Новости
В Армении арестовали экс-президента Кочаряна, - Reuters Армянский суд вынес решение об аресте бывшего президента страны Роберта Кочаряна. 26.06.2019
ВСУ с помощью управляемых ракет уничтожили три огневые точки оккупантов (ВИДЕО) ВСУ уничтожили из ПТРК три огневые точки оккупантов возле Докучаевска. 25.06.2019
Украина договаривается с МВФ о новой программе помощи Министр финансов Украины сообщила, что Украина ведет переговоры с МВФ о новой программе помощи. 25.06.2019
Филарет собирается создать свой собственный синод Патриарх Филарет объявил о создании собственного синода из пяти епископов. 25.06.2019
На одесском военном полигоне проводят испытания итaльянских водолaзных aппaрaтов (ФОТО) Использовaть снaряжение морякaм помогaет группa волонтеров из Киевa. 25.06.2019
Китай презентовал первый в мире «умный» нефтяной танкер (ВИДЕО) Китайцы показали роботанкер для перевозки нефти 25.06.2019
Названы 7 самых популярных причин попадания украинцев в ДТП В патрульной полиции назвали 7 самых распространенных причин дорожно-транспортных происшествий в Украине 25.06.2019
В Великобритании установили рекорд езды на тракторе (ВИДЕО) В окрестностях Британии гонщик побил новый мировой рекорд скоростной езды на тракторе. Он на 27 км/ч превысил... 25.06.2019
Составлен пользовательский рейтинг самых надежных кроссоверов Ни для кого не секрет, что иногда автомобили ломаются не просто в первые годы эксплуатации, а чуть ли не сразу после... 25.06.2019
В украинских детсадах появятся инклюзивные группы В МОН рассказали о деталях процедуры, разработанной в Правительстве, для создания инклюзивных групп в детских садах. 25.06.2019
В перечень отпусков для военнослужащих внесут изменения Продолжительность ежегодного отпуска для военнослужащих зависит от выслуги 25.06.2019
Бесплатное образование в Украине оказалось под угрозой отмены У Зеленского грантами и кредитами предлагают заменить бесплатное образование 25.06.2019
В одном из самолетов AirCanada забыли спящую пассажирку В самолете авиакомпании AirCanada забыли одну из пассажирок. Женщина проснулась в пустом и темном пространстве. 25.06.2019
В Украине осенью появится новая банкнота номиналом 1000 гривен Национальный банк Украины вводит в обращение новую банкноту номиналом 1000 гривен с 25 октября 2019 года. 25.06.2019
Появилась реакция Ирана на новые санкции США Министерство иностранных дел Ирана раскритиковало США за введение санкций против верховного лидера Ирана аятоллы Али... 25.06.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36466.979+0.068
Серебро402.664+2.151
Платина21407.129+1.073
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.32526.00026.191
EUR30.00029.37529.842
RUB0.4240.3150.416
$/баррельИзм., %Дата
BRENT65.27+0.63Jun
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №9(382) 11 МАРТА 2013
Разрыв шаблона    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Открывшаяся в киевском PinchukArtCentre выставка работ знаменитых британских художников Джейка и Диноса Чепменов с присущим авторам стебом и цинизмом показывает особенности мирового порядка

Перед нами — обрубок ствола дерева с отходящей от него параллельно земле голой толстой ветвью. К стволу и ветви привязаны человеческие останки — скелеты, части конечностей, череп. Что-то уже обглодано до сверкающих костей ползающими здесь в изобилии жирными могильными червями, мухами, пауками и прочей мерзопакостной живностью, что-то еще только находится в стадии разложения. Например, распухшая синеватого оттенка ступня — но и ее, надо полагать, время, черви и мухи быстро доведут до состояния изящной костяной безделушки. К счастью для зрителя, вся эта инсталляция неподвижна, выполнена из бронзы, покрытой яркой краской, и могла бы показаться даже красивой, не будь она столь отталкивающей.

Называется она «Секс I» и выполнена братьями Джейком и Диносом Чепменами, столь же знаменитыми во всём мире, как и их коллега по возникшему в 1990-е годы сообществу Young British Artists Дэмиен Херст. Столь же знаменитыми — и еще более скандальными. Ведь Херст, пускай он и возвращается в своих работах к теме смерти, в том числе и насильственной, избегает подшучивать над ней. Для Чепменов же, судя по всему, другого отношения к миру, кроме «стеба», просто не существует.

Круговорот жизни в природе по Чепменам («Секс I», 2003)

Не просто эпатаж

Экспозиция работ Чепменов открылась в PinchukArtCentre уже после того как киевлян и гостей столицы несколько лет приучали к современному западному искусству. Подозреваю, что, случись такая выставка на первый или второй год существования арт-центра, публичный скандал со стороны «представителей общественности» был бы неминуем.

Возможно, он произошел бы и сейчас — но киевских ревнителей морали тут опередили санкт-петербургские, которых несколько месяцев назад на аналогичной выставке работ Чепменов в Эрмитаже настолько возмутил клоун Рональд Макдональд, распятый на кресте, что они подали заявление в прокуратуру (см. «В Россию больше ни ногой»). В итоге прокуратура ничего противозаконного в выставке не нашла, по заявителям потоптались СМИ, а Чепмены получили дополнительную рекламу, которую не купишь ни за какие деньги. Еще бы — их выставку пытались закрыть в одном из самых знаменитых музеев мира. Так что повторять негативный питерский опыт украинским недоброжелателям братьев-художников не было никакого смысла.

Братья-художники как бы спрашивают: вам не нравится ситуация, когда человек не является «венцом творенья»? Ну а как же он может считаться этим самым «венцом», если сам сотворил такое с другими людьми…

В том, что такие недоброжелатели есть, сомневаться не приходится. И дело тут не только в эпатажности произведений Чепменов. Так, например, представленные три года назад в PinchukArtCentre на выставке «Трансцендентность и сексуальность» видео Пола Маккарти «Мясо моряка» и инсталляция Яна Фабра «Фонтан света (как молодой художник)» были ничуть не менее эпатажны и провокационны. (У Маккарти художник в женском парике имитировал половой акт с куском мяса, а у Фабра силиконовый двойник автора эякулировал среди могильных плит — см. «Coito, ergo sum»). Однако в том случае художники хоть и провоцировали зрителей, но были им понятны.

С Чепменами же дело обстоит сложнее. К зрителям, приходящим на их выставки, в полной мере применимо популярное сейчас выражение «разрыв шаблона». Помимо эмоционального шока от увиденного, они начинают испытывать интеллектуальные мучения, пытаясь ответить на вопрос, который сами же себе задают: «Зачем?» Например, зачем Чепмены из года в год изображают людей в эсэсовской форме со смайликами вместо свастики, голых монстров, трупы в разной степени разложения и прочую нечисть? Что они хотят этим сказать?

Самое интересное, что хитрецы-братья ответ на этот вопрос не подсказывают. Все их интервью — такой же непрерывный стеб, как и их работы.

Ретроспективу своих прежних работ Чепмены предоставили в виде их картонных копий («Дерьмоспектива», 2009)

Клоуны от искусства

Этот подзаголовок, на взгляд «Эксперта», может быть разгадкой к творчеству Чепменов. В конце концов, недаром братья никак не могут расстаться в своих работах с клоуном Рональдом Макдональдом. Просто надо вспомнить, что в давней цирковой традиции клоунов было двое — «белый» и «рыжий». Это сейчас обе ипостаси часто сливаются в одном клоуне. В пору же популярной в прошлом буффонадной цирковой клоунады «рыжий» мог быть жестоким со своим партнером и зрителем, а его шутки и розыгрыши — злыми и неприятными для их объектов.

Тут еще можно вспомнить и парижский театр ужасов Grand Guignol, названный по имени острого на язык персонажа французского театра кукол. Кстати, отец-изобретатель Гиньоля, француз Лоран Мурге, был по своей предыдущей профессии ярмарочным зубодером, а кукольные представления устраивал для того, чтобы толпа не слышала стонов его пациентов. Чем не аналогия с творчеством Чепменов, если подразумевать под «пациентами» всё человечество, постоянно сталкивающееся в своей истории с болью и злом?

Правда, в отличие от старинных циркачей, Чепмены всё же выступают со страховкой. На случай обвинения в «глумлении над святынями» у них под рукой знаменитая серия офортов классика Франсиско Гойи «Ужасы войны». Именно оттуда в прямом и переносном смысле этого слова «растут ноги» вышеупомянутой работы «Секс І». Сначала Чепмены в 1994 году реконструировали в стекловолокне гравюру Гойи в человеческий рост, изображающую убитых и изуродованных солдат, а потом в 2003-м изобразили еще раз, уже в бронзе, ту же самую ситуацию, но через несколько недель. Странное название работы можно объяснить двояко. Во-первых, это просто эпатаж, намекающий к тому же на фрейдистскую пару «эрос-танатос». Во-вторых, это пример двойной оптики. В конце концов, если абстрагироваться от человеческих останков, надо признать, что в этой работе просто-таки кипит жизнь, только уже не людей, а насекомых-некрофагов, которые, в свою очередь, послужат пищей для птиц и мелких земноводных. Чепмены вроде как фиксируют вечный круговорот природы.

Братья-художники как бы спрашивают: вам не нравится ситуация, когда человек не является «венцом творенья»? Ну а как же он может считаться этим самым «венцом», если сам сотворил такое с другими людьми…

Джейк и Динос Чепмены в компании своего любимого клоуна Рональда Макдональда («Секс I»)

Как выглядит зло

Об этом говорит еще одна из выставленных в PinchukArtCentre работ Чепменов, которая называется «Всё зло мира». Это продолжение инсталляции «Ад», сгоревшей в 2004 году и восстановленной под названием «Проклятый ад». (По слухам, коллекционер Чарльз Саатчи, которому принадлежал сгоревший «Ад», заплатил за него полмиллиона фунтов стерлингов, а коллекционер Франсуа Пино выложил за римейк уже 15 миллионов.) Для того чтобы представить себе ее масштаб, вообразите себе четыре большие секции-диорамы, в которых воюют друг с другом тысячи оловянных солдатиков, только вместо олова использованы стекловолокно и пластик, а «солдатики» представляют собой фигурки эсэсовцев в черных мундирах со свастикой на рукаве и голых или полуголых людей. Земля усыпана такими же фигурками с оторванными конечностями, а в углу каждой из четырех диорам — состоящая из таких же маленьких трупиков часть холма. Сделано всё таким образом, что если сдвинуть все четыре диорамы в одну точку, то получится эдакая Вавилонская башня из трупов. В одной из диорам эсэсовцы загоняют голые фигурки в ворота, над которыми написано «Добро пожаловать в несправедливость».

Аннотация к работе объясняет ее смысл и происхождение — «Всё зло мира» создано специально для PinchukArtCentre в память о событиях в Бабьем Яру. Однако если начинать рассматривать инсталляцию пристальнее, то за однозначной, казалось бы, картиной начинают просматриваться другие фигурки и, соответственно, иные планы смыслов.

Фирменная фантасмагория Чепменов («Всё зло мира», 2012–2013)

Прежде всего это, конечно, всё те же распятые Рональды Макдональды. Что они значат в мифологии Чепменов, неясно. Возможно, для них, как и для антиглобалистов, фирменный знак McDonalds’s и всё, что с ним связано, — это просто символ современного обезличенного мира. И, таким образом, еще и знак универсальности — мол, то, что происходило в нацистских концлагерях, происходит и будет происходить всегда и везде, поскольку вечно и вездесуще само зло. Впрочем, на крестах у них распяты все — и клоуны, и голые фигурки, и эсэсовцы, и монстры.

На вечность намекает и диорама, где пытки и убийства происходят на фоне ресторана McDonalds’s первобытных времен, в который заезжают на своих доисторических шутовских автомобилях персонажи из мультсериала «Флинстоуны». Тут же разгуливают динозавры — диплодоки и трицератопсы. Дальше — больше. Вот уже мы видим и древнегреческих кентавров, и химерических монстров, представляющих собой многофигурные сплетения из тел людей и животных. А еще дальше всё те же эсэсовцы загоняют в космический корабль двухголовых обнаженных людей.

И вот у зрителей снова происходит «разрыв шаблона». Потому что для любого киевлянина, знакомого с историей своего города, название «Бабий Яр» ассоциируется с четким рядом событий и образов. Знаменитым объявлением, которое начиналось словами: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской». Многотысячным нескончаемым потоком людей, который тек к Сырцу. Земляными насыпями, прорезанными наискосок таким образом, что голый человек, войдя в этот коридор, в его конце оказывался на краю обрыва, дно которого было устелено трупами в несколько рядов, и должен был прыгать в него. Жуткой монотонностью этого процесса, на протяжении которого одни люди несколько суток и без каких-либо эмоций убивали других людей, принимающих смерть как должное. И, самое главное, совершенно иррациональными беззлобным злодейством палачей и необъяснимой покорностью жертв.

Бронзовые скульптуры из «Семейной коллекции Чепменов»

Мировой порядок по Чепменам

Чепмены же превратили эту картину, которая прокручивается в нашем сознании, как документальный фильм, в фантасмагорический вселенский шабаш, где нет конкретных «Мельниковской» и «Дохтуровской», а есть лишь универсальная космогония, в которой вечно побеждает зло. Впрочем, и носители зла также не являются бессмертными и, как и их жертвы, идут на перегной для будущих поколений. Да и сам палач в любой момент может оказаться жертвой, а жертва — палачом. Ведь среди многочисленных миниатюрных сценок в чепменовской инсталляции есть и такие, где человечки меняются ролями.

Суть работ Чепменов можно сформулировать и иначе. Универсально не зло. Универсален и вечен мировой порядок, который мы привыкли называть злом. Однако если абстрагироваться от правил человеческого общежития и моральных норм, которые установлены самими людьми и, следовательно, не могут считаться аксиомой, приходится признать, что мир устроен именно так и по-своему справедливо. Ведь волк задирает косулю не потому что он мерзавец. А потому что он волк. Косуля оказывается жертвой не потому что она что-то сделала неправильно или мир несправедлив, а потому что она косуля. Потом задравший косулю волк постареет, ослабеет и сдохнет. Его разложившийся труп обглодают могильные черви, а через вымытый дождями и отполированный солнцем волчий скелет прорастет трава, которую съест пасущаяся в этом месте косуля — быть может, внучка той, которую задрал волк.

Большинство людей относятся к этому с грустью, скорбью, чувством трагизма. А братья Чемпены — со смехом. Они просто очень талантливые циники, которые считают, что мы мало что можем изменить в этом мире.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте