Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ 2013
Зависимые независимые    Печатная версия    в избранное
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина

В Советском Союзе культурные мероприятия, приуроченные к какому-либо важному юбилею, например, 50-летию Октябрьской революции или 100-летию со дня рождения Ленина, назывались «датскими» — от слова «дата». Обычно от них не ждали никаких открытий. На больших картинах, развешанных в самых престижных залах столицы СССР и главных городов союзных республик, были изображены новостройки, заводские цеха, колхозные нивы, счастливые сталевары и доярки, сосредоточенные инженеры за кульманами, а также студенты, с вдохновенными лицами грызущие гранит науки. Общий смысл любой такой выставки был предельно прост — вот каких успехов страна добились благодаря… а дальше оставалось лишь подставить название или имя виновника юбилея.

Открывшийся к 20-летию независимости Украины в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» проект «Незалежні» тоже, по сути, «датский». И, наверное, его организаторы могли бы пойти по проторенному еще в советское время пути, демонстрируя добротные реалистические картины, изображающие опорные исторические точки и фигуры украинской независимости. Однако они выбрали в качестве своих реплик для диалога с посетителями выставки о независимой Украине произведения современного искусства. На Западе давно уже стало общепризнанным мнением, что именно contemporary art самым первым реагирует на изменения в общественном сознании и фиксирует их своими специфическими средствами. И только потом приходят философы со словесным инструментарием…

Родом из распавшегося Союза

Именно современное искусство давно и упорно занимается проблемами идентификации и, в частности, поиском ответа на вопрос, который себе задает сегодня почти каждый гражданин Украины: «Кто я и в какой стране живу?»

Судя по работам, выставленным в «Арсенале», в начале 1990-х ответ украинских художников на этот вопрос звучал мрачно. Как, например, в фотофильме 1994 года «Криминальная неделя» уже тогда признанного мастера, а ныне классика Василия Цаголова. Трупы мужчины и женщины, лежащие на полу в живописных позах, застигнутая врасплох полуодетая жертва, в затылок которой нацелен ствол пистолета, и т. д. По форме это симбиоз, с одной стороны, якобы документальных съемок, а с другой — явной стилизации под американские гангстерские фильмы 1930–40-х годов. (Об этом говорят и надписи на фотографиях. Например, реплика стрелка: «Отправляйся в ад, мерзкая тварь! Там тебя давно уже ждут».) А по сути — это попытка создания художественного контекста для тогдашней постсоветской действительности, весьма напоминавшей США времен депрессии и «сухого закона».

Никаких специфических украинских примет на фотографиях нет. Поле, на котором у Цаголова разворачивается его постановочная криминальная драма, — просто распавшийся Советский Союз, где одна бывшая республика неотличима от другой. То же самое можно сказать и о фотосерии «Коллективное красное» (1998) другого классика украинского contemporary art Арсена Савадова, в которой голые натурщики с бычьими головами разгуливают по бойне среди подвешенных на крючьях освежеванных туш. Талантливо? Вероятно. Шокирующе? Несомненно. (Савадов говорил в то время о шоке, как о единственном способе «достучаться» до зрителя.) Но, как и у Цаголова, это не какой-то, пусть даже негативный, образ Украины, а просто попытка передать впечатления от распада привычного большого мира, который раньше назывался СССР.

Недаром в 1990-е годы московские газеты писали о Савадове и Цаголове как о «своих» художниках. Как и еще один украинец, харьковский фотограф Сергей Братков, тоже представленный в проекте «Незалежні», они чаще выставлялись в Москве, чем в Киеве, а Братков там в итоге и остался. И даже те художники, которые в названиях работ указывали географические реалии, например Максим Мамсиков с проектом «Кладбище Берковцы и его обитатели» (1999), этим давали всего лишь конкретную привязку к месту. Содержательная суть произведений оставалась всё той же — постсоветской. Так, фотографии изображений человеческих лиц и фигур на гранитных памятниках в проекте Мамсикова с таким же успехом могли бы быть сделаны в Москве или Санкт-Петербурге.

И даже демонстрируемое в «Арсенале» хулиганское видео одессита Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца ”Потемкин” в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна», которое есть сегодня в коллекции самого знаменитого в мире музея современного искусства — нью-йоркского МоМА, нельзя назвать привязанным к украинским реалиям, хотя оно и снималось на Потемкинской лестнице. Прежде всего потому, что главным контрагентом Ройтбурда в этой работе была не Одесса, а Сергей Эйзенштейн как основоположник мирового киноавангарда. А заодно — как автор нескольких шокирующих по сей день кадров, вроде вытекшего от попадания пули глаза.

От иронии до незнания

Когда «лихие девяностые» прошли, и украинские художники оказались в более-менее благополучном капитализме 2000-х годов, а их картины стали стоить не несколько сотен, а много тысяч долларов, на смену физиологическому шоку пришли метафора, ирония, метафизика и просто искусство ради искусства.

Так, например, ныне покойный украинский художник Александр Гнилицкий занялся ироническим переосмыслением культурных и идеологических клише. К этой серии относится, например, его представленное на выставке «Незалежні» знаменитое полотно «Штирлиц с обезьянкой» (2003). То же самое делал и уже упомянутый Ройтбурд, образцовый постмодернист, обыгрывающий в своих работах множество знаменитых мифов, от библейских до советских. Илья Чичкан, взявший на себя роль enfant terrible украинского современного искусства, откровенно хулиганил. То рисовал осла в спортивных штанах с тремя полосками («На тренировке», 2003), то предоставлял посетителю возможность настучать за настоящим теннисным столом шариком по физиономии седобородому дедушке Фрейду (инсталляция из серии «Игры разума», сделанной в 2006 году при участии российской группы художников «Синие носы»).

Были, конечно, и исключения из этого правила. Так, представленные в «Арсенале» украинские абстракционисты Анатолий Криволап и Тиберий Сильваши и в 1990-е и в 2000-е занимались прежде всего нефигуративной цветовой живописью, не гоняясь за модой. А Виктор Марущенко в фотосерии «Донбасс — страна мечты» (2002–2003) продолжил традиции сурового реализма 1990-х годов. Тяжелый труд шахтеров в нелегальных копанках, их немытые тела должны шокировать привыкшего к комфорту жителя столицы.

Но в любом случае большинство художников того поколения, несмотря на стилевые и жанровые отличия, объединяла одна черта — все они были интернационалистами по своей художественной манере и почти все, если говорить о жизненном опыте, людьми, сформировавшимися в СССР. Рождение и взросление независимой Украины происходило у них на глазах, навсегда наградив их иммунитетом к придумываемым отечественными политтехнологами пропагандистским историческим мифам.

А потом пришло новое поколение художников. Они тоже представлены в проекте «Незалежні». Им за двадцать, независимую Украину они воспринимают как данность, а трудности ее рождения и первых лет помнят смутно, объясняя их пропагандистским штампом «наследие совка». Что же касается Советского Союза, плотью от плоти которого сегодняшняя Украина продолжает оставаться, то о нем они знать вообще ничего не хотят и даже бравируют этим незнанием. Самое интересное, что при этом они даже не подозревают, насколько похожи на юных советских комсомольцев и большевиков 1930-х, для которых Российская империя до 1917 года была некоей исторической «черной дырой», причем «черной» во всех смыслах.

Но больше всего в этой молодежи настораживает то, что Украину они полюбили тогда, когда она сама стала брендом — локомотивом, который может вывезти художника если не к международному успеху (тот период сразу после Майдана продлился недолго), то к скромному благополучию в национальном масштабе. Хотя это может быть и совпадением…

Красота и доброта

Организаторы проекта включили в него работы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к дате. В самом деле, какое, казалось бы, отношение к 20-летию украинской независимости имеет картина украинского художника старшего поколения Александра Сухолита «Мать с ребенком»? Или, например, кувыркающийся обнаженный мужчина на холсте представителя поколения молодого Артема Волокитина?

Да самое прямое. Ведь на выставке речь идет не об абстрактной стране, а о нас самих. О жителях этой страны. И, опять же, не об абстрактных украинских гражданах, а о живых людях из плоти и крови. О том, чему мы радуемся и чего боимся, каков мир наших снов и тайных желаний, о чём мы вспоминаем и чего хотим от будущего.

И это гораздо важнее того, какая политическая партия находится у власти, когда художник пишет картину, делает фотографию или инсталляцию. Кто, например, кроме историков, помнит имена правителей Флоренции тех времен, когда Сандро Боттичелли создавал в этом городе в XV столетии свои великие полотна? А ведь как раз в ту пору там совершались выдающиеся политические события — горожане изгнали династию Медичи и восстановили Флорентийскую республику, в которой правил выборный Большой совет, а христианский проповедник и, как бы мы сейчас сказали, популист Джироламо Савонарола боролся с местными олигархами. Боттичелли не стоял в стороне от политики, однако в веках остался автором «Весны» и «Рождения Венеры», воплотивших идеал женской физической и духовной красоты.

Понятно, что масштабы итальянского Quattrocento и украинского contemporary art несравнимы. Но в любом случае отображение внутреннего мира человека остается во все века одной из главных задач живописи, что бы там сегодня ни говорили некоторые деятели от искусства, ищущие выгодные маркетинговые ниши.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте