Новости
Во Франции продолжают гибнуть участники протестов "желтых жилетов" По данным телеканала, 23-летний молодой человек погиб после наезда грузовика. Водителя задержали. 13.12.2018
США стремятся противостоять растущему влиянию Китая в Африке Администрация Трампа хочет видеть увеличение американских инвестиций и торговли в Африке в рамках новой стратегии,... 13.12.2018
Глава ООН на климатических переговорах призывает к компромиссу и жертвам Генеральный секретарь ООН призвал страны пойти на компромиссы в борьбе с глобальным потеплением на фоне обеспокоенности... 13.12.2018
Ученые в шоке: с Марса куда-то исчез весь метан Метан — это один из маркеров присутствия жизни, а потому астрономы уделяют его поискам особое внимание. Недавно ученые... 13.12.2018
Жителям Японии устроят искусственный звездопад Любоваться необычным зрелищем смогут жители Хиросимы и окрестностей в радиусе примерно 200 километров. Шоу намечается... 13.12.2018
Стало известно, как будут работать банковские учреждения в новогодние праздники Национальный банк Украины обнародовал порядок работы банковской системы и регламент работы системы электронных платежей... 13.12.2018
В столице Венгрии вспыхнули акции протеста (ФОТО, ВИДЕО) В столице Венгрии Будапеште вечером 12 декабря несколько тысяч человек вышли на акцию протеста. 13.12.2018
Из-за снегопада Киев сковали многочисленные пробки и ДТП В Киеве в четверг, 13 декабря, снегопады привели к серьезным затруднениям движения. Трафик осложнен не только пробками,... 13.12.2018
В Украине значительно выросло производство яиц и мяса Производство мяса и яиц в Украине за 11 месяцев выросло, а молока — снизилось. 13.12.2018
Из Украины в Польшу запустят новый поезд Из Украины в Польшу будет курсировать новый поезд № 90/89. 13.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.04027.81027.796
EUR32.05031.42531.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №8(381) 04 МАРТА 2013
Конструктор для Голливуда    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Голливуд — это сложный организм, в котором переплелись творчество, деньги и бюрократия, рассказал продюсер, режиссер и сценарист Юджин Ефуни

Он начинал свою работу в кино у живой легенды американского кинематографа Роджера Кормана: в 2001 году посчастливилось быть сопродюсером на фильме-фэнтези «Варвар». После этого продюсер, режиссер и сценарист Юджин Ефуни работал на многих картинах с бюджетами от нескольких сот тысяч до многих миллионов долларов, так что можно сказать, что он прекрасно знает американскую кинематографическую кухню изнутри.

«Эксперт» встретился с Ефуни в Киеве на фестивале американского независимого кино. Однако ключевой темой нашей беседы всё же стала попытка выяснить, что собой представляет сегодня альтернатива независимому кинематографу — Голливуд.

— Когда мы говорим «независимое кино», то сама логика языка предполагает, что его альтернатива, то есть коммерческое, голливудское кино, от кого-то или чего-то зависит…

— Если продолжать ваш образ, то коммерческое или, как его еще называют, студийное кино зависит в первую очередь от executive producers. В Восточной Европе этот термин неправильно истолковывается как исполнительный продюсер, то есть человек, который исполняет чьи-то указания. Но в Голливуде executive producers входят в число самых главных фигур на киностудии. Их еще можно назвать творческими бюрократами.

— Почему — бюрократами?

— Дело в том, что на голливудских студиях-мейджорах над режиссером и продюсером, которые делают конкретный фильм, существует два вида контроля — бухгалтерский и творческий. Творческим контролем занимается студийный топ-менеджмент, состоящий из executive producers, которые засыпают непосредственных создателей фильма обязательными к исполнению записками-советами. Эти записки начинают поступать еще на этапе создания сценария и сопровождают фильм до самой финальной его стадии. Такие продюсеры «влезают» в процесс съемок, и, что очень важно, у них есть право финального монтажа картины. Они могут даже поменять ее режиссера.

Большой минус — это вмешательство безлико, за ним стоит не один какой-то человек, а несколько, ведь это комитет — коллегиальный орган.

При этом за последние 20 лет поменялось руководство голливудских студий. Раньше это была продюсерская братия, люди, которые вместе с бухгалтерами делали кино и создали этот самый Голливуд. Но с тех пор роль маркетинга в кинематографии возросла настолько, что многие студии возглавили специалисты этой отрасли. И это абсолютно поменяло характер подхода к фильмам, потому что фильмы для производства стали отбирать исходя из того, как они будут продаваться. Раньше маркетинговый потенциал фильма был только одним из параметров отбора, сейчас он стал главным.

— Как выглядит механизм отбора фильмов?

«Раньше маркетинговый потенциал фильма был только одним из параметров отбора в Голливуде, сейчас он стал главным»

— Студии развивают сотню и даже больше проектов в год, зная, что из них будет выбрано для того, чтобы делать фильм, максимум десять-пятнадцать. Отбором занимается комитет green light, который состоит из влиятельных на студии людей (вес их голоса зависит от степени влиятельности).

Смотрите, что получается. У драматурга, написавшего сценарий, было одно видение картины. Потом появился режиссер и что-то в него добавил. Опытный продюсер внес еще что-то свое. Эти люди могут спорить друг с другом, но все они плотно вовлечены в творческий и профессиональный процесс. И тут в дело вступает комитет, состоящий из бюрократов, у которых обычно и творческие, и профессиональные качества ниже, чем у непосредственных создателей картины. Они просто зарабатывают деньги. В Голливуде таких людей называют «продавцами бумаги».

Именно эта система делает коммерческий кинематограф зависимым. Фильмы, пройдя через мясорубку изменений на всех стадиях создания картины, в итоге очень сильно отличаются от первоначальной задумки сценариста, режиссера и продюсера.

Безусловно, в Голливуде были и остаются по сей день личности, которым студия предоставляет другой уровень доверия. Возьмите, например, отношения Warner Brothers с покойным Стэнли Кубриком. Он всегда затягивал сроки съемок, срывал расписание, выбрасывал записки, да и фильмы его были не такими уж прибыльными. Но в данном случае руководство студии понимало, что речь идет о настоящем искусстве. Впрочем, даже ленты Кубрика иногда подрезали в процессе монтажа.

«Мини» по миллиарду долларов

— На какой стадии проекта принимается решение, будут по нему запускать фильм или нет?

— Этот вопрос надо рассматривать одновременно с организационной структурой студий. Сейчас каждая из голливудских студий-мейджоров держит в своем штате 20–30 крупных продюсеров. Каждый из этих продюсеров получает от студии на свой офис от полумиллиона до нескольких миллионов долларов в год и ведет два-три проекта в год. Сначала отбирается сценарий, который, как правило, через два-четыре драфта доводится до кондиции съемочного. К концу этого процесса у проекта должны появиться потенциальный режиссер и несколько актеров-звезд, которые должны подтвердить — да, мы хотим работать в этом фильме, и для этого у нас есть свободное окно в нашем расписании.

Если для картины принципиально важны еще какие-то творческие фигуры, как, например, был важен для «Пятого элемента» Жан-Поль Готье, от них тоже нужны такие подтверждения. Вот на этой стадии комитет green light и принимает решение. Проект либо вступает в стадию предпродакшн, и тут уже начинаются серьезные студийные расходы, либо его откладывают. Или вовсе отменяют.

— Но на проект уже были потрачены деньги. Для представившего его продюсера это влечет какие-то санкции?

— Нет. Это его работа — готовить проекты. Более того, он имеет право, если студия отказалась от проекта, предложить его другой студии. И в случае благополучного исхода вторая студия вернет первой деньги, затраченные той на разработку проекта. Или они могут договориться о совместном производстве. Например, фильмы о Джеймсе Бонде выпускают сегодня совместно MGM и киностудия Sony.

— В количестве студий, работающих сегодня в Голливуде, можно запутаться…

— Да-да, структура стала запутаннее. Студий-мейджоров — шесть. Но сейчас появился еще и уровень мини-мейджоров. «Мини» — условная приставка, эти студии могут стоить по миллиарду долларов и выпускать столько же фильмов, сколько и мейджоры, но с меньшим бюджетом. И там меньше контроля, меньше записочек, о которых мы с вами говорили, более творческая атмосфера.

Плюс — независимые студии. Вот вы, наверное, думаете, что вампирская сага «Сумерки» — это Голливуд?

— Да.

— Не совсем. Права на нее принадлежат кинокомпании Summit, а это независимое кино. Правда, теперь уже не совсем — компанию Summit купил мини-мейджор Lionsgate.

Но даже если фильм снят на студии-мейджоре, это не обязательно значит, что в итоге получатся коммерческие фильмы. «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадеус», «Форрест Гамп» — это всё студийные картины. Все фильмы Фрэнсиса Форда Копполы — студийные. Хотя как раз с первым «Крестным отцом» была связана интересная история. Сначала на Paramount Pictures отказались принимать фильм. Там решили, что он снят с техническими погрешностями, в нём неправильно был выставлен свет — например, нельзя снимать людей в темной комнате на фоне освещенного окна…

— …это как раз начальный эпизод…

— …да, в кабинете. И на Paramont Pictures решили, что, поскольку они в картине не уверены, проще положить ее на полку, чем тратить деньги на продвижение. И тогда друг Копполы Джордж Лукас пришел на студию и сказал, что у него есть покупатель, который готов выкупить фильм. На Paramount Pictures призадумались и рискнули выпустить «Крестного отца» в кинотеатры маленьким тиражом…

Стивен Спилберг на съемках фильма War Horse (2011)

Выше и ниже линии

— Не могу не спросить, кто же всё-таки главная фигура в процессе создания голливудского фильма — режиссер или продюсер?

— Продюсер. В Европе и во всём остальном кинематографическом мире за пределами США кино является режиссерским, и выражается это в том, что режиссер полностью контролирует творческий процесс, от сценария до последнего монтажного варианта. Но то, что в Голливуде главной фигурой является продюсер, не значит, что он помыкает режиссером — они работают вместе, доверяют друг другу, часто складываются творческие многолетние дуэты. Но право финального варианта сценария и окончательного монтажа всегда остается за продюсером.

— Поэтому американские режиссеры так часто выступают в роли продюсеров?

— Конечно. Как только у них появляются влияние и авторитет.

— Значит ли это, что именно продюсер командует на съемочной площадке?

— Продюсер всегда командует на съемочной площадке. Но только не творческой стороной. С актерами и оператором работает режиссер. Кстати, признаюсь вам, что продюсер не меньше режиссера ненавидит те записки, которые присылает топ-менеджмент студии.

— А разве он сам таких записок не пишет?

— Пишет. Но он намного ближе к фильму и значительно профессиональнее, чем студийные боссы.

— В титрах американских фильмов иногда указан десяток продюсеров с разными позициями. Как тут правильно разобраться?

Еxecutive producer — это босс. Он находит сценарий, продюсера, который будет непосредственно работать над картиной, определяет главных звезд и бюджет, может делать 10–15 фильмов в год, и если какие-то из них нравятся ему больше остальных, может «влезть» в них глубже.

Следующее звено — это продюсер, тот самый, который делает картину своими руками. Он принимает участие в трех-четырех картинах в год. Стивен Спилберг, например, иногда выступает в роли продюсера, а иногда еxecutive producer.

Следующая категория — линейные продюсеры. Это рабочие лошадки. Продюсер может не всегда приехать на съемку. Линейный продюсер постоянно находится со съемочной группой и отвечает за всё лично. Это тоже высокая квалификация, но он уже находится ниже линии.

— Какой линии?

— В Голливуде есть условное разделение съемочной группы на «выше линии» и «ниже линии». Те, кто выше — это элита: еxecutive producer, продюсер, режиссер, оператор, сценарист, композитор, несколько актеров-звезд. Все остальные — «ниже линии». Это технический персонал. В том числе и остальные продюсеры — линейные, ассоциированные и так далее. Их может быть больше десяти, но реально картину делают три-четыре. И если фильму присуждают какие-то продюсерские награды, то получают их только они.

— В том числе и «Оскар» за лучший фильм?

— Да — и совершенно заслуженно. А для режиссеров есть «Оскар» за лучшую режиссуру.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте