Новости
СМИ: Новоназначенец СБУ Андрей Наумов. Человек Яремы с мутными активами и личным массажистом Несколько недель назад временно исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины (СБУ), Иван Баканов назначил... 19.08.2019
Назвали страну, которая больше всего помогает украинской армии 92% всей военно-технической помощи, которую Украина получила из-за рубежа с 2014-го, поступило из США.

16.08.2019
В Украине посчитали количество "элитных" автомобилей Сколько "элитных" авто в Украине: данные ГФС 16.08.2019
В Чернобыльской зоне назревает новая катастрофа: старый саркофаг находится в аварийном состоянии 16.08.2019
BBC: Немецкие ученые шокированы количеством пластика в снегах Арктики Ученые были шокированы количеством частичек пластика в Арктике, которую считают одним из самых чистых регионов мира. 16.08.2019
Суэцкий канал бьет рекорды пропускной способности – 81 корабль в день Кроме того, годовая прибыль Суэцкого канала в Египте достигла рекорда – почти 6 млрд долларов.

15.08.2019
Bugatti показала, как будет выглядеть автомобиль за 8 млн евро (ФОТО) Завтра Bugatti официально презентует публике свой новый гиперкар Centodieci. Однако уже сегодня в Сеть просочились фото... 15.08.2019
Мы просто расходный материал: Врач рассказала о деталях оказания первой помощи облученным радиацией под Архангельском Врачей местной больницы не предупредили об утечке радиации, когда они оказывали первую помощь пострадавшим при взрыве... 15.08.2019
В США запретили провозить на самолетах некоторые модели ноутбуков MacBook Федеральное авиационное управление США (FAA) приняло решение ввести запрет на провоз в самолётах некоторых моделей... 15.08.2019
Наемник «Вагнера» рассказал, как стал «расходным боевым материалом» Путина 15.08.2019
Технологии гиперзвукового оружия Россия украла у США,- Болтон Советник Трампа прокомментировал взрыв на секретном полигоне под Северодвинском.

15.08.2019
В Париже чайки атакуют дроны и срывают спецоперации 15.08.2019
Come back to USSR: российским ученым ограничили контакты с иностранцами Министерство высшего образования и науки РФ разослало в подведомственные организации рекомендации по контактам с... 15.08.2019
В Нью-Йорке пассажир самолета оказался единственным на борту лайнера Пассажир лайнера из Нью-Йорка оказался единственным на борту 15.08.2019
«Восстание машин»: «умные» духовки начали самостоятельно включаться ночью В США пользователи «умных» духовок начали жаловаться на «восстание машин». Их кухонная техника начала самостоятельно... 15.08.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37747.162-0.513
Серебро432.015-0.622
Платина20971.345-0.348
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.30025.05025.176
EUR28.22527.65027.953
RUB0.3980.3050.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT59.88+0.23Aug
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №14(387) 15 АПРЕЛЯ 2013
Добрый театр    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Французский драматург и писатель Эрик-Эммануэль Шмитт стремится, вопреки европейской моде, чтобы его пьесы заканчивались счастливо. Он говорит, что любит искать свет во тьме

Десятый фестиваль «Французская весна в Украине» предоставляет нашим соотечественникам возможность встретиться со знаковыми фигурами французской и европейской культуры. Едва отбыл из Киева лауреат Гонкуровской премии писатель Андрей Макин (см. «Высокое служение»), как ему на смену приехал выдающийся писатель и драматург, пьесы которого идут более чем в 30 странах мира, Эрик-Эммануэль Шмитт.

Отличный образчик его драматургии, спектакль «Маленькие супружеские преступления» в постановке французской театральной компании Roseau Theаtre, можно было увидеть во время фестиваля в киевском Молодом театре. В спектакле, длившемся полтора часа без антракта, двое актеров, муж и жена, разыгрывали блистательно написанную историю, в которой постепенно и неожиданно для себя выясняли, что, любя друг друга многие годы, одновременно взращивали в себе чудовищ. Причем чудовищ смертельно (в буквальном смысле этого слова) опасных друг для друга.

Впрочем, закончилась пьеса благополучным финалом, зрители ушли из театра довольными, а «Эксперт» на следующий день встретился с Шмиттом — самым популярным иностранным драматургом в сегодняшнем репертуаре украинских театров.

— Когда вы собираетесь что-то рассказать миру, как вы выбираете, написать роман или пьесу?

— Начнем с того, что, как мне кажется, не я выбираю темы, идеи и способы их воплощения, а они сами ко мне приходят. Когда идея, которая пришла ко мне в голову, связана со встречей персонажей, кризисным моментом в их жизни, каким-то шоком — это пьеса. Если же будущие герои моего произведения должны развиваться и изменяться во времени — это роман. Только в романе я могу, например, показать, как у моего персонажа зарубцовываются нанесенные какими-то событиями или людьми раны, как дальше продолжается его жизнь. Наверное, именно поэтому мои романы более оптимистичны, чем пьесы.

— Кстати, об оптимизме. Ваша пьеса «Маленькие супружеские преступления» оставляет двойственное впечатление. Человеческая натура показана в ней весьма пессимистично. И кажется, что благополучный финал придуман вами только для того, чтобы зритель ушел из театра довольным.

«Во Франции модно, чтобы пьесы заканчивались плохо. Но я не забочусь о соблюдении моды. Мне важно сказать то, что я хотел»

— Нет, это не так. Я люблю искать свет во тьме. Правда, в результате получается, что в этой тьме я провожу больше времени, чем на свету. Потому что свет — он ведь в конце тоннеля. Пьеса, о которой вы говорите, показывает все сложности, которые претерпевает любовь, продолжающаяся долгие годы. И мой главный тезис заключается в том, что такая любовь существует не сама по себе, а только благодаря тому, что мы ее заставляем существовать. Поэтому у моих героев в этой пьесе появляется, как я уже говорил, свет в конце тоннеля.

Кстати, это идет вразрез с современной французской театральной тенденцией. Во Франции модно, чтобы пьесы заканчивались плохо. Но я не забочусь о соблюдении моды. Мне важно сказать то, что я хотел.

— Но при этом нет никакой гарантии, что если бы пьеса продолжилась, героиня снова не попыталась бы убить своего мужа уже через неделю…

— И даже на следующий день! Я всегда стараюсь, чтобы содержание моих произведений не было однозначным — ведь в жизни то, что сегодня кончается хорошо, на следующий день может снова стать адом.

Правила диктует кино

— Пьеса, о которой мы говорим, очень технологична и экономична. Она длится полтора часа, в ней участвуют два актера, нет смены декораций. Ее просто поставить. Вы эти критерии специально учитываете, когда начинаете писать?

— Если сюжет требует концентрации зрительского внимания, то да. По моему мнению, именно такое единство места, времени и действия в этой пьесе заставляет зрителя следить за текстом, который во многих местах настолько же философский, насколько и драматичный. Некоторые мои пьесы не такие. В них много персонажей, действие происходит в разных местах и в разное время. Но всё-таки мне больше нравится, когда удается всё сконцентрировать.

— А вы уверены в том, что нынешние зрители успевают за всеми поворотами сюжета, которые есть в «Маленьких супружеских преступлениях»? Или, иначе говоря, насколько, по-вашему, театральный зритель изменился за последние десять-двадцать лет?

— Мы все изменились — и зрители, и авторы пьес. Потому что сегодня главная отправная точка в визуальном искусстве — это кино. И оно диктует свои правила театру. Например, мои пьесы длятся столько же, сколько и фильм, — от часа двадцати минут до часа пятидесяти. Язык, на котором разговаривают персонажи фильмов, близок к обычной речи. Поэтому автор пьесы тоже должен стремиться к ней. Сегодня писатель и драматург не может игнорировать кино, точно так же, как современный художник не может игнорировать фотографию.

Тем не менее я стараюсь в чём-то сопротивляться кинематографу в его телевизионном варианте. Как вы верно заметили, мои пьесы заставляют зрителя сконцентрироваться на звучащем в них слове. То есть я увожу его от бездумного переключения каналов.

— Вы пишете пьесы в расчете на определенных режиссеров, актеров, театр?

— Никогда! Некоторые актеры меня вдохновляют — но точно так же, как, например, великий виолончелист может вдохновить композитора написать концерт для виолончели с оркестром. Но специально для них я не пишу. И еще благодаря актерам я учусь понимать, что возможно или невозможно делать на сцене.

Зритель, автор, режиссер

— Вы представляете себе, когда пишете пьесу, ее целевую аудиторию в театре — средний класс, интеллектуалы, молодежь?

Эрик-Эммануэль Шмитт

— Мне посчастливилось — и во Франции многие это замечают, — что я один из тех редких авторов, у которого очень разнообразная публика. Это люди всех возрастов, потому что мои произведения читают уже в средней школе и в лицеях. Среди читателей есть и люди с высшим образованием, и водители автобусов, и домохозяйки. Поэтому когда я пишу, то не думаю ни о ком конкретно.

— А вы довольны французским театром как инфраструктурой — количеством театров, их доступностью для широкой публики, диктуемой ценой на билеты?

— Нет. Я думаю, что театр во Франции слишком дорог, и это ограничивает количество его зрителей. Часто люди покупают театральные билеты только в том случае, если уверены, что им предлагают какие-то гарантированные ценности, то есть участие в спектакле звезд. Мне повезло — я в число таких звезд вхожу. Но если бы я начинал не 20 лет назад, а сейчас, то вряд ли смог бы в современных условиях так быстро добиться успеха.

— Сколько стоит билет в театр?

— Недорогой — 15 евро, но это в провинции. В Париже — от 40 до 80 евро.

— А в кино?

— Без абонемента где-то девять евро, а в составе абонемента — три евро. При этом абонементы есть у всех.

— И как же театр в этих условиях может выиграть соревнование у кино?

— Театр обращается к другим участкам мозга, нежели кинематограф. Он требует от зрителей иметь воображение и быть креативными. В театре зрители должны активнее участвовать в происходящем. Но поскольку лень всегда распространеннее, чем желание работать, кино — это массовое искусство. А театр — нет.

В театре происходит множество невидимых вещей. Например, чудо присутствия, чувство, что мы вместе с актером разделяем данный момент жизни. Для меня это как дыхание. Актер вдыхает — а выдыхает зритель.

— Некоторые театральные режиссеры жалуются, что новое поколение актеров обладает меньшей харизмой и сексуальностью, чем предыдущее…

— С моей точки зрения, такой проблемы нет. Зато есть другая проблема — сейчас звезд создает кино. И если молодой театральный актер или актриса в кино не снимаются, у них мало шансов получить звездный статус и привлечь больше зрителей.

— А новое поколение режиссеров вас устраивает?

— Я считаю, что у нас недостаточно талантливых режиссеров. У меня очень часто создается впечатление, что режиссеры просто переносят на сцену то, что я написал, а этого мало. Всегда хочу, чтобы режиссер добавлял свое визуальное видение.

— Разве вы, когда пишете, сами не представляете себе мизансцены и визуальное решение спектакля?

— Нет, пишу как слепой. Я слышу своих персонажей, ощущаю их динамику, энергию, но не вижу ничего.

Новый мир и толерантность

— Способен ли сегодня театр изменять людей так, как это было в те времена, когда у него не было конкурентов в лице кино и телевидения?

— Если спектаклю удается изменить хотя бы одного человека, то это уже победа. Я отвожу большое место в нашей жизни театру и литературе, но понимаю, что, как и философия, это голос меньшинства. Театр — это ограниченное пространство, но в этом его преимущество. Я бы сказал, что он представляет меньшинство и именно этим силен.

— Как вы думаете, кого на свете больше — читателей ваших книг или зрителей ваших пьес?

— Несколько лет назад мы в своем бюро попытались это посчитать. На тот момент было продано 12 миллионов моих книг (считается, что в среднем один экземпляр читают трое), а мои пьесы посмотрели 35 миллионов зрителей. Так что баланс.

— Теперь вопрос к вам как философу – насколько, по-вашему, изменился мир с тех пор, когда именно философы были властителями умов европейцев?

Сцена из спектакля «Маленькие супружеские преступления» в постановке французской театральной компании Roseau Theаtre. Молодой театр, Киев, 2013

— Мы живем сейчас в очень интересную эпоху, когда нет доминирующих интеллектуальных течений. Но не думаю, что это значит, что в мире стало меньше стоящих теорий. Просто сейчас они больше спорят и конфликтуют между собой. Мне очень подходит такой атомизированный и многообразный мир, потому что я ужасно не люблю разные формы диктатуры. Так что у меня нет ностальгии по тому периоду, когда интеллектуалы занимали в мире более значимое место, чем сейчас.

— Некоторые ваши произведения посвящены отношениям современного человека с религией. В чём, по-вашему, их сегодняшнее своеобразие?

— Я родился в 1960 году во Франции. Интеллектуалы тогда говорили, что Бог умер, а религия в агонии. Сегодня я констатирую, что это не так. Бог не умер, он присутствует в любом человеке в форме так называемых вечных вопросов. И религии тоже не умерли и продолжают организовывать жизнь миллиардов людей.

В современной Франции по-прежнему есть и атеисты, и христиане, но теперь к ним добавились еще и пять миллионов мусульман. У нас всё больше буддистов, по-прежнему есть иудеи.

То есть с этой точки зрения мы уже не такая монолитная страна, как раньше. И главное решение этой проблемы не в том, что все должны стать христианами или мусульманами и так далее, а в том, что мы должны научиться жить все вместе. Мне очень приятно, что мою книгу «Месье Ибрагим и цветы Корана» прочитали миллионы людей, потому что в ней говорится о дружбе еврейского мальчика и пожилого мусульманина (роман был еще и экранизирован. — «Эксперт»).

И тут я, как философ, понимаю, что если бы издал философское эссе о толерантности, почти никто бы его не прочел, кроме немногих интеллектуалов, которые и без этого согласны со мной в этом вопросе. А написав трогательную историю, я заставил многих людей полюбить этого старика мусульманина и заинтересоваться Кораном. Именно в такие моменты я говорю себе, что театр и литература играют важную роль в обществе.

— Но вы говорите о религии как своде моральных правил, которые помогают организовать человеческое общество. А вот как человеку примириться без религии как глубоко личного мистического переживания со смертью? Потому что смерть — это как раз тот драматург, в пьесах которого финал всегда один и тот же.

— Вне зависимости от того, верующие мы или нет, — мы должны привыкнуть к тому, что смерть — это тайна. Никто не знает, что такое смерть. Кто-то скажет, что это — ничто, небытие, но на самом деле он не знает, так это или нет. И те, кто скажут, что это рай, чистилище или ад, тоже не знают этого наверняка. Люди привыкли наклеивать на неизвестное ложные знания. И тут роль философа заключается в том, чтобы сказать, что смерть — это тайна, с которой надо привыкнуть жить.

— А что такое в этом случае противоположность смерти — любовь?

— Любовь, с моей точки зрения, это настойчивые визиты к тайне. Потому что мы любим кого-то, кого на самом деле не знаем. Мы очарованы чем-то, что ускользает от нас. Когда вдруг обнаруживаешь, что любишь кого-то больше, чем себя, это ведь невероятная с точки зрения природы авантюра, полностью противоречащая заложенному в нас биологическому эгоизму. И это же наилучшее приключение, которое только может испытать человек.

Тот, в кого мы влюблены, — такая же тайна для нас, как смерть или Бог. Такова ирония нашего интеллектуального и жизненного пути: столько учиться и прожить, чтобы в итоге сделать вывод, что ничего не знаешь.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кто приберет к рукам украинскую землю (Часть первая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте