Новости
Skoda представила свой новый компактный кроссовер Vision In. (ВИДЕО) Компания Skoda презентовала новый компактный кроссовер Vision In. 24.01.2020
Собаки, участвующие в боевых операциях армии США, получат защитные головные уборы В США разрабатывают для собак, которые участвуют в боевых операциях, специальный головной убор, нацеленный на... 24.01.2020
В Германии неизвестный стрелял по людям: есть погибшие В Германии неизвестный устроил стрельбу, в результате которой, по предварительной информации, погибли 6 человек. 24.01.2020
Стало известно, как название марки BMW произносится на разных языках (ВИДЕО) С произношением марки BMW не всё так просто: дело в том, что на разных языках она звучит по-разному. Поэтому компания... 24.01.2020
В Китае опубликовали первое фото нового смертельного коронавируса Национальный банк патогенных микроорганизмов Китая опубликовал информацию о новом типе коронавируса 2019-nCoV и первую... 24.01.2020
В Швейцарии отчеканили самую маленькую в мире монету Швейцария выпустила партию самых маленьких в мире золотых монет. 24.01.2020
Uber и Nissan заключат взаимовыгодную сделку Nissan предоставит 2000 электрокаров Leaf водителям Uber. 24.01.2020
В английской "Википедии" появилась рекордная 6-миллионная статья Шестимиллионная английская статья «Википедии» посвящена Марии Элизе Тернер Лаудер — канадской школьной учительнице XIX... 24.01.2020
В «Укрзализныце» рассказали, когда в «Интерсити» будет Wi-Fi Скоростной интернет в поездах может появиться в течение года. 24.01.2020
Аномальное тепло: под Одессой рыба готовится к нересту, а птицы вьют гнезда А многие рыбы Придунавья готовятся к скорому нересту. 24.01.2020
Что изменится для британского автопрома, если будет подписана торговая сделка с США Любая торговая сделка с США также может серьезно изменить британский автомобильный рынок, потенциально наводняя его... 24.01.2020
Компания General Dynamics провела испытания подводного беспилотника Bluefin-9 (ВИДЕО) Американская аэрокосмическая и оборонная компания General Dynamics Corp выпустила видео о морских испытаниях подводного... 24.01.2020
В Украине могут ввести финансовый паспорт. Что это значит? В Украине народные депутаты подали законопроект об экономическом паспорте для граждан страны.
24.01.2020
Япония построила перспективную гусеничную платформу (ФОТО) В Сеть выложили снимки, демонстрирующие перспективную гусеничную платформу от Mitsubishi Heavy Industries. 24.01.2020
За деньги от штрафов полицейский департамент в США купил спорткар Ford Mustang (ФОТО) Полицейский департамент города Пасадена, штат Техас, купил новое купе Ford Mustang GT за 49 275,82 доллара.  24.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.55024.17525.144
EUR27.22526.57527.749
RUB0.4040.3070.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.69-2.43Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №5(378) 11 ФЕВРАЛЯ 2013
Мир под «дахом»    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
«Эксперт» раскрывает секреты постановки в Швейцарии спектакля «Вий» в исполнении киевского театра ДАХ

В конце января на сцене киевского Национального академического драматического театра им. Ивана Франко состоялась премьера спектакля столичного Центра современного искусства ДАХ. Театра совсем не академического, но очень национального — не по статусу, а по сути. Спектакль «Вий» в постановке основателя и художественного руководителя ДАХа Владислава Троицкого и в исполнении артистов центра подтвердил это в очередной раз.

Иностранные критики («Вий» уже успел выступить с гастролями в Швейцарии и Франции) сравнивали «Вия» Троицкого со знаменитым фильмом «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. И хотя были отчасти правы, но… в целом промахнулись. Винить их за это трудно, поскольку людям, которые ничего не знают о Карпатах (не удивляйтесь — именно там происходит действие «Вия»), их истории и менталитете тамошних жителей, нужна хоть какая-то точка опоры.

Спектакль ДАХа говорит об одиночестве человека перед лицом бытия, вглядеться в которое не менее страшно, чем в открытые очи Вия

«Тени забытых предков» — это снятая в духе сверхмодной тогда в Европе французской «новой волны» реконструкция. Параджанов попытался в «Тенях» заглянуть в души людей прошедших эпох и не ставил своей задачей соотнести их с нынешним временем. Напротив, «Вий» Троицкого, несмотря на то что автор одноименной повести Николай Гоголь написал ее в середине XIX века, — произведение абсолютно современное.

Не надо сравнивать спектакль с «Вием» образца 1967 года. Первый советский фильм ужасов Константина Ершова и Георгия Кропачева, к которому приложил руку маститый режиссер-«сказочник» Александр Птушко, собрал тогда 32,6 млн зрителей. Но это было, несмотря на все «страшилки», реалистическое кино — в отличие от «даховского» мистического триллера.

Владислав Троицкий, как обычно, продемонстрировал умение объединить в одном сценическом действии текст, движение, музыку и свет. Раннюю повесть Гоголя он превратил в философское размышление на тему одиночества человека перед лицом не притворяющегося реальным нашего мира, а настоящего, метафизического бытия, вглядеться в которое не менее страшно, чем в открытые очи Вия. Длинные диалоги и монологи чередуются с рассчитанными в первую очередь на визуальное восприятие сценами, где движения актеров поставлены и отработаны с хореографической скрупулезностью. Танцы, своей агрессивной энергетикой буквально «наезжающие» на зрителя, сменяются статичными (так и просится кинематографический термин) панорамами. Что касается музыкального сопровождения спектакля, то, как уже писал ранее «Эксперт», в руках Троицкого оно стало тонко градуированным инструментом, безотказно управляющим эмоциями зрителей. По сути, музыка на представлениях ДАХа играет ту же роль, что в кино, — заранее подсказывает публике, где надо насторожиться, подчеркивает драматичность эпизода, усиливает пафос момента.

Владислав Троицкий, как обычно, продемонстрировал незаурядное умение объединить в одном сценическом действии текст, движение, музыку и свет

Европейская модель

Один из самых интересных моментов в истории создания «Вия» — то, что он появился на свет в Швейцарии, причем благодаря гражданам этой страны. В первую очередь — Рене Гонзалесу, бывшему руководителю швейцарского театрального центра Vidi-Lausanne, который познакомился с Троицким на спектакле ДАХа «Король Лир. Пролог». Спектакль ему понравился, и он пригласил украинского режиссера сделать постановку в Vidi-Lausanne. После этого была еще одна фестивальная встреча, на которой Гонзалес увидел другие четыре спектакля ДАХа. Возможно, это и стало тем аргументом, который убедил швейцарца согласиться на условие Троицкого — ставить свой спектакль в Швейцарии с «даховскими» актерами.

А это значило, что несколько недель (получилось три, хотя обычно в Европе спектакль готовится за пять-шесть недель) 16 актеров ДАХа будут жить и работать в Лозанне со всеми вытекающими отсюда для пригласившего их Vidi-Lausanne финансовыми последствиями. В итоге украинский спектакль стал для швейцарского театрального центра, несмотря на то что там до этого работали приглашенными режиссерами мировые звезды первой величины, одним из самых дорогих в его истории — он обошелся в четверть миллиона швейцарских франков. Помогло то, что в копродукцию вошел парижский Théâtre de la Ville, руководитель которого до этого видел спектакли ДАХа и уже заранее гарантировал «Вию» гастроли во Франции.

Дотаций в размере всего 20–30% от бюджета гастрольных поездок хватило бы на то, чтобы «Вий» объездил весь мир

Тут надо сказать о том, как обычно организован менеджмент французских и швейцарских театров. Лишь у очень немногих из них есть своя актерская труппа. В основном на постоянной основе работают технический персонал, руководство, служба пиара и гастрольного сопровождения. Актеры, режиссеры и прочие участники спектакля приглашаются на время его постановки. Поэтому репертуарный театр, обычный для постсоветского пространства, когда пьесу можно увидеть даже через годы после ее премьеры, там большая редкость. Поставленный спектакль идет на сцене ежедневно некоторое время, после чего бесследно исчезает, а на смену ему приходит другой, который готовили тогда, когда шел предыдущий.

Кинолента «Вий» 1967 года с участием Леонида Куравлёва и Натальи Варлей частично снималась в Георгиевской церкви в Седневе, что на Черниговщине

Такой рациональный с точки зрения менеджмента (ведь это аутсорсинг в чистом виде) театральный конвейер на самом деле чреват большими творческими издержками. У приглашенного режиссера есть всего пять-шесть недель на то, чтобы познакомиться с труппой, «влюбить» в себя актеров, придумать визуальный ряд спектакля, расписать его мизансцены и провести репетиции вплоть до генеральной. А если учесть, что для того чтобы жить более-менее пристойно, ему надо ставить в разных театрах четыре-пять пьес в год, понятно, что никакого «творческого горения» здесь надолго не хватит.

К счастью, ДАХу такая опасность не грозила, и Троицкий вспоминает о работе в Швейцарии с удовольствием (одно омрачило ее — Рене Гонзалес, болевший раком, не дожил до премьеры). Но постоянно работать за границей, несмотря на приглашения из разных стран поставить спектакли с «чужими» труппами, Троицкий не хочет. Более того, он пока намерен весь этот год провести в Киеве со своим театром.

На мой вопрос, сколько стоила бы постановка аналогичного спектакля в Украине, Троицкий ответил, что такой уровень технического сопровождения спектакля у нас пока, увы, невозможен. Пример — «развес» световой аппаратуры. В Украине мы привыкли к тому, что он всегда одинаковый, и в лучшем случае на разных спектаклях осветители по-иному направляют прожекторы. Во Франции и Швейцарии под каждый новый спектакль «развес» свой. Судя по видео заграничного представления «Вия», световая партитура в спектакле виртуозная и представляет собой очень важную его художественную и эмоциональную составляющую.

Как же Vidi-Lausanne продолжает функционировать при столь приличных расходах? Государственные дотации и меценатская помощь покрывают в сумме 60–65% его бюджета, а остальные 35–40% театр зарабатывает сам. Сначала театр показывает спектакль в Лозанне. Достаточно 7–12 представлений, поскольку город маленький (120 тыс. жителей), и этим количеством показов число потенциальных зрителей исчерпывается. (В большом зале Vidi-Lausanne 400 мест, билет стоит в среднем 20 швейцарских франков.) А потом продает спектакль на международные театральные фестивали. В итоге выходит на уровень расходов, а если и получается небольшая прибыль, то она вкладывается в следующий проект. Ходят на спектакли в основном представители старшего поколения, хотя в случае с «Вием» половину зала со временем начала составлять молодежь.

На просмотре «Вия» думаешь, что мы все закованы в колодки — если не реальные, то метафизические

Нужна страна за спиной

Худрук ДАХа намерен использовать аналогичную модель, если ему удастся осуществить свою давнюю мечту, о которой он говорит уже несколько лет, — открыть центр современного искусства в Киеве. При  этом он рассчитывает выйти на самоокупаемость. В ответ на недоуменный вопрос «Эксперта», как это возможно, резонно предлагает сравнить численность населения Киева и Лозанны. И я в очередной раз убеждаюсь, что мы как-то автоматически привыкли недооценивать не только творческий, но и материальный потенциал Украины в области культуры. Так, например, украинские вузы выпускают в год примерно столько же студентов, сколько в Великобритании, Германии, Франции и Италии— более двух миллионов. А ведь человек с высшим образованием — это уже потенциальный театрал.

Мы как-то автоматически привыкли недооценивать не только творческий, но и материальный потенциал Украины в области культуры

Впрочем, недооценивают культурный потенциал Украины и люди, которым по должности положено его поддерживать. Так, на лозаннскую и парижскую премьеры «Вия», несмотря на приглашение, не пришел никто из украинского посольства.

Как рассказывает Троицкий, параллельно с ДАХом в Vidi-Lausanne готовил свой спектакль российский режиссер Владимир Панков, и это был совместный проект швейцарского театрального центра и Международного фестиваля имени Чехова, ежегодно проводимого в России. А когда в Vidi-Lausanne работал польский мэтр Кристиан Люпа, в Лозанну приезжали, чтобы написать об этом, польские театральные критики. И тут уже даже было неважно, нравился им спектакль или нет. Главным было другое. У критиков — ощущение, что это «наше»; у участников спектакля — что за спиной у них своя родная страна.

Вот этого ощущения у ДАХа в случае с «Вием» нет даже у него дома. Недаром Троицкий на пресс-конференции перед премьерой горько пошутил, поблагодарив швейцарское посольство «за организацию гастролей в Украине». Сейчас «Вия» ждут многие международные фестивали, в числе которых тот же чеховский и «Золотая маска», однако загвоздка в том, что в их бюджетах затраты на приезд украинских театров закладываются в намного меньших размерах, чем на гастролеров из стран — мировых театральных лидеров. По словам режиссера-постановщика «Вия», дотаций в размере всего 20–30% от бюджета гастрольных поездок хватило бы на то, чтобы спектакль объездил весь мир.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте