Новости
Skoda представила свой новый компактный кроссовер Vision In. (ВИДЕО) Компания Skoda презентовала новый компактный кроссовер Vision In. 24.01.2020
Собаки, участвующие в боевых операциях армии США, получат защитные головные уборы В США разрабатывают для собак, которые участвуют в боевых операциях, специальный головной убор, нацеленный на... 24.01.2020
В Германии неизвестный стрелял по людям: есть погибшие В Германии неизвестный устроил стрельбу, в результате которой, по предварительной информации, погибли 6 человек. 24.01.2020
Стало известно, как название марки BMW произносится на разных языках (ВИДЕО) С произношением марки BMW не всё так просто: дело в том, что на разных языках она звучит по-разному. Поэтому компания... 24.01.2020
В Китае опубликовали первое фото нового смертельного коронавируса Национальный банк патогенных микроорганизмов Китая опубликовал информацию о новом типе коронавируса 2019-nCoV и первую... 24.01.2020
В Швейцарии отчеканили самую маленькую в мире монету Швейцария выпустила партию самых маленьких в мире золотых монет. 24.01.2020
Uber и Nissan заключат взаимовыгодную сделку Nissan предоставит 2000 электрокаров Leaf водителям Uber. 24.01.2020
В английской "Википедии" появилась рекордная 6-миллионная статья Шестимиллионная английская статья «Википедии» посвящена Марии Элизе Тернер Лаудер — канадской школьной учительнице XIX... 24.01.2020
В «Укрзализныце» рассказали, когда в «Интерсити» будет Wi-Fi Скоростной интернет в поездах может появиться в течение года. 24.01.2020
Аномальное тепло: под Одессой рыба готовится к нересту, а птицы вьют гнезда А многие рыбы Придунавья готовятся к скорому нересту. 24.01.2020
Что изменится для британского автопрома, если будет подписана торговая сделка с США Любая торговая сделка с США также может серьезно изменить британский автомобильный рынок, потенциально наводняя его... 24.01.2020
Компания General Dynamics провела испытания подводного беспилотника Bluefin-9 (ВИДЕО) Американская аэрокосмическая и оборонная компания General Dynamics Corp выпустила видео о морских испытаниях подводного... 24.01.2020
В Украине могут ввести финансовый паспорт. Что это значит? В Украине народные депутаты подали законопроект об экономическом паспорте для граждан страны.
24.01.2020
Япония построила перспективную гусеничную платформу (ФОТО) В Сеть выложили снимки, демонстрирующие перспективную гусеничную платформу от Mitsubishi Heavy Industries. 24.01.2020
За деньги от штрафов полицейский департамент в США купил спорткар Ford Mustang (ФОТО) Полицейский департамент города Пасадена, штат Техас, купил новое купе Ford Mustang GT за 49 275,82 доллара.  24.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.55024.17525.144
EUR27.22526.57527.749
RUB0.4040.3070.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.69-2.43Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №47(372) 10 ДЕКАБРЯ 2012
Венчурный кинематограф    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Самое трудное в артхаусном кино — не столько снять его, сколько довести до зрителя

Сэм Клебанов родился в Ленинграде, но после августовского путча 1991 года перебрался в Европу и получил шведское гражданство. Затем открыл свой дистрибуторский бизнес. Это благодаря ему и дистрибуторской компании «Кино без границ», президентом которой он является, мы увидели множество артхаусных фильмов таких режиссеров, как Ким Ки-Дук, Ларс фон Триер, Питер Гринуэй, Отар Иоселиани и многих других. «Эксперт» встретился с Клебановым, чтобы обсудить самую болезненную тему артхаусного кинематографа — кинопрокат.

— Самый проблемный этап в артхаусном кинематографе — не кинопроизводство, а дистрибуция. Вы с этим согласны?

— Конечно. Тут есть два способа. Первый — работать с режиссерами, которые заранее привлекают дистрибуторов. Если, условно говоря, вы решили вложить деньги в новый фильм Михаэля Ханеке или братьев Дарденн, то несколько прокатчиков сразу им заинтересуются, и фильм можно попробовать продать еще на этапе производства. То есть какую-то часть денег вам заплатят сразу, и под эти договоры вы сможете взять кредиты в банке, чтобы продолжить съемки. Это первый способ, который не всем удается, потому что количество таких режиссерских имен ограничено. К тому же фортуна капризна. Сегодня режиссер в моде, а завтра он снимет неудачную картину и выпадет из тренда.

«В Европе сложилась система кинопроизводства, снижающая продюсерские и инвесторские риски и помогающая артхаусным фильмам получить финансирование»

Второй способ — это просто снять очень хорошее кино, которое будет интересно большим фестивалям. Понятно, что если фильм попал в Канны, да еще получил там какой-то приз, это всегда будет для дистрибутора поводом обратить на него внимание. Другие большие фестивали — тоже неплохо, даже если фильм не получил на них призов, а просто участвовал в конкурсе или получил хорошие рецензии. Уже одно то, что фильм отобрали на киноконкурс, хотя и не гарантия качества, но показатель внимания к нему киноиндустрии и специалистов экспертного сообщества.

Если же дистрибутору предложить картину, которую никто не видел и о которой никто не писал, он скажет, что ему сложно будет заинтересовать публику. Тем более что артхаусный зритель придирчив, у него сформировался свой пакет режиссеров, которые ему интересны, и для того чтобы добавить туда новичка, нужно создать вокруг него много шума. Фестивали этому помогают.

— Но как попасть на фестиваль?

— Очень просто. У каждого фестиваля есть сайт, где указаны координаты, куда можно послать свой фильм. Понятно, что там своя номенклатура, например, каннский фестиваль будет внимательно следить за тем, когда Ларс фон Триер снимет новое кино, Ханеке закончит картину или будет готов Жак Одиар, но это не отнимает возможностей успеха у остальных. Ведь даже в тех же Каннах в конкурсную программу попадают, как правило, пара дебютантов.

При этом хорошо бы обзавестись еще на этапе производства сильным сейлз-агентом, который знает всех фестивальных отборщиков, может с ними поговорить и убедиться, что они посмотрели картину.

Но даже никого не зная, можно просто послать свой фильм. В общем-то на фестивалях всё просматривают. Это не братская могила.

У меня есть хорошая знакомая из Эстонии, которая сняла фильм всего за 60 тысяч долларов. Деньги вложили в киноленту ее друзья. Она, никого не зная, просто положила DVD-диск со своим фильмом в конверт и послала по адресу, который был указан на сайте каннского кинофестиваля. И ее пригласили в Канны, причем программы «Двухнедельник режиссеров» и «Особый взгляд» за нее еще и спорили между собой. А ведь есть еще кинофестивали в Венеции, Торонто, Санденсе, Пусане…

— А что делать, если фильм не попал на фестиваль?

— Можно попытаться поговорить с местными дистрибуторами. Но без фестивальной истории сложно. Дистрибуторы логично размышляют: если фестивали не взяли, то почему мы должны пускать в прокат?

Кадр из фильма Отара Иоселиани «Сады осенью», 2006 (сопродюсер Сэм Клебанов)

Жанр — еще не гарантия успеха

— Предположим, режиссер артхаусного фильма поставил перед собой задачу добиться успеха в прокате. Должен ли он, снимая свою картину, рассчитывать на привычную аудиторию или попытаться ее расширить?

— Это сильно зависит от фильма. Бывает, что артхаусная картина вдруг становится феноменально успешной, как случилось, например, с лентой «Париж, любовь моя». Но, как правило, обычно рассчитывают на определенную целевую аудиторию, и уже на этапе съемок понимают, сколько примерно денег фильм может собрать в прокате в разных странах мира.

К тому же артхаусное кино, по крайней мере в Европе, не снимается целиком на коммерческие средства. В него вкладывают много так называемых мягких денег, которые не надо возвращать. Это гранты от кинофондов, местных министерств культуры, региональных фондов, деньги, которые телеканалы платят заранее за право показа. Там сложилась система кинопроизводства, снижающая продюсерские и инвесторские риски и помогающая артхаусным фильмам получить финансирование.

Снимать артхаусное кино исключительно на свои деньги можно, как мне кажется, только из большой любви к искусству. Или если удалось найти очень дешевый проект. Как, например, «Паранормальное явление» (2007 год, режиссер Орен Пели. — «Эксперт»), который был снят за 15 тысяч долларов, а принес более двухсот миллионов. Таких фильмов мало, но все, снимая подобное кино, верят, что ветер будет дуть в его паруса.

— Жанровый артхаус имеет больше шансов на зрительский успех?

— Сложно сказать. Понятно, что фильму молодого и никому не известного режиссера проще прорваться к зрителю, если там есть сильная жанровая составляющая. Можно, например, снять маленькую, скромную, но остроумную и тонкую комедию, которая станет культовой. Или такой ужастик, как «Ведьма из Блэр».

Но, с другой стороны, я видел столько попыток снять как бы жанровый артхаус, которые заканчиваются ничем, что никакой гарантии успеха в использовании этого приема тоже нет. Просто фильм должен быть талантливым, вызывать эмоции, желание поговорить, написать о нем в Интернете, чтобы информация расходилась дальше.

— А не кажется ли вам, что многие артхаусные фильмы просто посредственные?

— Скажу больше: барахла с претензией на артхаус действительно снимается много. Но при этом я могу назвать много режиссерских имен и названий хороших фильмов, которых вы, может быть, даже и не слышали. Например, Ангелина Никонова. Слыхали о такой?

— Нет.

— А ее картина «Портрет в сумерках» — для меня один из лучших российских фильмов последних лет. Он, кстати, объехал очень много фестивалей, а Гётеборг и Стокгольм за него друг друга локтями отпихивали. Потом из этих режиссеров создастся новый первый ряд. Кино — это постоянный процесс. Когда Феллини и Бергман снимали свои фильмы, Ханеке еще был молодым, подающим надежды режиссером, одним из многих. И никто не думал, что он встанет в один ряд с ними.

Кадр из фильма Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», 2011

Дисциплина и дружба

— Может ли артхаусное кино заработать на продаже видеоносителей, правах на телепоказ?

— Видеоносители — уходящая натура, хотя какой-то рынок сохранился. В Европе он упал, а потом стабилизировался. Тем более что раньше DVD-диск стоил 25 евро, а сейчас его можно купить в Стокгольме в булочной возле кассы за 3,99. То есть это уже спонтанная покупка.

Телевидение стало по отношению к артхаусу более жестким, потому что теленачальники считают: люди, которым интересно что-нибудь эдакое, могут посмотреть это и без них. Берут кабельные каналы, но они платят немного. Есть еще Интернет.

— Можете показать структуру доходов от разных видов показа фильма?

— Сложно, потому что у разных фильмов это соотношение разное. Примерно можно заработать 50 процентов на кинопрокате, еще 10 процентов — на продаже DVD и по 20 процентов — на кабельном телевидении и в Интернете. Но если фильм вдруг купит российский Первый канал, все пропорции изменятся. Или фильм сработает очень хорошо в прокате. Или, наоборот, очень плохо.

— Сколько вы тратите на рекламу?

— На рекламу надо тратить очень много денег или не тратить их вообще. Иногда для фильмов, которые имеют шанс выйти к широкому зрителю, можно потратить немного средств, но это надо делать точечно. На акции, которые могут сработать.

— Если перейти от денег к творчеству — обращают ли такие знаменитые артхаусные режиссеры, как, к примеру, Иоселиани, внимание на требования продюсеров?

— У таких режиссеров обычно складываются тандемы с продюсерами, с которыми они работают долгое время. Отар Иоселиани, например, постоянно работает с Мартин Мариньяк. Я был у него сопродюсером. Конечно, такие режиссеры прислушиваются к продюсерам, но всё-таки это их авторское кино, и окончательное решение принимают они сами. Очень хорошо сказал мне об этом Терри Гиллиам: «Продюсер, который решил вложить в меня деньги, знает, что я — Терри Гиллиам и чего от меня ожидать. Он должен мне доверять. А если он мне не доверяет, зачем тогда он со мной работает?» Такой режиссер не будет работать с первым попавшимся продюсером.

— Сейчас уже невозможна ситуация 1960-х годов, когда режиссер мог прийти на съемочную площадку и сидеть там, ожидая вдохновения?

— Мне кажется, все стали более дисциплинированными. Например, Иоселиани настолько четко всё планирует, долго сидит над раскадровкой, что ему не нужно думать на площадке — а что бы мне такое снять? Другие режиссеры во время съемок дают актерам возможность импровизировать в определенной ситуации и пытаются методом свободной импровизации достичь того, что им нужно, не делая заранее раскадровок. И снимают на цифровую камеру, которая требует меньше света.

Но при всей разнице методов все понимают, что находятся в одной упряжке, и так как получить финансирование на независимое кино довольно сложно, то режиссеры обычно благодарны своим продюсерам, которые дают им возможность это кино снимать. Как говорит Клинт Иствуд, который всегда заканчивает свои фильмы в срок и не выходя из бюджета: «Если люди настолько ко мне добры, что дают мне деньги на то, чтобы я снимал свое кино, я должен к ним хорошо и ответственно относиться».



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте