть сегодня в коллекции самого знаменитого в мире музея современного искусства — нью-йоркского МоМА, нельзя назвать привязанным к украинским реалиям, хотя оно и снималось на Потемкинской лестнице. Прежде всего потому, что главным контрагентом Ройтбурда в этой работе была не Одесса, а Сергей Эйзенштейн как основоположник мирового киноавангарда. А заодно — как автор нескольких шокирующих по сей день кадров, вроде вытекшего от попадания пули глаза.

От иронии до незнания

Когда «лихие девяностые» прошли, и украинские художники оказались в более-менее благополучном капитализме 2000-х годов, а их картины стали стоить не несколько сотен, а много тысяч долларов, на смену физиологическому шоку пришли метафора, ирония, метафизика и просто искусство ради искусства.

Так, например, ныне покойный украинский художник Александр Гнилицкий занялся ироническим переосмыслением культурных и идеологических клише. К этой серии относится, например, его представленное на выставке «Незалежні» знаменитое полотно «Штирлиц с обезьянкой» (2003). То же самое делал и уже упомянутый Ройтбурд, образцовый постмодернист, обыгрывающий в своих работах множество знаменитых мифов, от библейских до советских. Илья Чичкан, взявший на себя роль enfant terrible украинского современного искусства, откровенно хулиганил. То рисовал осла в спортивных штанах с тремя полосками («На тренировке», 2003), то предоставлял посетителю возможность настучать за настоящим теннисным столом шариком по физиономии седобородому дедушке Фрейду (инсталляция из серии «Игры разума», сделанной в 2006 году при участии российской группы художников «Синие носы»).

Были, конечно, и исключения из этого правила. Так, представленные в «Арсенале» украинские абстракционисты Анатолий Криволап и Тиберий Сильваши и в 1990-е и в 2000-е занимались прежде всего нефигуративной цветовой живописью, не гоняясь за модой. А Виктор Марущенко в фотосерии «Донбасс — страна мечты» (2002–2003) продолжил традиции сурового реализма 1990-х годов. Тяжелый труд шахтеров в нелегальных копанках, их немытые тела должны шокировать привыкшего к комфорту жителя столицы.

Но в любом случае большинство художников того поколения, несмотря на стилевые и жанровые отличия, объединяла одна черта — все они были интернационалистами по своей художественной манере и почти все, если говорить о жизненном опыте, людьми, сформировавшимися в СССР. Рождение и взросление независимой Украины происходило у них на глазах, навсегда наградив их иммунитетом к придумываемым отечественными политтехнологами пропагандистским историческим мифам.

А потом пришло новое поколение художников. Они тоже представлены в проекте «Незалежні». Им за двадцать, независимую Украину они воспринимают как данность, а трудности ее рождения и первых лет помнят смутно, объясняя их пропагандистским штампом «наследие совка». Что же касается Советского Союза, плотью от плоти которого сегодняшняя Украина продолжает оставаться, то о нем они знать вообще ничего не хотят и даже бравируют этим незнанием. Самое интересное, что при этом они даже не подозревают, насколько похожи на юных советских комсомольцев и большевиков 1930-х, для которых Российская империя до 1917 года была некоей исторической «черной дырой», причем «черной» во всех смыслах.

Но больше всего в этой молодежи настораживает то, что Украину они полюбили тогда, когда она сама стала брендом — локомотивом, который может вывезти художника если не к международному успеху (тот период сразу после Майдана продлился недолго), то к скромному благополучию в национальном масштабе. Хотя это может быть и совпадением…

Красота и доброта

Организаторы проекта включили в него работы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к дате. В самом деле, какое, казалось бы, отношение к 20-летию украинской независимости имеет картина украинского художника старшего поколения Александра Сухолита «Мать с ребенком»? Или, например, кувыркающийся обнаженный мужчина на холсте представителя поколения молодого Артема Волокитина?

Да самое прямое. Ведь на выставке речь идет не об абстрактной стране, а о нас самих. О жителях этой страны. И, опять же, не об абстрактных украинских гражданах, а о живых людях из плоти и крови. О том, чему мы радуемся и чего боимся, каков мир наших снов и тайных желаний, о чём мы вспоминаем и чего хотим от будущего.

И это гораздо важнее того, какая политическая партия находится у власти, когда художник пишет картину, делает фотографию или инсталляцию. Кто, например, кроме историков, помнит имена правителей Флоренции тех времен, когда Сандро Боттичелли создавал в этом городе в XV столетии свои великие полотна? А ведь как раз в ту пору там совершались выдающиеся политические события — горожане изгнали династию Медичи и восстановили Флорентийскую республику, в которой правил выборный Большой совет, а христианский проповедник и, как бы мы сейчас сказали, популист Джироламо Савонарола боролся с местными олигархами. Боттичелли не стоял в стороне от политики, однако в веках остался автором «Весны» и «Рождения Венеры», воплотивших идеал женской физической и духовной красоты.

Понятно, что масштабы итальянского Quattrocento и украинского contemporary art несравнимы. Но в любом случае отображение внутреннего мира человека остается во все века одной из главных задач живописи, что бы там сегодня ни говорили некоторые деятели от искусства, ищущие выгодные маркетинговые ниши.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова







Размещение пресс-релизов
Популярные новости
Названы европейские города с самым грязным воздухом Лондон лидирует среди европейских городов с самой высокой загрязненностью атмосферы и плохое качество воздуха обходится... 22.10.2020
В Одессе засекли суперкар стоимостью $250 тыс Одесситы заметили в городе элитный автомобиль Aston Martin DB11, стоимостью около четверти миллиона долларов. 25.10.2020
Закрытие Youtube-канала Медведчука – агония американцев, - эксперт Корпорация Google заблокировала Youtube-канал Виктора Медведчука. Это самый популярный канал среди украинских... 24.10.2020
Япония планирует увеличить количество баз для истребителей F-35 The Japan Times сообщила, что у японских сил воздушной самообороны есть план по увеличению количества авиабаз, на... 19.10.2020
В ВОЗ объяснили, почему отмена карантина не подарит иммунитет к Covid-19 Идея коллективного иммунитета против коронавируса без использования вакцины – неэтична и не имеет научных оснований,... 21.10.2020




Публикации
Коммерческий директор АО «Днепразот» Андрей Пустовойт: Повышение тарифа на транспортировку газа остановит предприятие и спровоцирует «эффект домино» в экономике страны 23.10.2020
Что будет с доходами от контент-услуг? 13.10.2020









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте