Новости
Робот-пингвин поможет родителям в воспитании детей (ФОТО) В Японии разработали робота, внешне напоминающего пингвина. Этот железный зверек умеет воспитывать детей. 19.12.2018
NASA бьет тревогу: Сатурн может потерять все свои кольца (ВИДЕО) Причиной разрушения колец Сатурна являются гравитация и магнитное поле. 19.12.2018
В Китае построили шикарный общественный туалет (ФОТО) Китайцы решили развенчать все стереотипы об общественных туалетах. В годе Чунцин построили роскошную люксовую... 18.12.2018
Известный американский актер назвал Трампа "карой американцам за их грехи" «Трамп — кара нам за грехи». Популярный актер назвал президента проклятием для США 18.12.2018
Volkswagen кардинально пересмотрит свои планы по развитию электромобилей Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen AG (VW) намерен пересмотреть свои планы по развитию технологий для... 18.12.2018
Президент Румынии просит защитить права румынских граждан, которые проживают в Великобритании Президент Румынии Клаус Йоханнис во вторник обратился к премьеру страны Виорике Данчилэ и попросил включить в повестку... 18.12.2018
Чернобыльская зона становится все более популярной для посещений Министерство экологии и природных ресурсов Украины констатирует значительный рост численности посетителей зоны... 18.12.2018
Старший дизайнер Tesla перешел на работу в Apple Эндрю Ким покинул свой пост старшего дизайнера в автокомпании Tesla и присоединился к известному производителю... 18.12.2018
США начали работу над модернизацией ядерной бомбы В декабре Центру ядерного оружия ВВС дали разрешение на производство нового управляемого хвостового комплекта для... 18.12.2018
Пока Балканы накрывают морозы, на Австралию обрушились проливные дожди (ВИДЕО) Из-за дождей в штате Квинсленд, на северо-востоке Австралии, разрушены дороги. 18.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.79527.796
EUR31.95531.31031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №14(387) 15 АПРЕЛЯ 2013
Добрый театр    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Французский драматург и писатель Эрик-Эммануэль Шмитт стремится, вопреки европейской моде, чтобы его пьесы заканчивались счастливо. Он говорит, что любит искать свет во тьме

Десятый фестиваль «Французская весна в Украине» предоставляет нашим соотечественникам возможность встретиться со знаковыми фигурами французской и европейской культуры. Едва отбыл из Киева лауреат Гонкуровской премии писатель Андрей Макин (см. «Высокое служение»), как ему на смену приехал выдающийся писатель и драматург, пьесы которого идут более чем в 30 странах мира, Эрик-Эммануэль Шмитт.

Отличный образчик его драматургии, спектакль «Маленькие супружеские преступления» в постановке французской театральной компании Roseau Theаtre, можно было увидеть во время фестиваля в киевском Молодом театре. В спектакле, длившемся полтора часа без антракта, двое актеров, муж и жена, разыгрывали блистательно написанную историю, в которой постепенно и неожиданно для себя выясняли, что, любя друг друга многие годы, одновременно взращивали в себе чудовищ. Причем чудовищ смертельно (в буквальном смысле этого слова) опасных друг для друга.

Впрочем, закончилась пьеса благополучным финалом, зрители ушли из театра довольными, а «Эксперт» на следующий день встретился с Шмиттом — самым популярным иностранным драматургом в сегодняшнем репертуаре украинских театров.

— Когда вы собираетесь что-то рассказать миру, как вы выбираете, написать роман или пьесу?

— Начнем с того, что, как мне кажется, не я выбираю темы, идеи и способы их воплощения, а они сами ко мне приходят. Когда идея, которая пришла ко мне в голову, связана со встречей персонажей, кризисным моментом в их жизни, каким-то шоком — это пьеса. Если же будущие герои моего произведения должны развиваться и изменяться во времени — это роман. Только в романе я могу, например, показать, как у моего персонажа зарубцовываются нанесенные какими-то событиями или людьми раны, как дальше продолжается его жизнь. Наверное, именно поэтому мои романы более оптимистичны, чем пьесы.

— Кстати, об оптимизме. Ваша пьеса «Маленькие супружеские преступления» оставляет двойственное впечатление. Человеческая натура показана в ней весьма пессимистично. И кажется, что благополучный финал придуман вами только для того, чтобы зритель ушел из театра довольным.

«Во Франции модно, чтобы пьесы заканчивались плохо. Но я не забочусь о соблюдении моды. Мне важно сказать то, что я хотел»

— Нет, это не так. Я люблю искать свет во тьме. Правда, в результате получается, что в этой тьме я провожу больше времени, чем на свету. Потому что свет — он ведь в конце тоннеля. Пьеса, о которой вы говорите, показывает все сложности, которые претерпевает любовь, продолжающаяся долгие годы. И мой главный тезис заключается в том, что такая любовь существует не сама по себе, а только благодаря тому, что мы ее заставляем существовать. Поэтому у моих героев в этой пьесе появляется, как я уже говорил, свет в конце тоннеля.

Кстати, это идет вразрез с современной французской театральной тенденцией. Во Франции модно, чтобы пьесы заканчивались плохо. Но я не забочусь о соблюдении моды. Мне важно сказать то, что я хотел.

— Но при этом нет никакой гарантии, что если бы пьеса продолжилась, героиня снова не попыталась бы убить своего мужа уже через неделю…

— И даже на следующий день! Я всегда стараюсь, чтобы содержание моих произведений не было однозначным — ведь в жизни то, что сегодня кончается хорошо, на следующий день может снова стать адом.

Правила диктует кино

— Пьеса, о которой мы говорим, очень технологична и экономична. Она длится полтора часа, в ней участвуют два актера, нет смены декораций. Ее просто поставить. Вы эти критерии специально учитываете, когда начинаете писать?

— Если сюжет требует концентрации зрительского внимания, то да. По моему мнению, именно такое единство места, времени и действия в этой пьесе заставляет зрителя следить за текстом, который во многих местах настолько же философский, насколько и драматичный. Некоторые мои пьесы не такие. В них много персонажей, действие происходит в разных местах и в разное время. Но всё-таки мне больше нравится, когда удается всё сконцентрировать.

— А вы уверены в том, что нынешние зрители успевают за всеми поворотами сюжета, которые есть в «Маленьких супружеских преступлениях»? Или, иначе говоря, насколько, по-вашему, театральный зритель изменился за последние десять-двадцать лет?

— Мы все изменились — и зрители, и авторы пьес. Потому что сегодня главная отправная точка в визуальном искусстве — это кино. И оно диктует свои правила театру. Например, мои пьесы длятся столько же, сколько и фильм, — от часа двадцати минут до часа пятидесяти. Язык, на котором разговаривают персонажи фильмов, близок к обычной речи. Поэтому автор пьесы тоже должен стремиться к ней. Сегодня писатель и драматург не может игнорировать кино, точно так же, как современный художник не может игнорировать фотографию.

Тем не менее я стараюсь в чём-то сопротивляться кинематографу в его телевизионном варианте. Как вы верно заметили, мои пьесы заставляют зрителя сконцентрироваться на звучащем в них слове. То есть я увожу его от бездумного переключения каналов.

— Вы пишете пьесы в расчете на определенных режиссеров, актеров, театр?

— Никогда! Некоторые актеры меня вдохновляют — но точно так же, как, например, великий виолончелист может вдохновить композитора написать концерт для виолончели с оркестром. Но специально для них я не пишу. И еще благодаря актерам я учусь понимать, что возможно или невозможно делать на сцене.

Зритель, автор, режиссер

— Вы представляете себе, когда пишете пьесу, ее целевую аудиторию в театре — средний класс, интеллектуалы, молодежь?

Эрик-Эммануэль Шмитт

— Мне посчастливилось — и во Франции многие это замечают, — что я один из тех редких авторов, у которого очень разнообразная публика. Это люди всех возрастов, потому что мои произведения читают уже в средней школе и в лицеях. Среди читателей есть и люди с высшим образованием, и водители автобусов, и домохозяйки. Поэтому когда я пишу, то не думаю ни о ком конкретно.

— А вы довольны французским театром как инфраструктурой — количеством театров, их доступностью для широкой публики, диктуемой ценой на билеты?

— Нет. Я думаю, что театр во Франции слишком дорог, и это ограничивает количество его зрителей. Часто люди покупают театральные билеты только в том случае, если уверены, что им предлагают какие-то гарантированные ценности, то есть участие в спектакле звезд. Мне повезло — я в число таких звезд вхожу. Но если бы я начинал не 20 лет назад, а сейчас, то вряд ли смог бы в современных условиях так быстро добиться успеха.

— Сколько стоит билет в театр?

— Недорогой — 15 евро, но это в провинции. В Париже — от 40 до 80 евро.

— А в кино?

— Без абонемента где-то девять евро, а в составе абонемента — три евро. При этом абонементы есть у всех.

— И как же театр в этих условиях может выиграть соревнование у кино?

— Театр обращается к другим участкам мозга, нежели кинематограф. Он требует от зрителей иметь воображение и быть креативными. В театре зрители должны активнее участвовать в происходящем. Но поскольку лень всегда распространеннее, чем желание работать, кино — это массовое искусство. А театр — нет.

В театре происходит множество невидимых вещей. Например, чудо присутствия, чувство, что мы вместе с актером разделяем данный момент жизни. Для меня это как дыхание. Актер вдыхает — а выдыхает зритель.

— Некоторые театральные режиссеры жалуются, что новое поколение актеров обладает меньшей харизмой и сексуальностью, чем предыдущее…

— С моей точки зрения, такой проблемы нет. Зато есть другая проблема — сейчас звезд создает кино. И если молодой театральный актер или актриса в кино не снимаются, у них мало шансов получить звездный статус и привлечь больше зрителей.

— А новое поколение режиссеров вас устраивает?

— Я считаю, что у нас недостаточно талантливых режиссеров. У меня очень часто создается впечатление, что режиссеры просто переносят на сцену то, что я написал, а этого мало. Всегда хочу, чтобы режиссер добавлял свое визуальное видение.

— Разве вы, когда пишете, сами не представляете себе мизансцены и визуальное решение спектакля?

— Нет, пишу как слепой. Я слышу своих персонажей, ощущаю их динамику, энергию, но не вижу ничего.

Новый мир и толерантность

— Способен ли сегодня театр изменять людей так, как это было в те времена, когда у него не было конкурентов в лице кино и телевидения?

— Если спектаклю удается изменить хотя бы одного человека, то это уже победа. Я отвожу большое место в нашей жизни театру и литературе, но понимаю, что, как и философия, это голос меньшинства. Театр — это ограниченное пространство, но в этом его преимущество. Я бы сказал, что он представляет меньшинство и именно этим силен.

— Как вы думаете, кого на свете больше — читателей ваших книг или зрителей ваших пьес?

— Несколько лет назад мы в своем бюро попытались это посчитать. На тот момент было продано 12 миллионов моих книг (считается, что в среднем один экземпляр читают трое), а мои пьесы посмотрели 35 миллионов зрителей. Так что баланс.

— Теперь вопрос к вам как философу – насколько, по-вашему, изменился мир с тех пор, когда именно философы были властителями умов европейцев?

Сцена из спектакля «Маленькие супружеские преступления» в постановке французской театральной компании Roseau Theаtre. Молодой театр, Киев, 2013

— Мы живем сейчас в очень интересную эпоху, когда нет доминирующих интеллектуальных течений. Но не думаю, что это значит, что в мире стало меньше стоящих теорий. Просто сейчас они больше спорят и конфликтуют между собой. Мне очень подходит такой атомизированный и многообразный мир, потому что я ужасно не люблю разные формы диктатуры. Так что у меня нет ностальгии по тому периоду, когда интеллектуалы занимали в мире более значимое место, чем сейчас.

— Некоторые ваши произведения посвящены отношениям современного человека с религией. В чём, по-вашему, их сегодняшнее своеобразие?

— Я родился в 1960 году во Франции. Интеллектуалы тогда говорили, что Бог умер, а религия в агонии. Сегодня я констатирую, что это не так. Бог не умер, он присутствует в любом человеке в форме так называемых вечных вопросов. И религии тоже не умерли и продолжают организовывать жизнь миллиардов людей.

В современной Франции по-прежнему есть и атеисты, и христиане, но теперь к ним добавились еще и пять миллионов мусульман. У нас всё больше буддистов, по-прежнему есть иудеи.

То есть с этой точки зрения мы уже не такая монолитная страна, как раньше. И главное решение этой проблемы не в том, что все должны стать христианами или мусульманами и так далее, а в том, что мы должны научиться жить все вместе. Мне очень приятно, что мою книгу «Месье Ибрагим и цветы Корана» прочитали миллионы людей, потому что в ней говорится о дружбе еврейского мальчика и пожилого мусульманина (роман был еще и экранизирован. — «Эксперт»).

И тут я, как философ, понимаю, что если бы издал философское эссе о толерантности, почти никто бы его не прочел, кроме немногих интеллектуалов, которые и без этого согласны со мной в этом вопросе. А написав трогательную историю, я заставил многих людей полюбить этого старика мусульманина и заинтересоваться Кораном. Именно в такие моменты я говорю себе, что театр и литература играют важную роль в обществе.

— Но вы говорите о религии как своде моральных правил, которые помогают организовать человеческое общество. А вот как человеку примириться без религии как глубоко личного мистического переживания со смертью? Потому что смерть — это как раз тот драматург, в пьесах которого финал всегда один и тот же.

— Вне зависимости от того, верующие мы или нет, — мы должны привыкнуть к тому, что смерть — это тайна. Никто не знает, что такое смерть. Кто-то скажет, что это — ничто, небытие, но на самом деле он не знает, так это или нет. И те, кто скажут, что это рай, чистилище или ад, тоже не знают этого наверняка. Люди привыкли наклеивать на неизвестное ложные знания. И тут роль философа заключается в том, чтобы сказать, что смерть — это тайна, с которой надо привыкнуть жить.

— А что такое в этом случае противоположность смерти — любовь?

— Любовь, с моей точки зрения, это настойчивые визиты к тайне. Потому что мы любим кого-то, кого на самом деле не знаем. Мы очарованы чем-то, что ускользает от нас. Когда вдруг обнаруживаешь, что любишь кого-то больше, чем себя, это ведь невероятная с точки зрения природы авантюра, полностью противоречащая заложенному в нас биологическому эгоизму. И это же наилучшее приключение, которое только может испытать человек.

Тот, в кого мы влюблены, — такая же тайна для нас, как смерть или Бог. Такова ирония нашего интеллектуального и жизненного пути: столько учиться и прожить, чтобы в итоге сделать вывод, что ничего не знаешь.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте