Новости
СМИ: Новоназначенец СБУ Андрей Наумов. Человек Яремы с мутными активами и личным массажистом Несколько недель назад временно исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины (СБУ), Иван Баканов назначил... 19.08.2019
Назвали страну, которая больше всего помогает украинской армии 92% всей военно-технической помощи, которую Украина получила из-за рубежа с 2014-го, поступило из США.

16.08.2019
В Украине посчитали количество "элитных" автомобилей Сколько "элитных" авто в Украине: данные ГФС 16.08.2019
В Чернобыльской зоне назревает новая катастрофа: старый саркофаг находится в аварийном состоянии 16.08.2019
BBC: Немецкие ученые шокированы количеством пластика в снегах Арктики Ученые были шокированы количеством частичек пластика в Арктике, которую считают одним из самых чистых регионов мира. 16.08.2019
Суэцкий канал бьет рекорды пропускной способности – 81 корабль в день Кроме того, годовая прибыль Суэцкого канала в Египте достигла рекорда – почти 6 млрд долларов.

15.08.2019
Bugatti показала, как будет выглядеть автомобиль за 8 млн евро (ФОТО) Завтра Bugatti официально презентует публике свой новый гиперкар Centodieci. Однако уже сегодня в Сеть просочились фото... 15.08.2019
Мы просто расходный материал: Врач рассказала о деталях оказания первой помощи облученным радиацией под Архангельском Врачей местной больницы не предупредили об утечке радиации, когда они оказывали первую помощь пострадавшим при взрыве... 15.08.2019
В США запретили провозить на самолетах некоторые модели ноутбуков MacBook Федеральное авиационное управление США (FAA) приняло решение ввести запрет на провоз в самолётах некоторых моделей... 15.08.2019
Наемник «Вагнера» рассказал, как стал «расходным боевым материалом» Путина 15.08.2019
Технологии гиперзвукового оружия Россия украла у США,- Болтон Советник Трампа прокомментировал взрыв на секретном полигоне под Северодвинском.

15.08.2019
В Париже чайки атакуют дроны и срывают спецоперации 15.08.2019
Come back to USSR: российским ученым ограничили контакты с иностранцами Министерство высшего образования и науки РФ разослало в подведомственные организации рекомендации по контактам с... 15.08.2019
В Нью-Йорке пассажир самолета оказался единственным на борту лайнера Пассажир лайнера из Нью-Йорка оказался единственным на борту 15.08.2019
«Восстание машин»: «умные» духовки начали самостоятельно включаться ночью В США пользователи «умных» духовок начали жаловаться на «восстание машин». Их кухонная техника начала самостоятельно... 15.08.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37747.162-0.513
Серебро432.015-0.622
Платина20971.345-0.348
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.30025.05025.176
EUR28.22527.65027.953
RUB0.3980.3050.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT59.88+0.23Aug
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №23(394) 17 ИЮНЯ 2013
Бедный богатый Гэтсби    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Очередная экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда наглядно продемонстрировала изменения в отношении общества к богатству

Голливудский блокбастер «Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана, который идет сейчас в украинских кинотеатрах, получил двойное признание. За первые две недели проката фильм уже окупил свой бюджет в размере 105 млн долларов — его мировой бокс-офис составлял в начале июня 261 млн. Кроме того, «Великий Гэтсби» открывал Каннский кинофестиваль нынешнего года, а это значит, что Лурман вошел в элиту мирового кинобомонда.

А вот кинокритики и интеллигенция Лурмана, как правило, ругают. Им не нравится не только то, что он поручил продюсирование саундтрека фильма, рассказывающего о 1920-х годах (и, следовательно, «золотом веке джаза»), рэперу Jay-Z. Ценители хорошего вкуса ставят Лурману в вину примитивную роскошь вечеринок, происходящих в доме главного героя фильма Джея Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо. Им не нравится и сам его дом, точнее замок-новодел, словно построенный Джамшутом и Равшаном. Они кривятся от эпизода, когда Гэтсби, гоняя с превышением скорости на экстравагантном желтом лимузине, предъявляет полицейскому свою визитную карточку — и тот испуганно берет под козырек. Список претензий к фильму велик, и закончив его, интеллигентный критик обычно советует читателю «обратиться к великому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда», так своевольно экранизированному Лурманом. А подкованный в истории киновед заодно вспоминает и ставшую классикой ленту 1974 года «Великий Гэтсби» режиссера Джека Клейтона с неотразимым Робертом Редфордом в главной роли.

Но в том-то и дело, что тот, кто прочитает роман Фицджеральда, легко убедится, что его экранизация образца 2013-го куда ближе к первоисточнику, нежели киноклассика почти сорокалетней давности. К тому же многие критики фильма всё еще находятся в плену представлений о богатстве, сложившихся в золотые времена среднего класса во второй половине прошлого века. Между тем за последние годы ситуация в восприятии богачей в обществе изменилась — и искусство, как обычно, опережает в фиксации этого факта и социологов, и историков.

Дэзи и Джей в фильме Джека Клейтона «Великий Гэтсби», 1974

Богатые — не такие, как мы

В разные периоды своей истории общество по-разному относится к богачам. И наиболее чутким индикатором этого отношения является самое массовое из искусств — кино. Дело в том, что, вкладывая в фильмы, предназначенные для широкой публики, десятки и сотни миллионов долларов, их создатели, чтобы не только отбить эти деньги, но и заработать, волей-неволей должны пытаться предугадать, какими хотят увидеть на экране богачей посещающие кинотеатры зрители.

Конечно, тут есть простые, но проверенные временем рецепты. Так, небогатых зрителей всегда привлекала на экране «красивая жизнь» — одежда, интерьеры, экзотические пейзажи, роскошные автомобили, — внутри которой они, ощущая себя героями фильма, могут прожить в кинозале хотя бы полтора-два часа. Отличной приманкой остается также подача событий в духе, сформулированном в названии мексиканского сериала 1970-х годов «Богатые тоже плачут», — зрители, втайне завидовавшие героям фильмов, могли утешиться тем, что не всё в жизни богачей так замечательно, как кажется на первый взгляд.

Если попытаться свести содержание романа «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда к одной фразе, то он о том, как «старые деньги» победили «новые»

Однако в кино и литературе было немало серьезных попыток разобраться в богатстве. Например, в том, как оно формирует психологию его обладателей. И тут особняком стоит творчество Фицджеральда, который, в отличие от большинства своих коллег, не обличал богачей, а пытался в них разобраться так, как зоолог изучает семейство кошачьих, — не ставя им в вину, что они хищники. Кстати, это сравнение можно воспринимать буквально: Эрнест Хемингуэй вспоминал, как Фрэнсис Фицджеральд сказал ему: «Богатые — не такие люди, как мы с вами».

В этом плане интересна судьба законченного писателем в 1925 году романа «Великий Гэтсби». При жизни Фицджеральда история несчастной любви нувориша Джея Гэтсби не пользовалась особым спросом (продано немногим более 20 тыс. экземпляров), а потом была и вовсе забыта. Но с начала 1960-х годов интерес к ней возрос настолько, что произведение начали включать в списки самых выдающихся романов ХХ века. Так, по версии американского издательства Modern Library, среди англоязычных книг оно уступило в 1998 году только «Улиссу» Джеймса Джойса. А самая влиятельная французская газета Le Monde годом позже даже при традиционном галльском культурном англофобстве отдала «Великому Гэтсби» почетное 46-е место в списке лучших романов ХХ века на всех языках.

Так что же — читатель прозрел? Едва ли. Просто, начиная с 1960-х годов, население стран «золотого миллиарда» становилось всё богаче и благополучнее. Научно-технический прогресс казался залогом всеобщего благоденствия, возник средний класс, и комфорт, когда-то доступный лишь тысячам, стал достоянием миллионов. И вот тут-то эти миллионы захотели понять, что же за люди — богачи, которые раньше казались им недосягаемыми небожителями, а сейчас — всего лишь более удачливыми «братьями по классу».

Мир, оставшийся в прошлом

Всё это наглядно проявилось в упомянутой экранизации «Великого Гэтсби» 1974 года. Главной фигурой в ней был не столько малоизвестный режиссер Джек Клейтон, который ни до этого фильма, ни после него ничем не прославился, сколько его сценарист — находившийся тогда в зените своих славы и творческих сил Фрэнсис Форд Коппола.

Стоит напомнить вкратце историю, рассказанную в романе Фицджеральда. Некий Джей Гэтсби, молодой лейтенант и участник Первой мировой войны, полюбил девушку Дэзи из состоятельной семьи, но был слишком беден для женитьбы и потому начал искать любые способы разбогатеть, чтобы попросить ее руки. Однако к тому времени, когда он заработал миллионы на нелегальной продаже спиртного (действие романа происходит во времена «сухого закона»), Дэзи уже вышла замуж за Тома Бьюкенена, наследника очень богатых родителей. И хотя предки Тома, скорее всего, заработали в XIX веке свои миллионы средствами не более корректными, чем Гэтсби, к 1920-м годам Бьюкенены уже стали аристократией, по сравнению с которой Джей был просто выскочкой. Так что хотя Гэтсби, построивший роскошный замок на другом берегу залива напротив фамильного дома Бьюкененов только для того, чтобы быть рядом с Дэзи, добился на время благосклонности своей возлюбленной, в итоге она, узнав, что он бутлегер, вернулась к мужу.

Дэзи и Джей в ленте Эллиотта Наджента «Великий Гэтсби», 1949

Литературные достоинства «Великого Гэтсби», на взгляд «Эксперта», сильно преувеличены. Гораздо интереснее рассматривать его с точки зрения истории экономики, и тут содержание романа можно свести к одной фразе: «Великий Гэтсби» написан о том, как «старые деньги» одержали победу над «новыми». Но это не значит, что они были лучше «новых» — недаром Фицджеральд заканчивает роман фразой: «Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги». Просто в романе зафиксировано, что в начале 1920-х годов американское общество еще не легитимизировало новоиспеченных богачей наравне со старыми.

Возвращаясь к «Великому Гэтсби» 1974 года, замечу, что хорошее кино, о каких бы временах оно ни повествовало, рассказывает не столько о них, сколько о том, как они воспринимаются сегодня. Так, Коппола всячески микширует происхождение денег Гэтсби. О том, что он заработал их нелегальной продажей спиртного, в фильме говорят, но не выпячивают этот факт на первый план. И не столько это разоблачение служит для Дэзи причиной бросить любовника и вернуться к мужу, сколько воспоминания о том, что и своего мужа она тоже когда-то любила.

Сыгравший в этом фильме Гэтсби 37-летний Роберт Редфорд всегда был для зрителей, что очень важно, не просто кинозвездой, но и на редкость обаятельным актером, эдаким «своим парнем». Поэтому представить себя на его месте и отождествить себя с героем (в отличие от Гэтсби в исполнении Ди Каприо в фильме Лурмана) зрителю было нетрудно. На это работало всё в фильме. Так, например, гардероб Гэтсби разработал тогда еще молодой Ральф Лорен, и те рубашки поло и свитера, которые в фильме носит Редфорд, можно и сегодня купить в магазинах в сегменте одежды для среднего класса. Вечеринки, которые в фильме закатывает главный герой, хотя и впечатляющие, но не выходят за рамки сегодняшнего праздничного «корпоратива» даже в небольшой компании. Ну и, конечно, глядя на обаяшку Редфорда, трудно представить, что его герой, как сказано в романе, по слухам, «убил человека». (В фильме Лурмана всё наоборот — там, напротив, в одной из сцен голос за кадром подчеркивает, что, глядя на лицо героя Ди Каприо, «веришь, что он убил человека».)

И еще одна важная деталь — в сцене, когда Том пытается разоблачить Гэтсби, доказывая, что тот не учился в Оксфорде, Джей отвечает, что был там пять месяцев, поскольку такое право предоставлялось после войны некоторым офицерам. Этот обмен репликами есть и в романе Фицджеральда. Но Коппола добавляет от себя и ответный вопрос Гэтсби, которого нет в романе: «А вы воевали, Том?», на который Бьюкенен смущенно молчит.

Гэтсби Редфорда — богач, сделавший себя сам только потому, что «богатые девочки не выходят замуж за бедных мальчиков», как сообщила ему Дэзи. Он почти такой же, как я, думал зритель, — просто у него мотивация посильнее будет. И всё это было отражением времени, когда после протестов чернокожих, студенческих бунтов и движения хиппи в конце 1960-х годов миллионам американцев показалось, что в США наступил классовый мир.

Впрочем, камерная мелодрама Копполы и Клейтона собрала тогда меньший бокс-офис, чем нынешняя версия фильма. В 1974-м цифры выглядели так: бюджет — 6,5 млн долларов, бокс-офис в США — 20,5 млн (примерно 30,6 млн и 96,6 млн долларов в нынешних масштабах цен). А вот «Великий Гэтсби» образца 2013 года собрал в США 133,3 млн долларов, притом что его бюджет (в сопоставимых ценах) в три с лишним раза больше, чем у фильма 1974-го.

Дэзи и Джей из фильма Роберта Марковица «Великий Гэтсби», 2000

Новое старое время

О том, что Баз Лурман внимательно смотрел «Великого Гэтсби» 1974 года, говорят некоторые прямые цитаты оттуда — например, вызывающий ярко-желтый лимузин главного героя, который в романе Фицджеральда неброского сливочного цвета. У Лурмана этот автомобиль еще более навороченный и гротескный, как будто сошедший со страниц старых комиксов. И хотя Лурмана нередко называют «клиповым режиссером», слово «комикс» по отношению к его последнему фильму кажется более уместным. Сцены с налетом психологизма сочетаются в его «Великом Гэтсби» с откровенным гротеском. Как, например, в эпизоде, когда партнера Гэтсби по бизнесу 60-летнего Меера Вольфшейма играет индийский актер Амитабх Баччан. Или когда уютный ресторан, в котором они встречаются, превращается в фильме в спрятанный за потайной дверью в парикмахерской диско-бордель, где среди гангстеров и проституток веселятся сенатор и начальник полиции Нью-Йорка.

Эти гротескные преувеличения, которые так раздражают некоторых критиков, объясняются тем, что Лурману надо было показать, как изменилось за последние годы отношение к богатству. Именно потому, что уровень развлечений Гэтсби из фильма 1974-го вполне доступен нынешнему среднему классу, Лурман делает вечеринки «своего» Гэтсби неправдоподобно роскошными по меркам нового XXI века. Ведь для молодого поколения зрителей-2013, воспитанного в докризисных нулевых годах, богатство — это то, что не прячут, а выставляют напоказ и швыряют на ветер. Ведь и появилось оно в буквальном смысле из воздуха в результате финансовых спекуляций.

А старая аристократия в американском понимании этого слова, по Лурману (и по Фицджеральду), думает иначе. Так, Бьюкенены, которые очень богаты, не устраивают шумных приемов, замкнувшись в своем узком кругу. И Дэзи, как четко акцентировано у Лурмана, бросает Гэтсби не по каким-то психологическим причинам, а узнав, что он бутлегер. Но не потому, что ее так уж смущает происхождение этих денег, а из-за того, что аристократия, к которой она принадлежит, не хочет принимать в свою среду «новых американцев», то есть тех, кто любит жить быстро и рискует умереть молодым. Так было в 1920-е годы, когда Фицджеральд писал свой роман, — и это время, если верить Лурману, возвращается сегодня.

А Гэтсби, думает зритель, ну что же, он, наверное, хороший парень… Вот только деньги испортили его.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кто приберет к рукам украинскую землю (Часть первая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте