Новости
В Китае появился самый глубокий подводный тоннель метро В Китае закончили строить самый глубокий в стране тоннель метро. Его длина составляет более восьми километров и в... 12.11.2018
The Guardian: В Сомали продолжается глубокий гуманитарный кризис Исламские экстремистские группы продолжают осуществлять вооруженные нападения на гражданские учреждения и предприятия,... 12.11.2018
С целью сбалансировать мировой рынок Саудовская Аравия снижает добычу нефти Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что Саудовская Аравия делает все возможное для сохранения... 12.11.2018
Индонезия отказывается от приобретения российских исстребителей, - Злой Одессит Известный блогер Злой Одессит на своей страничке в LIVEJOURNAL анализирует последствия отказа Индонезией покупки... 12.11.2018
Больше всего украинских отрубей покупает Саудовская Аравия Впервые с 2015/16 экспорт украинских отрубей осуществлялся в Саудовскую Аравию, которая с объемом 25,5 тыс. т обогнала... 12.11.2018
МИД Британии требует от Саудовской Аравии расследования смерти Хашогги Джереми Хант также должен провести переговоры с наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. 12.11.2018
Военные США сообщили о ликвидации нескольких главарей ИГИЛ Вооруженные силы США сообщают, что в Северном Ираке коалиционными войсками во главе с США было уничтожено более 50... 12.11.2018
Ученые выяснили возможную причину развития аутизма Биологи обнаружили объединяющий элемент между цинком, генами аутизма и аномальными нейронными связями, обуславливающими... 12.11.2018
Китайский интернет-магазин сделал выручку в 1,44 млрд долларов за первые минуты празднования Дня холостяка В первые 85 секунд распродажи покупатели приобрели товаров на миллиард долларов. 12.11.2018
The Washington times: Россия и Китай готовятся к войне Эдвард Лозанский в своей публикации в The Washington times сообщает, что накануне Парижского форума мира должностные... 12.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34001.305-0.485
Серебро404.150-1.351
Платина24154.161-0.926
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.81527.892
EUR31.97531.41031.646
RUB0.4400.3300.417
$/баррельИзм., %Дата
BRENT70.44+0.37Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №23 (120) 11 ИЮНЯ 2007
Аида с мотоциклом    Печатная версия    в избранное
МУЗЫКА
В современной классической музыке последнее слово нередко остается за экономикой. Чем богаче страна, тем больше шансов у ее граждан слушать своих выдающихся исполнителей дома

В конце мая в киевской Национальной филармонии состоялся уникальный концерт — молодые музыканты (два украинских и два грузинских) исполняли произведения Баха одновременно на четырех фортепиано. Пианистов из Грузии готовил Тенгиз Амирэджиби, давно ставший на своей родине человеком-легендой: первый сольный концерт, который он дал в восьмилетнем возрасте, состоялся еще в середине тридцатых годов прошлого века. С тех пор пианист не только завоевал прочную международную репутацию выдающегося исполнителя (в Париже даже сняли фильм «Играет Тенгиз Амирэджиби»), но и стал создателем школы грузинских пианистов. Молодые украинские музыканты смогли оценить ее главные принципы на мастер-классе, который маэстро дал в Киеве. А корреспондент «Эксперта» побеседовал с ним о том, какую роль играла и играет классическая музыка в обществе, и как она изменилась. Узнать мнение Тенгиза Амирэджиби было особенно интересно, поскольку он отслеживал и оценивал этот процесс многие десятилетия. Стаж его исполнительской деятельности, если считать со времени первого сольного концерта, перевалил за семьдесят лет, а преподавательской — за полвека.

— О любом человеке, а уж тем более о пианисте, многое говорят его музыкальные вкусы. Вашим любимым композитором называют Шопена…

— Не совсем так. Просто меня в последнее время просят играть его чаще, чем других композиторов. Но я не меньше, чем Шопена, люблю Моцарта, Бетховена, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева.

— А как вы относитесь к творчеству авангардистов, например, Пауля Хиндемита?

— Я признаю его заслуги. Он мне интересен, однако считаю, что одного интереса еще недостаточно. Композитор должен увлечь и завлечь исполнителя. Есть такое старинное слово — пленить.

— Однако Хиндемит, Шенберг, Берг и многие другие выдающиеся композиторы двадцатого века пошли по другому пути…

— И они должны были по нему пойти, чтобы найти новое мышление, новые открытия и звучания. Другое дело, что в современной академической музыке появились снобистские тенденции. Некоторые исполнители считают: не очень прилично играть захватывающе, заставлять слушателя увлекаться тем, что ты исполняешь. Есть даже такое выражение: «Надо немного больше скуки навести». Но, по-моему, если слушателю скучно, то это уже не искусство. Конечно, он должен быть подготовлен, потому что случайному слушателю может быть скучно и при исполнении великих творений. Сейчас, например, не редкость, когда на концерте классической музыки, в котором участвуют несколько исполнителей, великолепный виолончелист имеет меньший успех, чем посредственный певец.

— Потому что игру виолончелиста понять сложнее?

— Да. А театры и концертные залы реагируют на появление у себя неподготовленного слушателя разными постановочными выдумками. Во Франции я видел оперу ”Риголетто”, действие которой происходит в космосе. А в другом театре в ”Аиде” герой въезжает на сцену на мотоцикле. Режиссер какого-нибудь оперного театра или приглашенный режиссер, сделавший модную постановку, может сказать в интервью: ему неинтересно повторять то, что на самом деле хотел сказать Чайковский. Я думаю, это все-таки проявление слабости. А, может быть, дело и в том, что такие режиссерские новшества помогают сэкономить на постановочной части, на декорациях. Но такие большие театры, как ”Метрополитен” и ”Ла Скала”, пытаются остаться в рамках традиции.

«Формирование новой национальной идентичности — это процесс, который нельзя торопить. Слово ”сформировать” я даже не употреблял бы, потому что оно уже само по себе требует немедленных действий»

— Вот давайте и поговорим о традиции и современности. Вы преподаете фортепианную музыку уже более полувека. Отличаются ли чем-то нынешние молодые музыканты от своих сверстников прежних лет?

— Отличаются. Раньше, к примеру, для первого ознакомления с трудным музыкальным произведением, глубоким по мысли и технически сложным по исполнению, студентам нужно было не меньше двух недель. Сейчас им хватает на это одного-двух дней. Такие студенты были и раньше, но очень мало. Их считали феноменами. Сегодня почти каждый молодой музыкант работает как компьютер. Я не знаю, с чем это связано, возможно, с прогрессом техники. Или, может быть, человеческий мозг приспособился к новым условиям жизни и ему требуется меньше времени на решение новых задач, не только музыкальных.

С другой стороны, такая высокая скорость овладения музыкальной исполнительской техникой очень часто вводит в заблуждение. Послушаешь игру студента, и кажется, что его уже через месяц можно выпускать на любой ответственный концерт. А на самом деле это не так. Он играет правильно, хорошо, но в искусстве этого очень мало. Другому ученику требуется целых полгода, чтобы сделать то же самое, но он выходит на сцену и понимаешь: вот это и есть подлинный талант. А у первого студента есть музыкальные данные, но нет фантазии, нет глубины, да и сам он черствый человек.

— А разве это обязательно проявляется на сцене?

— Конечно. Человеческое обаяние очень важно для установления контакта со слушателем. Сейчас многие музыканты пытаются навязать такой контакт внешними средствами — вот рука взлетела, нога туда, улыбка сюда. Но это все клоунада. В техническом смысле мастерство исполнителей классической музыки необыкновенно выросло. Играть стали точнее, быстрее и, кстати, громче. По-видимому, тут еще имеют значение условия жизни и работы современных музыкантов. Сейчас, если ты хочешь и дальше оставаться в обойме, то должен уже через две недели сыграть где-то на другом краю земли вещь, которую раньше не играл никогда.

А иногда смотришь по телевизору архивную запись и видишь, как какая-то старушка с бантиком скромно садится за инструмент и играет такие музыкальнофилософские глубины. Так что хвастаться, что мы ушли вперед, еще рановато.

— Но все же время тех музыкантов уже ушло.

— Да. И нельзя сказать, что музыкальных дарований стало меньше. Гениев было мало всегда. Но им всегда сопутствовали и продолжают сопутствовать умные, интересные, содержательные люди. Число участвующих в мировом музыкальном процессе пианистов, скрипачей и других музыкантов за последние десятилетия очень выросло.

Слушатели уже не всегда могут в них разобраться, понять, где простая техника, а где настоящая музыка. Но все-таки, выбирая своего любимого исполнителя среди множества лауреатов разных конкурсов, которые играют почти одинаково, мы исходим из тех же критериев, что и раньше — интеллект, фантазия, эмоции, темперамент, обаяние.

— А грузинские, украинские, русские пианисты чем-то отличаются от западных?

— Содержательностью. Общая культура накладывает свой отпечаток на музыку, ассоциативное мышление больше развито. Могу сказать, что на конкурсах запоминают грузинских пианистов, даже если они не заняли призовые места. Думаю, дело тут в темпераменте, фантазии, какомто эмоциональном тепле. То же самое можно сказать и об украинцах. На россиянах сказывается масштабность страны. Я назвал бы их музыкальное мышление во многом объективно-монументальным. Хотя все эти градации, конечно, условны. Кроме того, у наших музыкантов высокое качество исполнительского мастерства.

— Обычно это связывают с русской исполнительской школой.

— Конечно, влияние русской школы колоссально. Но ведь она возникла не на голом месте, а сформировалась на основе немецкой, французской, австрийской школ. Вот смотрите, мой педагог учился у замечательного грузинского пианиста Алоиза Мизандари. А Мизандари часто гастролировал во Франции, был другом Ференца Листа. Потом я учился в Москве у замечательных педагогов, пианистов Константина Игумнова и Льва Оборина. А эта исполнительская линия восходит к Черни и Бетховену. Так что русская школа — это результат интеграции разных школ. Там и поляки сыграли огромную роль.

— Вам не жаль, что ваши лучшие ученики работают сейчас за границей? Спрашиваю об этом, потому что в Украине происходит то же самое. Наши академические музыканты уезжают за рубеж, где и условия лучше, и работы больше.

— Вы знаете, для нас это одновременно и беда и гордость, что наши музыканты блистают во всем мире и их там ждут и любят. Один из моих учеников, например, работает сейчас профессором в Бостоне, где у него прекрасные условия. А у нас выпускника консерватории ждет в лучшем случае педагогическая работа за такие деньги, что он не то, что семью — себя не может прокормить. Живущий в Бостоне ученик очень любит Грузию, но приезжает сюда не так часто, как хотелось бы, потому что постоянно занят на гастролях. Он лауреат первых премий престижных международных конкурсов, и понятно, что западная публика в нем заинтересована. Так обстоят дела и у многих других наших музыкантов. Они вынуждены работать за границей.

— Как вам кажется — они становятся при этом гражданами мира или все-таки остаются грузинами?

— Я думаю, это зависит от человека. Кто-то растворяется в другой культурной среде, но большинство все же чувствуют ностальгию.

— Вы сказали, что это не только гордость, но и беда. Если все же беда, то как ей можно помочь?

— Дело за экономикой. Чем лучше будет экономическое положение в стране, тем больше людей смогут купить билеты на концерты классической музыки. Однако и сейчас залы у нас не пустуют. Вы знаете, даже в самые тяжелые годы, когда люди, можно сказать, жили впроголодь и без тепла, они ходили в оперный театр и на концерты. По-видимому, требовалась какая-то отдушина, вера в то, что существуют бессмертные истины и желание приобщиться к ним.

— А как вы находите у себя новые музыкальные таланты на смену уехавшим? Или они сами приходят?

— Обычно — сами. Нужно сказать, что у нас сейчас очень много талантливых молодых музыкантов. И чаще всего это почему-то сочетается с финансовыми затруднениями в семьях. Так что не каждому из них удается сказать в музыке свое слово.

— Почему? У вас в консерватории только платное обучение?

— Часть мест — бесплатные, но дело не в этом. Чтобы принять участие в каком-нибудь международном конкурсе, надо самому оплатить дорогу и проживание (плата за само участие обычно небольшая). И нередко получается, что у какого-то талантливого музыканта денег на это нет. И на конкурс едет другой, менее способный, но зато более состоятельный. Причем едет не один раз. А талантливых людей на удивление очень много.

— Но и тут последнее слово остается все же за экономикой. А я хочу спросить вас о связи музыки не только с экономикой, но и с идеологией. Сейчас одной из главных проблем в Украине и Грузии является поиск новой национальной идентичности. Какую роль в этом может сыграть национальная народная музыкальная культура?

— Украинцы богаты замечательными народными песнями, причем самыми разнообразными. Есть трагические и печальные, есть полные радости и юмора. Не сомневаюсь, что народ с такой богатой культурой, не только музыкальной, сможет заново сформировать свою национальную идентичность. Но, по-моему, это слишком сложный вопрос для того, чтобы, как говорится, поставить его и начать решать. Слово ”сформировать” я даже не употреблял бы, потому что оно уже само по себе требует немедленных действий — сегодня, завтра. А этот процесс нельзя торопить. Национальная идентичность придет, я очень верю в это. Но со временем. А какое для этого нужно время — это у боженьки надо спросить.



Автор: Сергей Семенов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Новости компаний
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018
Подарок в форме рождественского венка: прикольные идеи Форма и подача подарков так же важны, как и их содержание. Интересное оформление способно даже самые обычные мелочи... 31.10.2018
Виртуальные азартные игры В сети для украинских пользователей доступно немало казино. Однако, не все они надлежащего качества. Поэтому локальная... 24.10.2018



Публикации
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018
Евросоюз настаивает на отмене пошлин 07.09.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте