Новости
18-летнего американца из тонущей машины спасла Siri Американский подросток, машина которого вылетела с дороги и упала в реку, смог позвать на помощь благодаря голосовому... 12.12.2019
Работница банка нашла купюру с признанием в любви и вернула ее владельцу (ФОТО) Сотрудница малайзийского банка Хиза Эзани обнаружила необычную купюру номиналом десять ринггитов. 12.12.2019
NASA показало 48 лет таяния ледников в 4-минутном ролике (ВИДЕО) Космическое агентство США NASA показало 48 лет таяния ледников на Аляске в режиме "timelapse". 12.12.2019
Во Франции к 30 годам заключения приговорили мужчину, напавшего на военных в 2015 году Отмечается, что Муса Кулибали не раскаялся в содеянном 12.12.2019
Пользователей Сети покорила собака, убаюкивающая младенца (ВИДЕО) Многие любят животных, в особенности собак. Поэтому случаи, когда лучший друг человека ведет себя необычно или странно,... 12.12.2019
В Великобритании на дороге нашли сотни мертвых птиц (ФОТО) В Великобритании на острове Англси в Уэлсе нашли сотни мертвых птиц. Ученые устанавливают причину их гибели. 12.12.2019
Авторитетный журнал составил рейтинг мощнейших военно-морских флотов мира Журнал The National Interest назвал пятерку самых мощных Военно-морских флотов в мире, включив туда США, Китай, Россию,... 12.12.2019
Без ремонта 40 лет: в Украине привели в порядок заброшенную баржу (ФОТО) Государственное учреждение "Госгидрография" обновило заброшенное судно: баржу «Т-151» не ремонтировали 40 лет. 12.12.2019
Синоптики рассказали, будет ли снег на Новый год Погода в Украине на Новый год и Рождество будет очень теплой. Синоптики снега не предвещают, только дожди. 12.12.2019
Американский флот похвастался, что на данный момент 7 авианосцев находятся в рабочем состоянии Четыре из авианосцев, ранее застрявших на пристани, - Harry S. Truman, John C. Stennis, Dwight D. Eisenhower и Gerald... 12.12.2019
Стало известно о необычных рождественских традициях разных стран мира Есть чему удивиться. 12.12.2019
В белорусском городе появился свой Бэнкси: уличный художник рисует граффити на социальные темы (ФОТО) В Бресте анонимный художник нарисовал на заборе новый рисунок, посвященный так называемыми белорусским выборам. 12.12.2019
Стало известно, сколько Мелания Трамп тратила на наряды в 2019 году Стала известна сумма, в которую первой леди США Мелании Трамп обошелся ее гардероб в 2019 году. 12.12.2019
Украинские Ан-124-100 помогли доставить в Индию ударные вертолеты Apache В Индию из США были доставлены ударные вертолеты McDonnell Douglas AH-64Е Apache в количестве четырех единиц. 12.12.2019
Британский коллекционер передал в Испанию давно украденные старинные бронзовые шлемы (ФОТО) Британский коллекционер добровольно вернул Испании старинные бронзовые шлемы. Это самая значимая реституция похищенного... 12.12.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34651.186-0.117
Серебро393.589-0.032
Платина21668.055+1.858
 ПродажаПокупкаНБУ
USD23.70523.37525.144
EUR26.40025.87527.749
RUB0.3830.2970.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT64.59+1.37Dec
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №22(393) 10 ИЮНЯ 2013
Польский киновелосипед    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Судя по прошедшим в Украине «Дням польского кино», современному кинематографу нашего западного соседа удалось найти золотую середину между голливудским ширпотребом и рассчитанным на снобов европейским артхаусом

На экране кинотеатра — тонущие в полумраке каменные стены с низким сводчатым потолком и жмущиеся к ним оборванные люди. На каменном полу — лужи, в которых бегают крысы, громко пища. Но их не боятся ни женщины, ни дети, мимоходом смахивающие забравшуюся на рукав длиннохвостую тварь. При тусклом свете фонаря кто-то спит, кто-то разговаривает с соседом, кто-то читает молитву на идише. И все прислушиваются к звукам на стороне — не раздадутся ли в запутанных коридорах львовского канализационного коллектора времен Второй мировой войны шаги.

Эти шаги могут принадлежать врагам — полицаям, разыскивающим евреев, сбежавших из ликвидированного весной 1942 года львовского гетто. Или другу — обходчику канализационных сетей, которого эти люди уважительно величают «пан Соха», от него зависит их жизнь. Впрочем, другом его можно называть только условно. Найдя во время дежурного обхода вместе со своим напарником Щепкой, таким же мелким вором и гешефтмахером, как и он сам, несколько десятков евреев, сбежавших через пролом в полу одного из домов гетто в коллектор, Соха может сдать их немцам за награду 500 злотых за человека. Но у него рождается более выгодная идея. Он предлагает этим людям за 500 злотых в день прятать их так, что никто не найдет (канализационные сети для него — дом родной), и еще приносить им еду.

Так проходит 14 месяцев. За это время Соха привыкает к своим подопечным, и когда у них заканчиваются деньги, помогает им бесплатно, и даже предлагает забрать наверх, в свою семью, родившегося в коллекторе младенца. Перемены, которые произошли с ним, разительны, особенно если учесть, что наказание за укрывательство евреев одно — смертная казнь. И если раньше Соха рисковал головой за деньги, на которые содержал жену и дочку, то теперь делает это просто из человеколюбия.

Режиссер фильма «В темноте», о котором идет речь, 64-летняя Агнешка Холланд — слишком опытный мастер для того, чтобы придавать этой истории с документальной основой сусальный оттенок. Соха, прежде чем полюбить, как он их гордо называет в конце фильма, «своих евреев», проходит долгий путь. Вначале он вообще не исключает, что, вытянув из них все деньги, в итоге сдаст полиции. А затем, переведя отношения на деловую основу, никак не может избавиться от бытового антисемитизма. Да и его подопечные не ангелы — время от времени они ссорятся, закатывают истерики и даже обворовывают друг друга.

Первый глоток львовского свежего воздуха за четырнадцать месяцев (фильм «В темноте» Агнешки Холланд, 2011)

Умом понимаешь, что эта история достойна быть рассказанной — недаром в 2012 году лента, представленная в Украине на VIII фестивале «Дни польского кино», вошла в пятерку номинантов на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Однако картина смотрится тяжело: чувства протестуют против того, чтобы их в течение двух с лишним часов окунали в канализационный полумрак и смрад, расстрелы, развалины, жизнь в нищете. Героями выглядят в итоге только поляки и, отчасти, евреи. Ведь жадные и вечно пьяные полицейские, готовые сдать жидов за деньги немцам, — украинцы. Все без исключения немцы — садисты. Русские появляются на экране только на секунду на заднем плане — причем в титрах в конце фильма сообщается, что Соха погиб после войны, спасая дочку, именно под «русским грузовиком».

Между драмой и комедией

Точно так же, как и большинство событий, происходящих в нашей жизни, нельзя подогнать под привычный ранжир киножанров, так и очень сложно описать жанр открывавшего «Дни польского кино» фильма «Мой велосипед» Петра Ташкальского. Действие ленты всё время происходит на грани между драмой и комедией, переходя в финале в мелодраму.

Завязка сюжета проста. От 70-летнего Влодека, пенсионера, пьяницы и бывшего джазового кларнетиста, всю жизнь жившего в свое удовольствие, вдруг по-английски уходит его ровесница жена — оставив лишь записку. Причем уходит к другому мужчине. Всё это поражает жителя Лодзи настолько, что он попадает с сердечным приступом в больницу, куда к нему срочно приезжают сын и внук. Сын Павел, преуспевающий пианист-классик — из Берлина, а внук Мацек — из Лондона, где он учится и живет вместе с матерью, которую Павел в свое время бросил.

Деда понимает только внук (фильм «Мой велосипед» Петра Ташкальского, 2012)

Павел озабочен тем, чтобы успеть вернуться в Берлин к своему сольному концерту, и перевозит Влодека из больницы в дорогой дом престарелых. Однако тот вместо благодарности выходит из шикарного внедорожника Павла и, опираясь на палку, ковыляет к своему дому. К деду присоединяется Мацек, для которого желание поместить Влодека в богадельню — еще одно предательство отца. И тогда Павел принимает решение — они отправляются искать бабушку, чтобы уговорить ее вернуться.

Так начинается путешествие этой семьи по Польше. Причем Польше не больших городов, а богом забытых деревень и местечек, где время как будто остановилось, а Влодека помнят как аккордеониста, когда-то «лабавшего» летом в домах отдыха для пролетариата социалистической Польши. Для берлинского пианиста-виртуоза и лондонского студента здесь всё непривычно. А вот 70-летний пузатый старик чувствует себя как рыба в воде, например, напиваясь со старым приятелем, сторожем дома отдыха, так, что его приходится спасать от пожара, вспыхнувшего в сторожке. Но чем ближе к финалу, тем лучше понимаешь, что за этой напускной бодростью стоит трагедия — Влодек прощается с жизнью, проезжая еще раз по маршруту своей молодости.

Павел находит мать и убеждается в том, что она счастлива с другим человеком и не вернется. Однако поездка не была безрезультатной — дед, отец и внук, которые на самом деле всегда любили друг друга, но не умели проявить это чувство в жизни, наконец-то находят нужные слова для того, чтобы сказать об этом и помириться. Финал трагичен и пафосен: Влодек умирает дома в кресле у телевизора, по которому смотрит берлинский концерт Павла, однако без этой мелодраматической нотки фильм вряд ли собрал бы полмиллиона зрителей. Сделана картина отменно, ведь с каждой минутой проникаешься к ее героям всё бОльшей симпатией, и капризное «так в жизни не бывает» сменяется на «хорошо бы, чтобы в жизни именно так и было».

Так не бывает… или бывает?

Это ощущение — «так не бывает, но хорошо бы, чтобы было» — возникает и во время просмотра фильма Анджея Якимовского «Представь себе». Действие его происходит в частной лиссабонской клинике для слепых, где появляется новый преподаватель пространственной ориентации Ян. Такой же слепой, как и его ученики, он тем не менее внушает им, что в жизни можно обойтись без традиционной палочки, ориентируясь на звуки, запахи, ощущения. Со слепой девушкой, живущей в этой клинике, он даже предпринимает экскурсию в старый центр города, где они пьют вино в домашнем ресторанчике, отдыхают в парке, бесстрашно переходят улицы — и никто из прохожих даже не подозревает, что они слепые.

Учеников Яна охватывает эйфория — ведь он в буквальном смысле этого слова вывел их из мрака, доказав, что им доступны те же радости жизни, что и зрячим. Однако врачам это не нравится, поскольку они знают, сколько опасностей таит действительность для слепого. И они при учениках разоблачают Яна, показав, что он носит в кармане брюк сенсорный датчик, который вибрацией сигнализирует о препятствиях на пути — чем ближе препятствие, тем вибрация сильнее. Однако Ян несмотря ни на что ведет одного из своих учеников по городским улицам до самой пристани, где они бродят по причалу, рискуя каждую секунду свалиться с высоты нескольких метров в воду. Тут их и находит полиция. Терпение главврача клиники иссякает, и он увольняет Яна.

Слепые, как зрячие (фильм «Только представь!» Анджея Якимовского, 2012)

Жизнь вроде бы возвращается в привычное русло — да вот только с пристани, невидимой на фоне старинных лиссабонских домишек, выходит возвышающийся над городскими крышами белоснежный лайнер, о котором Ян рассказывал, будто от его бортов отражается колокольный звон. Получается, что Ян и лгал и не лгал одновременно, рискуя жизнью подопечных, он приоткрывал им мир — и привычного, однозначного и понятного, вывода в фильме нет.

Точно так же, как нет однозначного вывода и в фильме Филиппа Марчевского «Без стыда», где юный Тадек приезжает из провинции в город к своей старшей сестре Анке. Приезжает потому, что любит ее, но не братской любовью. Но красавице Анке, которая живет простой жизнью — работает на зарплату, которой не хватает, если купить пальто, даже на оплату электричества, и спит со взрослыми мужчинами, среди которых хочет найти мужа, — не до запретных страстей с младшим братом. Она любит Тадека как сестра. Правда, один раз она уступает брату, но на следующий день в ее жизни снова появляется жених, руководитель местных скинхедов. А потом всё запутывается для Анки в безвыходный клубок. Жених, который хочет сделать карьеру политика, пытается заставить ее лечь в постель к влиятельному депутату. Тадек по-прежнему сходит по ней с ума и следит за ней. И тогда Анка прогоняет жениха, а брату говорит, что собрала его вещи, — да только вместо того чтобы закрыть за ним дверь, ест с ним на кухне любимое ими в детстве фисташковое мороженое. Финал остается открытым, и зрителю приходится гадать, что же произойдет дальше.

Запретная любовь (фильм «Без стыда» Филиппа Марчевского, 2012)

Современность интереснее

Как это было всегда в польском кинематографе, киношные «разборки» наших соседей со своей историей происходят сложно и драматично. Так, в фильме «Крот» Рафаэля Левандовского сын вдруг узнает из газетной статьи о своем отце, что тот якобы был не героем «Солидарности», а тайным информатором коммунистического режима. Иначе говоря — «кротом». И чем больше он пытается разобраться в этой истории, тем больше «скелетов в шкафу» находит. Вскрывает все сложности истории страны и «Польская Сибириада» Януша Заорского, в которой речь идет о семье поляков, попавшей в ГУЛАГ.

Такие «разборки» — вещь, несомненно, важная, однако любой психолог скажет вам, что человек, застревающий в своем прошлом, рискует оказаться без настоящего и будущего. Наверное, то же самое верно и для всей страны. Польша давно уже никем не оккупирована, является членом Евросоюза. Поэтому с наибольшим интересом на этом фестивале смотрелись ленты, посвященные современной польской действительности, — показывающие жизнь во всём ее драматизме, но без надрыва. И все эти истории на удивление просты, печальны и вместе с тем оставляют в душе надежду. Судя по ним, современному польскому кино удалось найти золотую середину между голливудским ширпотребом и рассчитанным на снобов европейским артхаусом.

Хочу зарабатывать и возвращать госдотацию

Марта Плучиньска, продюсер фильма «Мой велосипед», руководитель польской кинокомпании Federico Film:

— Как и где польский продюсер ищет и находит деньги на свой фильм?

— До 50 процентов бюджета фильма составляют государственные средства, выделяемые Польским институтом киноискусства (PISF), который возглавляет Агнешка Одорович. Кроме того, это могут быть финансы телеканалов (в Польше только три телеканала вкладывают деньги в кино), средства региональных фондов, частных инвесторов и самих продюсеров.

— Трудно ли получить государственное финансирование?

— Сначала нужно составить проект, который попадает на рассмотрение одной из экспертных групп PISF, членов которых переизбирают раз в год. Эксперты должны написать отзыв на этот проект, в котором может быть до 500 страниц — сценарий, режиссерская экспликация, расписанный постатейно бюджет, актерский состав. Всё происходит абсолютно прозрачно, мы имеем право общаться с этими экспертами и нас приглашают на заседания группы. Если проект проходит первый уровень, он попадает во второй тур, где его судьбу решают руководители всех экспертных групп во главе с Одорович. Но даже если проекту отказали в финансировании, мы можем попросить пересмотреть это решение в другой экспертной группе.

— Для государства важна судьба предыдущих проектов режиссеров и продюсеров, которые подали свой проект на рассмотрение?

— Да, очень важна. Это один из элементов оценки проекта.

— Государственное финансирование осуществляется на безвозмездной основе?

— Если фильм принес соответствующую прибыль, мы должны вернуть в PISF всю сумму дотации.

— А если нет?

— Мой предыдущий фильм прибыли не принес. Меня не таскают по судам и не требуют вернуть дотацию.

— Так что лучше — не зарабатывать и не возвращать дотацию, или получать прибыль — и отдавать заработанные деньги государству?

— Я лично хочу зарабатывать — и возвращать. Ведь если фильм принес прибыль, то это положительно сказывается и на финансировании будущих проектов, и на реноме нашей фирмы, которой уже 15 лет, и на нашем имидже, и на возможности в дальнейшем продвигать наши продукты. Принесет лента прибыль или нет, далеко не всегда от нас зависит. Я ведь не дистрибутор.

— Как я понял, в Польше бокс-офис фильма сильно зависит от его дистрибутора. А трудно попасть к хорошему дистрибутору?

— Очень трудно. Над тем, чтобы добиться того результата, который имел «Мой велосипед», — показа на 120 экранах — я работала 15 лет.

— За счет чего окупаются фильмы в Польше, кроме кинопроката? И окупаются ли они вообще?

— Как правило, не окупаются, и мы, польские кинематографисты, постоянно обсуждаем на разных совещаниях, как изменить эту ситуацию. По-настоящему можно заработать только за счет проката в кинотеатрах, немного — за счет продажи DVD. Думаю, что лет через пять начнет приносить деньги Интернет. Вот, например, «Мой велосипед» был выложен на один из интернет-ресурсов, где его ежедневно смотрели 12 тысяч человек, — но мы за это не получили ни копейки. Понимая, что пиратов невозможно победить, хотим создать интернет-ресурс с лозунгом «Уважай польское кино!», где за символические деньги можно будет зарегистрироваться и смотреть фильмы.

— Во время просмотра фильма я понимал, что кто-то из героев обязательно должен умереть, и когда забавная собака Влодека погибла под машиной, думал, что этим дело и ограничится. Но почему надо было убивать самого симпатичного героя — Влодека?

— А почему нет? (смеется). Это же драма. А вы знаете, что 50 процентов польских зрителей, посмотревших наш фильм, считают, что Влодек не умер? Меня, например, это очень удивило. С точки зрения драматургии, гибель собаки — это как бы прелюдия к смерти Влодека. На самом деле с псом ничего не случилось, и игрушка, которая его заменяла в этом эпизоде, сейчас стоит у нас в офисе.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана







Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019
Кондрашов Станислав Дмитриевич: криминальный след Дениса Вороненкова задел невиновного 26.08.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте