Новости
В Минсоцполитики рассказали, где в Украине проживает больше всего переселенцев В Украине по состоянию на начало июля насчитывается 1 млн 389 тыс. 792 внутренне перемещенных лица с оккупированных... 17.07.2019
В Украине появилась информационная база об опасных товарах На ресурсе будет размещена информация как для потребителей, так и для бизнеса. 17.07.2019
В Чернобыле приступил к работе завод по переработке радиоактивных отходов За первую неделю переработали почти 3000 кг. 17.07.2019
Кабмин собирается снова поднять минималку Кабмин планирует увеличить минимальные зарплаты до 5500 гривень 17.07.2019
Правительство изменит порядок проверки украинцев, получающих соцпомощь Субсидии украинцам вскоре будут назначать только в электронном виде 17.07.2019
Владимир Омелян обратился к украинским авиакомпаниям с просьбой придерживаться языкового закона Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян уведомил украинские авиакомпании о необходимости выполнять положения... 17.07.2019
Борис Джонсон хочет провести досрочные всеобщие выборы после Brexit Джонсон заявил, что страна наверняка выйдет из ЕС без соглашения к 31 октября 17.07.2019
В Пенсионном фонде рассказали о показателе средней зарплаты для расчета пенсий Показатель утвержден за май 2019 года 17.07.2019
Синоптики рассказали, когда в Украину вернется аномальная жара В Украину возвращается летняя жара. В ближайшие дни столбики термометров покажут 31 градус.
17.07.2019
В Украине значительно подешевели яйца В июне десяток яиц в среднем стоил 13 гривен, что на 43% меньше, чем в июне прошлого года.

17.07.2019
В Сенате США приняли резолюцию по Украине: о чем там идет речь Сенат США принял резолюцию, посвященную 5-й годовщине Революции достоинства и памяти Героев Небесной сотни.
17.07.2019
Торговля в Венесуэле: где богачи покупают импортные деликатесы В стране, где не хватает продуктов и медикаментов, развивается «серая зона» экономики.

17.07.2019
Агентство ООН по делам беженцев глубоко обеспокоено ограничениями по убежищам в США Агентство ООН по делам беженцев говорит, что оно «глубоко обеспокоено» новыми американскими ограничениями на убежище,... 17.07.2019
Чешский конный завод внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО Чешский конный завод, основанный 440 лет назад для разведения и подготовки церемониальных лошадей для работы при... 17.07.2019
Проблема с самолетами Boeing приводит к сокращению полетов самой загруженной авиакомпании Европы Крупнейшая европейская авиакомпания, бюджетный перевозчик Ryanair, прекратит полеты и закроет некоторые из своих баз... 17.07.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36626.211+0.468
Серебро396.239+1.673
Платина21803.472+3.550
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.05025.75025.864
EUR29.35028.82529.027
RUB0.4230.3150.412
$/баррельИзм., %Дата
BRENT64.95+0.93Jul
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №35(402) 16 СЕНТЯБРЯ 2013
Музей, в котором не скучно    Печатная версия    в избранное
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция

Выставка «Великое и величественное» в национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» официально называется «всеукраинской художественной». Но если говорить не только о масштабах огромной экспозиции, которая в очередной раз продемонстрировала почти неограниченные возможности старинного здания, но и о ее концепции, корректным будет также слово «музейная». Ведь выставка состоит из ровно тысячи произведений украинского искусства, представленных тридцатью пятью ведущими музеями Украины. И вот тут ее организаторы показали, что поход по музею может быть столь же увлекательным, как и, например, чтение детективного романа, когда, не в силах оторваться от текста, с нетерпением ждешь, какой очередной поворот сюжета подготовил тебе автор на следующей странице.

Ошибки прошлого

Говоря откровенно, надо признать, что слово «музей», если не брать экзотические его варианты, у большинства жителей планеты ассоциируется со словами «надо» и «скука». Если бы это было не так, подавляющее большинство посетителей лучших музеев мира составляли бы коренные обитатели городов, в которых они находятся. Жители Санкт-Петербурга проводили бы свои выходные в Эрмитаже, парижане — в Лувре, а москвичи — в Третьяковке. И если бы они при этом находились возле каждого из многих тысяч музейных экспонатов, как и положено, хотя бы несколько минут, мысленно вживаясь в эпоху, которую он представляет, то этих экскурсий им бы хватило на много лет. Но на самом деле большинство из нас бывает в музеях своих родных городов пару раз: первый — в детстве, вместе со школьной экскурсией или родителями, второй — уже со своими детьми. И, как правило, мы убеждаемся при этом, что за пару десятков лет в музее мало что изменилось.

Одна из навеянных выставкой в «Мистецьком Арсенале» тем для размышлений — насколько художник в осмыслении даже самых сложных вещей может идти впереди представителей рационального мышления, будь то политические деятели, историки или философы

Второй после закостенелости главный недостаток обычных музеев состоит в традиционной хронологической линейности их экспозиций. При входе посетитель четко знает, что первые залы будут посвящены самым древним эпохам — и далее по восходящей. Так что, если музей незнакомый, то пока человек доберется до экспонатов, которые его действительно заинтересуют, уже навалится усталость — и от впечатлений, и просто физическая. И тут снова вспоминается школа, в которой любопытный ученик, прежде чем дойдет до своего любимого предмета, должен годами изо дня в день получать массу неинтересных, а то и ненужных знаний.

Ну и, наконец, третий недостаток, касающийся в первую очередь украинских музеев, — их, говоря современным языком, «нераскрученность». Это особенно важно сегодня, когда многие украинцы уже побывали за границей — и не только на отдыхе, но и в турах, где посещение музеев в стиле «галопом по европам» входит в обязательную программу. Вот и отвечает жительница, к примеру, Горловки или Сум на приглашение посетить местный художественный музей: «Ах, вы знаете, после Лувра как-то не хочется».

Иоганн Георгий Пинзель. «Самсон, разрывающий пасть льву» и «Жертвоприношение Авраама», конец 1750-х годов. Львовская национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого

Искусство для богатых

Горловку и Сумы автор этих строк упомянул неслучайно. Если бы я не посетил «Великое и величественное», то так и не узнал бы, например, что в местных художественных музеях этих городов выставлены полотна одного из украинских художников начала прошлого века, яркого представителя стиля модерн Вильгельма Котарбинского. Поляк по месту рождения, он учился живописи в Варшаве и Риме (кстати, получил звание «лучшего римского рисовальщика»), потом в 80-е годы позапрошлого века расписывал киевский Владимирский собор, стал благодаря этому модным художником и работал по заказам в домах самых богатых столичных промышленников.

Вильгельм Котарбинский. «Туман Нила». Горловский художественный музей

Похоронен Вильгельм Котарбинский на киевском Байковом кладбище на польском участке. Но дело тут не только в богатых поворотах его биографии, которая воплощает в себе изначально заложенную в истории Украины мультикультурность и, следовательно, выходит, как и вся выставка, за рамки чисто художественные. (Тут можно еще добавить, что его полотно «Римская оргия» находится в санкт-петербургском Русском музее). Важно и то, что картины этого живописца — просто идеальное воплощение главного эстетического тренда той удивительной эпохи конца позапрошлого — начала прошлого веков, когда стремительное развитие капитализма в Европе привело к появлению на свет новых потребителей произведений искусства. Не обладавшие, в отличие от аристократов, художественным вкусом, воспитанным с детства в окружении произведений классического искусства, столетиями находившихся в фамильных жилищах, они хотели чего-то нового и яркого.

И художники выполнили этот социальный заказ. По сути, живопись в стиле модерн была для «новых украинцев» (русских, французов, немцев) начала прошлого века тем же, чем стали в 50–60-е годы прошлого века для разбогатевших американцев поп-арт и абстрактный экспрессионизм. Или для состоятельных людей постсоветского пространства — contemporary art. Но важно, что при этом Котарбинский писал картины сюжетные, опирающиеся на библейские или исторические предания, то есть понятные заказчикам. И тут возникает еще одна тема для размышлений — ведь только в условиях современного массмедийного диктата стало возможным доказывать потребителю, что он не просто может, а должен приобретать произведения искусства, которые он сам, что называется, «не догоняет». Сто лет назад это было, за редкими исключениями, невозможно.

Богородица Воплощение, ХVII век. Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове
Дарохранительница, Переяславль, 1786; крест напрестольный, Киев, 1738. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Европейская Украина

Я выделил из тысячи представленных на выставке в «Арсенале» экспонатов несколько полотен Вильгельма Котарбинского вовсе не потому, что они являются, как нынче принято говорить, «хитами» экспозиции. Как раз наоборот — по сравнению со многими представленными на «Великом и величественном» украинскими художниками-новаторами он выглядит вторичным. Но это хороший пример того, как много мыслей, в том числе и, казалось бы, не относящихся прямо к искусству, может вызвать даже не самый интересный музейный экспонат — стоит только задержаться возле него хотя бы на несколько минут.

Только в условиях современного массмедийного диктата стало возможным доказывать потребителю, что он не просто может, а должен приобретать произведения искусства, которые он сам, что называется, «не догоняет». Сто и более лет назад это было, за редкими исключениями, невозможно

Намного больше, чем о Котарбинском, можно было бы написать, к примеру, о знаменитой серии «Українська абетка», созданной выдающимся украинским книжным графиком Георгием Нарбутом (представлена Харьковским художественным музеем). Автор рисунков, размещенных на первых украинских банкнотах и почтовых марках, и проекта герба Украины посвятил каждой букве украинского алфавита отдельный лист с иллюстрирующей ее картинкой — довольно часто смешной. Так, например, на букву «О» он выбрал слова «осел», «оружжя», «огорожа» и изобразил осла, прыгающего через изгородь, рядом с которой висят на дереве военные доспехи.

Но для того чтобы написать об экспозиции Нарбута, занимающей в «Арсенале» небольшой зал, нужна, как минимум, отдельная статья, Ведь он, в отличие от того же Котарбинского, был настоящим художником-новатором и одним из основателей (здесь даже больше подойдет старомодное слово «фундатор») первых государственных институций искусства новой Украины — причем как при гетмане Павле Скоропадском, так и при советской власти.

А уж об украинской идентичности в интерпретации Нарбута, стоя в окружении листов его «Абетки», можно размышлять очень долго. Художник не пошел по легкому пути «героического пафоса» — его рисунки полны иронии и изящества, а шрифт соединяет достижения рукописной украинской книги и западноевропейских мастеров. Вот оно — наглядное художественное воплощение той самой «европейской Украины», о которой сегодня говорят отечественные политики. Только им, политикам, не хватает для того, чтобы объяснить, что это такое, многих часов речей — а Нарбуту для этого было достаточно создать художественный образ, прочитываемый зрителем почти мгновенно.

Плащаница, Украина, конец XIX века. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Деревенские философы

И это тоже еще одна навеянная выставкой в «Арсенале» тема для размышлений — насколько художник в осмыслении даже самых сложных вещей может идти впереди представителей рационального мышления, будь то политические деятели, историки или философы. Ведь почти за каждой представленной на выставке работой стоит не просто своя эстетическая концепция, но и своя картина мира. Опять же — намного более сложная, чем в популярных сегодняшних одномерных исторических теориях.

Возьмем, например, жизнь советских колхозников, тему особо важную для Украины, корни национальной идентичности которой большей своей частью произрастают из сельской почвы. На выставке есть и молодые красавицы на картине шестидесятника Виктора Зарецкого «Девчата», и столь же ярко декоративная «Свадьба» Татьяны Яблонской, и «Субботник» еще одного шестидесятника Станислава Божия, на котором крепко сбитая красотка явно сельского происхождения стоит, подбоченившись, рядом с ведром, в которое окунут веник, с таким видом, как будто сейчас перевернет весь мир. И тут же можно увидеть поразительные по своей живописной наивности и печальной философичности коллективные портреты деревенских семей, созданные Панасом Ярмоленко (кто знал бы об этом художнике, о котором молчит даже вездесущая Википедия, если бы не «Великое и величественное»?) в 30–40-е годы прошлого века. А ведь это самый что ни на есть настоящий «украинский Пиросмани» — только, в отличие от всемирно известного грузинского художника-примитивиста, еще нераскрученный.

И тут можно говорить о еще одной заслуге организаторов выставки: казалось бы, тема охвата украинского искусства за тысячелетие с лишним его существования диктует простое решение — разместить в первую очередь общепризнанные шедевры. Но на «Великом и величественном» помимо них представлено немало работ художников, чьи фамилии еще не вошли в обойму массового сознания. И это очень хорошо. Потому что здорово, конечно, увидеть своими глазами картину, о которой слышал и читал, но еще круче — присутствовать при открытии для широкой публики нового яркого живописца, о котором раньше знали только специалисты.

Казимир Малевич. «Супрематизм 65», 1915. Василий Кандинский. «Супрематическая композиция», 1916. Пархомовский историко-художественный музей
Александр Архипенко. «Идущая женщина», 1912. Из частной коллекции

Старое и новое

Эта новизна подачи материала дает о себе знать сразу при входе на выставку. Понятно, что, поскольку «Великое и величественное» приурочено к 1025-летию Крещения Киевской Руси, экспозиция начинается с украинских икон. Казалось бы, столь же очевидно, что этот раздел выставки должен открываться нашим «коронным номером», благодаря которому отечественную иконопись знают во всём мире. То есть украинскими иконами в стиле барокко, объединяющими иконописные традиции Древней Руси с живописными приемами западной живописи XVII–XVIII веков, и народной иконой с ее удивительным наивом, где у святых вместо строгих ликов столь живое выражение лица, что кажется — иконописец писал их со своих односельчан.

Неизвестный скульптор. «Епископ», XIX век (на первом плане), Львовский музей истории религии. Неизвестный скульптор. Распятие, XVIII век. Львовская национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого

И, конечно, на выставке всё это есть. Однако открывают ее не эти, выражаясь языком современного бизнеса, «голубые фишки», а две иконы из львовского музея истории религии — написанные в начале ХХ столетия неизвестным художником ангелы, где всё тот же сверхпопулярный в то время модерн диктует яркую декоративность одежд и бытовой психологизм, отчасти даже переходящий в сентиментальность уже даже не ликов, а лиц. И опять же — ну кто из туристов, посещающих Львов, найдет время для посещения местного музея истории религии? И только благодаря комплексу «Мистецький Арсенал» мы узнали о незнакомом для большинства из нас пласте украинской иконописи.

Рядом выставлена «Алипия» недавно умершего Александра Гнилицкого — не то сверкающая золотом луковица купола православного храма, не то золоченая елочная игрушка. И тут надо сказать о такте, с которым организаторы выставки реализовали модный нынче тренд совмещения в едином пространстве работ современных художников с музейными экспонатами. Contemporary art здесь не бросается в глаза и как бы скромно знает свое место. Единственное, пожалуй, исключение из этого правила — живописные и скульптурные работы всё еще недооцененного украинского художника Александра Сухолита, но они того стоят.

И еще одно замечание — огромные масштабы здания старинного Арсенала позволили выставить музейные экспонаты так, как мы вряд ли их увидим в обычных музеях, где теснота залов заставляет шедевры буквально наползать друг на друга. На «Великом и величественном» у каждого из них достаточно места, чтобы смотреться достойно. Да и вся выставка получилась, если попробовать сформулировать впечатление от нее одним словом, достойной. Достойной более чем тысячелетия большого искусства.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова






Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кто приберет к рукам украинскую землю (Часть первая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте