Новости
Ученым удалось превратить ДНК в микрокомпьютер Специалисты Калифорнийского технологического института превратили ДНК в вычислительную машину. В ней молекулы играют... 21.03.2019
В Украине просыпается рынок труда: какие вакансии сейчас наиболее востребованы? В сравнении с январем, количество вакансий в Украине выросло сразу на двадцать процентов 21.03.2019
В Хмельницкой области испытывают новые турецкие дроны ВСУ (ВИДЕО) Bayraktar отбомбился по мишеням на полигоне в Хмельницкой области. 21.03.2019
Нардеп Палатный предложил повысить зарплаты детским тренерам Финансирование и содержание системы детско-юношеских спортивных школ в Украине сегодня полностью зависит от органов... 21.03.2019
В заповеднике Хортица заметили барсуков из Красной книги (ФОТО) Пару краснокнижных животных заснял запорожский фотограф. Зоологи считают, что хищники могли добраться до острова по... 21.03.2019
Канада выделит Украине $105,6 млн на украинских военных Канада в течение следующих трех лет выделит $105,6 млн на тренировки украинских военных и другую оборонную помощь. 21.03.2019
В США собираются модернизировать "лучший в мире танк" M1 Abrams США потратят свыше шести миллиардов долларов на модернизацию танка M1 Abrams («Абрамс»). 21.03.2019
В одном из городов Великобритании вандалы разбили стекла в мечетях Неизвестные в течение ночи разбили оконные стекла в пяти мечетях Бирмингема при помощи кувалд, сообщает в четверг... 21.03.2019
В "Укрзализныце" объяснили, как теперь будет определяться цена на билет В "Укрзализныце" рассказали, как будут присваивать классы составам и от чего будет зависеть стоимость проезда. 21.03.2019
95% поляков хотят навсегда перевести стрелки и жить по летнему времени Граждане хотят перейти на летнее время и остаться в нем навсегда 21.03.2019
В Египте едят только украинскую кукурузу - Украина оказалась единственным экспортером Основные предприятия Египта за первую половину марта этого года осуществляли покупку только украинской кукурузы. 21.03.2019
В Украине продолжает действовать закон о буллинге, - еще один штраф Суд в Киеве составил админпротокол по факту буллинга на мать подростка, который ударил и оскорблял сверстника.
21.03.2019
Тереза Мэй объявила крайний срок продления Brexit Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй не будет продлевать срок Brexit далее 30 июня. Она также исключила проведение... 21.03.2019
Океаны поглощают почти треть глобальных выбросов CO2, но какой ценой? Влияние климатических изменений, от лесных пожаров до более сильных штормов, уже опустошает сообщества по всему миру.... 21.03.2019
МВД в день выборов проверит, кто из избирателей пребывает в Украине В день выборов президента Украины, 31 марта, Министерство внутренних дел (МВД) проверит реестр избирателей на предмет... 21.03.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35399.746-0.383
Серебро418.657+0.221
Платина23092.697+2.313
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.35027.10027.168
EUR31.31530.71530.846
RUB0.4440.3310.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT68.23-0.39Mar
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №23(394) 17 ИЮНЯ 2013
Бедный богатый Гэтсби    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Очередная экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда наглядно продемонстрировала изменения в отношении общества к богатству

Голливудский блокбастер «Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана, который идет сейчас в украинских кинотеатрах, получил двойное признание. За первые две недели проката фильм уже окупил свой бюджет в размере 105 млн долларов — его мировой бокс-офис составлял в начале июня 261 млн. Кроме того, «Великий Гэтсби» открывал Каннский кинофестиваль нынешнего года, а это значит, что Лурман вошел в элиту мирового кинобомонда.

А вот кинокритики и интеллигенция Лурмана, как правило, ругают. Им не нравится не только то, что он поручил продюсирование саундтрека фильма, рассказывающего о 1920-х годах (и, следовательно, «золотом веке джаза»), рэперу Jay-Z. Ценители хорошего вкуса ставят Лурману в вину примитивную роскошь вечеринок, происходящих в доме главного героя фильма Джея Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо. Им не нравится и сам его дом, точнее замок-новодел, словно построенный Джамшутом и Равшаном. Они кривятся от эпизода, когда Гэтсби, гоняя с превышением скорости на экстравагантном желтом лимузине, предъявляет полицейскому свою визитную карточку — и тот испуганно берет под козырек. Список претензий к фильму велик, и закончив его, интеллигентный критик обычно советует читателю «обратиться к великому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда», так своевольно экранизированному Лурманом. А подкованный в истории киновед заодно вспоминает и ставшую классикой ленту 1974 года «Великий Гэтсби» режиссера Джека Клейтона с неотразимым Робертом Редфордом в главной роли.

Но в том-то и дело, что тот, кто прочитает роман Фицджеральда, легко убедится, что его экранизация образца 2013-го куда ближе к первоисточнику, нежели киноклассика почти сорокалетней давности. К тому же многие критики фильма всё еще находятся в плену представлений о богатстве, сложившихся в золотые времена среднего класса во второй половине прошлого века. Между тем за последние годы ситуация в восприятии богачей в обществе изменилась — и искусство, как обычно, опережает в фиксации этого факта и социологов, и историков.

Дэзи и Джей в фильме Джека Клейтона «Великий Гэтсби», 1974

Богатые — не такие, как мы

В разные периоды своей истории общество по-разному относится к богачам. И наиболее чутким индикатором этого отношения является самое массовое из искусств — кино. Дело в том, что, вкладывая в фильмы, предназначенные для широкой публики, десятки и сотни миллионов долларов, их создатели, чтобы не только отбить эти деньги, но и заработать, волей-неволей должны пытаться предугадать, какими хотят увидеть на экране богачей посещающие кинотеатры зрители.

Конечно, тут есть простые, но проверенные временем рецепты. Так, небогатых зрителей всегда привлекала на экране «красивая жизнь» — одежда, интерьеры, экзотические пейзажи, роскошные автомобили, — внутри которой они, ощущая себя героями фильма, могут прожить в кинозале хотя бы полтора-два часа. Отличной приманкой остается также подача событий в духе, сформулированном в названии мексиканского сериала 1970-х годов «Богатые тоже плачут», — зрители, втайне завидовавшие героям фильмов, могли утешиться тем, что не всё в жизни богачей так замечательно, как кажется на первый взгляд.

Если попытаться свести содержание романа «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда к одной фразе, то он о том, как «старые деньги» победили «новые»

Однако в кино и литературе было немало серьезных попыток разобраться в богатстве. Например, в том, как оно формирует психологию его обладателей. И тут особняком стоит творчество Фицджеральда, который, в отличие от большинства своих коллег, не обличал богачей, а пытался в них разобраться так, как зоолог изучает семейство кошачьих, — не ставя им в вину, что они хищники. Кстати, это сравнение можно воспринимать буквально: Эрнест Хемингуэй вспоминал, как Фрэнсис Фицджеральд сказал ему: «Богатые — не такие люди, как мы с вами».

В этом плане интересна судьба законченного писателем в 1925 году романа «Великий Гэтсби». При жизни Фицджеральда история несчастной любви нувориша Джея Гэтсби не пользовалась особым спросом (продано немногим более 20 тыс. экземпляров), а потом была и вовсе забыта. Но с начала 1960-х годов интерес к ней возрос настолько, что произведение начали включать в списки самых выдающихся романов ХХ века. Так, по версии американского издательства Modern Library, среди англоязычных книг оно уступило в 1998 году только «Улиссу» Джеймса Джойса. А самая влиятельная французская газета Le Monde годом позже даже при традиционном галльском культурном англофобстве отдала «Великому Гэтсби» почетное 46-е место в списке лучших романов ХХ века на всех языках.

Так что же — читатель прозрел? Едва ли. Просто, начиная с 1960-х годов, население стран «золотого миллиарда» становилось всё богаче и благополучнее. Научно-технический прогресс казался залогом всеобщего благоденствия, возник средний класс, и комфорт, когда-то доступный лишь тысячам, стал достоянием миллионов. И вот тут-то эти миллионы захотели понять, что же за люди — богачи, которые раньше казались им недосягаемыми небожителями, а сейчас — всего лишь более удачливыми «братьями по классу».

Мир, оставшийся в прошлом

Всё это наглядно проявилось в упомянутой экранизации «Великого Гэтсби» 1974 года. Главной фигурой в ней был не столько малоизвестный режиссер Джек Клейтон, который ни до этого фильма, ни после него ничем не прославился, сколько его сценарист — находившийся тогда в зените своих славы и творческих сил Фрэнсис Форд Коппола.

Стоит напомнить вкратце историю, рассказанную в романе Фицджеральда. Некий Джей Гэтсби, молодой лейтенант и участник Первой мировой войны, полюбил девушку Дэзи из состоятельной семьи, но был слишком беден для женитьбы и потому начал искать любые способы разбогатеть, чтобы попросить ее руки. Однако к тому времени, когда он заработал миллионы на нелегальной продаже спиртного (действие романа происходит во времена «сухого закона»), Дэзи уже вышла замуж за Тома Бьюкенена, наследника очень богатых родителей. И хотя предки Тома, скорее всего, заработали в XIX веке свои миллионы средствами не более корректными, чем Гэтсби, к 1920-м годам Бьюкенены уже стали аристократией, по сравнению с которой Джей был просто выскочкой. Так что хотя Гэтсби, построивший роскошный замок на другом берегу залива напротив фамильного дома Бьюкененов только для того, чтобы быть рядом с Дэзи, добился на время благосклонности своей возлюбленной, в итоге она, узнав, что он бутлегер, вернулась к мужу.

Дэзи и Джей в ленте Эллиотта Наджента «Великий Гэтсби», 1949

Литературные достоинства «Великого Гэтсби», на взгляд «Эксперта», сильно преувеличены. Гораздо интереснее рассматривать его с точки зрения истории экономики, и тут содержание романа можно свести к одной фразе: «Великий Гэтсби» написан о том, как «старые деньги» одержали победу над «новыми». Но это не значит, что они были лучше «новых» — недаром Фицджеральд заканчивает роман фразой: «Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги». Просто в романе зафиксировано, что в начале 1920-х годов американское общество еще не легитимизировало новоиспеченных богачей наравне со старыми.

Возвращаясь к «Великому Гэтсби» 1974 года, замечу, что хорошее кино, о каких бы временах оно ни повествовало, рассказывает не столько о них, сколько о том, как они воспринимаются сегодня. Так, Коппола всячески микширует происхождение денег Гэтсби. О том, что он заработал их нелегальной продажей спиртного, в фильме говорят, но не выпячивают этот факт на первый план. И не столько это разоблачение служит для Дэзи причиной бросить любовника и вернуться к мужу, сколько воспоминания о том, что и своего мужа она тоже когда-то любила.

Сыгравший в этом фильме Гэтсби 37-летний Роберт Редфорд всегда был для зрителей, что очень важно, не просто кинозвездой, но и на редкость обаятельным актером, эдаким «своим парнем». Поэтому представить себя на его месте и отождествить себя с героем (в отличие от Гэтсби в исполнении Ди Каприо в фильме Лурмана) зрителю было нетрудно. На это работало всё в фильме. Так, например, гардероб Гэтсби разработал тогда еще молодой Ральф Лорен, и те рубашки поло и свитера, которые в фильме носит Редфорд, можно и сегодня купить в магазинах в сегменте одежды для среднего класса. Вечеринки, которые в фильме закатывает главный герой, хотя и впечатляющие, но не выходят за рамки сегодняшнего праздничного «корпоратива» даже в небольшой компании. Ну и, конечно, глядя на обаяшку Редфорда, трудно представить, что его герой, как сказано в романе, по слухам, «убил человека». (В фильме Лурмана всё наоборот — там, напротив, в одной из сцен голос за кадром подчеркивает, что, глядя на лицо героя Ди Каприо, «веришь, что он убил человека».)

И еще одна важная деталь — в сцене, когда Том пытается разоблачить Гэтсби, доказывая, что тот не учился в Оксфорде, Джей отвечает, что был там пять месяцев, поскольку такое право предоставлялось после войны некоторым офицерам. Этот обмен репликами есть и в романе Фицджеральда. Но Коппола добавляет от себя и ответный вопрос Гэтсби, которого нет в романе: «А вы воевали, Том?», на который Бьюкенен смущенно молчит.

Гэтсби Редфорда — богач, сделавший себя сам только потому, что «богатые девочки не выходят замуж за бедных мальчиков», как сообщила ему Дэзи. Он почти такой же, как я, думал зритель, — просто у него мотивация посильнее будет. И всё это было отражением времени, когда после протестов чернокожих, студенческих бунтов и движения хиппи в конце 1960-х годов миллионам американцев показалось, что в США наступил классовый мир.

Впрочем, камерная мелодрама Копполы и Клейтона собрала тогда меньший бокс-офис, чем нынешняя версия фильма. В 1974-м цифры выглядели так: бюджет — 6,5 млн долларов, бокс-офис в США — 20,5 млн (примерно 30,6 млн и 96,6 млн долларов в нынешних масштабах цен). А вот «Великий Гэтсби» образца 2013 года собрал в США 133,3 млн долларов, притом что его бюджет (в сопоставимых ценах) в три с лишним раза больше, чем у фильма 1974-го.

Дэзи и Джей из фильма Роберта Марковица «Великий Гэтсби», 2000

Новое старое время

О том, что Баз Лурман внимательно смотрел «Великого Гэтсби» 1974 года, говорят некоторые прямые цитаты оттуда — например, вызывающий ярко-желтый лимузин главного героя, который в романе Фицджеральда неброского сливочного цвета. У Лурмана этот автомобиль еще более навороченный и гротескный, как будто сошедший со страниц старых комиксов. И хотя Лурмана нередко называют «клиповым режиссером», слово «комикс» по отношению к его последнему фильму кажется более уместным. Сцены с налетом психологизма сочетаются в его «Великом Гэтсби» с откровенным гротеском. Как, например, в эпизоде, когда партнера Гэтсби по бизнесу 60-летнего Меера Вольфшейма играет индийский актер Амитабх Баччан. Или когда уютный ресторан, в котором они встречаются, превращается в фильме в спрятанный за потайной дверью в парикмахерской диско-бордель, где среди гангстеров и проституток веселятся сенатор и начальник полиции Нью-Йорка.

Эти гротескные преувеличения, которые так раздражают некоторых критиков, объясняются тем, что Лурману надо было показать, как изменилось за последние годы отношение к богатству. Именно потому, что уровень развлечений Гэтсби из фильма 1974-го вполне доступен нынешнему среднему классу, Лурман делает вечеринки «своего» Гэтсби неправдоподобно роскошными по меркам нового XXI века. Ведь для молодого поколения зрителей-2013, воспитанного в докризисных нулевых годах, богатство — это то, что не прячут, а выставляют напоказ и швыряют на ветер. Ведь и появилось оно в буквальном смысле из воздуха в результате финансовых спекуляций.

А старая аристократия в американском понимании этого слова, по Лурману (и по Фицджеральду), думает иначе. Так, Бьюкенены, которые очень богаты, не устраивают шумных приемов, замкнувшись в своем узком кругу. И Дэзи, как четко акцентировано у Лурмана, бросает Гэтсби не по каким-то психологическим причинам, а узнав, что он бутлегер. Но не потому, что ее так уж смущает происхождение этих денег, а из-за того, что аристократия, к которой она принадлежит, не хочет принимать в свою среду «новых американцев», то есть тех, кто любит жить быстро и рискует умереть молодым. Так было в 1920-е годы, когда Фицджеральд писал свой роман, — и это время, если верить Лурману, возвращается сегодня.

А Гэтсби, думает зритель, ну что же, он, наверное, хороший парень… Вот только деньги испортили его.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Золотаревский, Слуцкий и Израилит. Украинская тюрьма приютит немецких проходимцев 18.02.2019
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.01.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте