Новости
Кабмин утвердил проект о ЗСТ Украины с Израилем Проект Соглашения о свободной торговле между Украиной и Израилем утверждено Кабинетом Министров Украины. По подсчетам... 21.11.2018
На Prozorro аукционы по аренде земельных участков ProZorro.Продажи запускает систему электронных земельных торгов, где появятся лоты в виде прав на аренду земельных... 21.11.2018
Что скрывают красивые цифры роста промпроизводства от Росстата, - Злой Одессит Известный блогер Злой Одессит на своей страничке в LIVEJOURNAL анализирует положительные показатели состояния... 21.11.2018
Великобритания собирается отправить в Украину дополнительные войска Британия разместит в Украине корабль ВМС - СМИ 21.11.2018
Военные российских ЧВК обратились в Международный уголовный суд Наемники из РФ идут в Международный суд 21.11.2018
Комитет министров Совета Европы получил новую страну-председателя Для Финляндии началось полугодовое председательство в комитете министров Совета Европы. 21.11.2018
Обновление ПО делает смартфон Xiaomi Mi A2 бесполезным В смартфонах Xiaomi нашли серьезную проблему
21.11.2018
Кремль отреагировал на выбор главы Интерпола В Кремле приняли свое поражение, но считают, что Запад вел "нечестную игру".
21.11.2018
В Украину снова возвращается Wizz Air Возвращение авиаперевозчика связано с улучшением инвестиционного климата в стране. 21.11.2018
Польша решила пойти навстречу Евросоюзу и предложила внести изменения в судебную реформу Польша пошла на уступку Евросоюзу в вопросе судебной реформы 21.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33957.996-0.040
Серебро398.689+0.521
Платина23432.710+0.234
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.94527.74027.764
EUR32.07031.44031.709
RUB0.4400.3330.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT63.84+2.09Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №16–17(389) 29 АПРЕЛЯ 2013
Легенда о легенде    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Российские кинематографисты попытались снять патриотический фильм о советском хоккее на привычном для современных зрителей языке Голливуда

Название вышедшего на украинские и российские киноэкраны фильма «Легенда №17» режиссера Николая Лебедева о двух великих представителях советского хоккея — нападающем Валерии Харламове и тренере Анатолии Тарасове — точно отражает его идеологический посыл. Правда, авторы кинокартины имели в виду номер, под которым играл легендарный хоккеист, а получился прозрачный намек на очередной экранный миф о бывшем СССР. Не семнадцатый по счету, но, учитывая скорость, с которой в сегодняшней России планируется создавать фильмы на тему «мы жили в великой стране», ждать достижения этого показателя осталось не так уж долго.

В первый уик-энд проката «Легенда №17», на которую было потрачено десять миллионов долларов, собрала в России бокс-офис девять миллионов долларов (по Украине данных нет). Однако ради этих кассовых сборов создателям фильма пришлось скрестить ежа с ужом, то есть втиснуть рассказ о неоднозначных реалиях советского спорта в привычные для современных зрителей рамки формата голливудской спортивной ленты. Получилось блюдо, вполне съедобное разве что для тех, кто взращен на голливудском фастфуде, а о жизни в СССР знает лишь понаслышке.

Правда и вымысел

«Легенда №17» сконструирована без излишних затей. Главный драматический конфликт, который заставляет действие развиваться, — противостояние молодого и честолюбивого Харламова (Данила Козловский) и умудренного жизненным и тренерским опытом не менее честолюбивого Тарасова (Олег Меньшиков). Кроме того, в фильме есть еще две побочные сюжетные линии. Первая — любовная история с Ириной (Светлана Иванова), которая, несмотря на то что  сердце экранного героя отдано прежде всего хоккею, заканчивается женитьбой. Вторая — партийное (подразумевается — бездарное) руководство советским хоккеем в лице некоего функционера (Владимир Меньшов), плетущего интриги против Тарасова.

Конечно, создатели «Легенды №17» имели право на вымысел. Но проблема в том, что почти все случаи этого вымысла не обогащают художественно реальную жизненную основу фильма, а напротив, упрощают ее до типичного голливудского сюжета

Остановимся сначала на побочных линиях. На самом деле реальный Харламов женился на три года позже, чем показано в фильме. И хотя о «Легенде №17» с самого начала было заявлено, что это не буквальное воспроизведение биографии Валерия, тут видится явный прокол. Потому что незамысловатый и, опять же, типично голливудский сюжет о том, как главному герою, не изменяя спорту, завоевать любовь независимой и самодостаточной девушки, похоже, введен лишь для того, чтобы увеличить зрительскую аудиторию за счет ее женской составляющей. К личности экранного Харламова он не добавляет ровным счетом ничего.

Что касается наезда в фильме на партийное руководство советским спортом, то тут дело обстоит сложнее. В СССР, где все дефицитные ресурсы распределялись под контролем КПСС, без этого руководства у спортсменов не было бы никакой материальной мотивации пробиваться к вершинам. Так, например, еще не ставший звездой Харламов в одном из эпизодов уже ездит на личной «Волге», хотя рядовые граждане стояли в очереди на ее приобретение годами, и стоила она тогда четыре годовых зарплаты хоккеиста. Точно так же у героя «Легенды №17» появляется своя квартира — для обычного советского человека его возраста мечта нереальная. Естественно, взамен КПСС считала, что вправе рулить спортом, пусть и мало что в нём понимая.

Валерий Харламов экранный
(«Легенда № 17») ...

Но ведь и сам реальный Тарасов, который однажды для поднятия духа своей команды запел в раздевалке «Интернационал», был плотью от плоти КПСС, расходясь с ней лишь в частностях. И отлучили его от тренерской работы и подвергли остракизму в 1972 году не из-за того, что он был диссидентом, а потому, что переоценил свою значимость для системы. Кстати, матч, в котором, как показано в фильме, Тарасов увел свою команду с ледовой площадки, действительно происходил в реальности. Но это была не тренировочная игра для услаждения взора Леонида Брежнева, как в «Легенде №17», а поединок, в котором решалась судьба золотых медалей чемпионата СССР. Конечно, создатели фильма имели право на вымысел. Однако проблема в том, что почти все случаи этого вымысла не обогащают художественно реальную жизненную основу «Легенды №17», а напротив, упрощают ее до типичного голливудского сюжета.

То же самое можно сказать и об основной драматургической линии фильма — взаимоотношениях двух главных героев. В фильме они происходят как бы в безвоздушном пространстве, на фоне изображающих статистов остальных хоккеистов. На самом же деле игроков мирового уровня под началом Тарасова постоянно было не менее полутора-двух десятков, и у каждого из них был свой характер, зачастую непростой. Тарасов вел себя с ними жестко — после окончания карьеры он даже назвал себя в одном из документальных фильмов «тренером-мясником». Поэтому видеть его в роли персонального психолога Харламова, как в эпизоде, где он читает Валерию, получившему множественные переломы в автомобильной аварии и потерявшему веру в себя, проповедь в больничном морге, как-то странно. Кстати, и в аварию эту Харламов попал не перед суперсерией СССР—Канада в 1972 году, как в фильме, а через четыре года после нее. Просто авторы сочли нужным лишний раз «драматизировать» сюжет — ведь, согласно канонам Голливуда, чем больше препятствий возникает на пути главного героя к победе, тем лучше.

... и реальный

Богатыри — не мы

Поговорим об идеологии «Легенды №17», то есть о том, за что патриотично настроенные почитатели фильма прощают ему некоторые, мягко говоря, неувязки. И взглянем на нее с точки зрения того поколения, которое помнит, «как всё было на самом деле».

Когда речь заходит о суперсерии СССР—Канада образца 1972 года, первым матчем которой заканчивается лента «Легенда №17», канадцы обязательно вспоминают, что в итоге выиграли всю серию с разницей в одну шайбу, а для бывших советских болельщиков этот общий результат как будто и не важен. Уже начиная со второго матча результат для наших болельщиков отошел на второй план. Первая игра, закончившаяся со счетом 7:3, не просто развеяла миф о непобедимости канадцев — она показала, что наша сборная в привычных для себя условиях сильнее профессионалов. Но только в привычных, а не в навязанной канадцами обстановке драки, которую даже нельзя было назвать силовой борьбой. В драках же наши проигрывали — и это было чертовски обидно.

Готовясь к этой статье, я пересмотрел некоторые моменты из суперсерий — и сам удивился тому, как всколыхнулись во мне десятки лет спустя тогдашние болельщицкие чувства. Не знаю, как взрослые, но мы, мальчишки, игроков канадской сборной тогда просто ненавидели. Это сейчас в документальных фильмах, книгах и интервью на эту тему они рассказывают, что русские, мол, не были готовы к жесткому хоккею, в который привыкли играть профессионалы у себя в Канаде. Но на самом деле то, что они показали в тех матчах, было далеко от профессионального хоккея, в котором есть свои неписаные правила драк на льду. Например, сходиться с соперником врукопашную положено один на один. Канадцы же нападали на одного нашего игрока вдвоем, а то и втроем, могли ударить в неигровой момент, и играли настолько грязно, что судьи просто не могли реагировать на все их нарушения — в этом случае канадская сборная постоянно бы находилась в меньшинстве.

Канадцы стремились к победе любыми способами, пытаясь запугать советских игроков. И единственное, чего в те минуты хотелось мне (а я вряд ли отличался в этом от своих сверстников), — чтобы наши ответили тем же, а не очередным виртуозным розыгрышем шайбы. Потому что видеть, как кто-то из советских нападающих (не Харламов, тот был бесстрашен) пытается уклониться от силового столкновения, было очень обидно.

Так что, вопреки фильму, богатырями на ледовой площадке выглядели не мы, а канадцы.

Великий тренер Анатолий Тарасов в исполнении Олега Меньшикова внешнюю несхожесть со своим реальным прототипом компенсирует сходством характеров («Легенда № 17»)

Победителей не судят

Любопытно, что хоккейная суперсерия СССР—Канада не воспринималась советскими болельщиками как политическое противостояние двух систем. Даже подростки понимали, что определить, при каком строе — социалистическом или капиталистическом — спорт развит сильнее, можно разве что на Олимпийских играх.

Возьмем, например, самую популярную игру в мире — футбол. Хотя тогда лучше всех в мире в него играли бразильцы, никому не приходило в голову считать из-за этого Бразилию сверхдержавой. Такая же ситуация была и с Канадой, хоккейных профессионалов которой мы воспринимали не как представителей своей страны, а как ярких индивидуальностей.

В этом и была вся проблема. Советские спортсмены в то время одерживали победу за победой во многих командных видах спорта, и почти всегда западные (да и наши) СМИ объясняли это в первую очередь слаженной командной игрой и «духом коллективизма». А нас, советскую молодежь, от подобного «духа коллективизма», который нам начинали прививать еще в детском саду и продолжали, когда мы становились последовательно октябрятами, пионерами и комсомольцами, просто тошнило. Это было логично — ведь каждый из нас видел себя в будущем личностью, а не полезным винтиком в машине. И в спорте нам нужны были личности-звезды.

На матчах сборной СССР с канадскими профессионалами за Харламовым охотились беспощадно

Поэтому, хотя в той суперсерии все мы болели за СССР, как личностей мы воспринимали именно канадцев — ведь они не боялись идти на хоккейном поле против правил (нам-то в СССР всегда и везде приходилось жить только по правилам) и запугивали не только наших игроков, но даже судей. До сих пор помню, как в московской части суперсерии самый хулиганистый из канадцев Фил Эспозито в очередной раз сыграл грязно, трибуны начали его оглушительно освистывать, и он, встав посреди площадки, отвесил трибунам на все стороны издевательские поклоны. В одиночку противопоставить себя на чужом поле тысячам ненавидящих тебя людей — это смотрелось нагло и дерзко, но впечатляюще и сильно.

Наши ребята, хоть в самих компонентах игры с шайбой и были сильнее, так не смотрелись. И так и не стало ясно, кто в итоге победил в противостоянии Валерий Харламов — Бобби Кларк (тот самый, который и в фильме, и в реальности охотился за Харламовым и в конце концов покалечил его ударом клюшки). Потому что именно Кларк в итоге выполнил свою задачу — вывел из строя самого сильного игрока советской сборной. И хотя сейчас все канадские игроки той команды в один голос хвалят Харламова, в этой похвале явственно чувствуется превосходство победителя над побежденным.

Анатолий Тарасов как-то назвал себя «тренером-мясником», Киев, 1984 год

Фильм «Легенда №17» недаром заканчивается первым матчем, который советские хоккеисты триумфально выиграли. Потому что если бы в фильме было показано, что суперсерию в целом они проиграли, его концепция бы начисто развалилась. Ведь в реальности в общем итоге победили не трудолюбивые, честные и волевые советские парни, а хулиганистые индивидуалисты, игравшие против правил. Кстати, когда кинематографисты, много лет спустя снимавшие документальный фильм о суперсерии, спросили Фила Эспозито, какие чувства он испытывал в первом матче, представляя Канаду, тот, ничуть не смущаясь, ответил, что наплевать ему было на Канаду, он представлял самого себя.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Новости компаний
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018



Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте