Новости
Реформе — труба: общественники выразили недоверие директору ГБР По результатам исследований аналитическо-консультативной компании Gallup, проведенных в 2018 году, только 9% украинцев... 20.04.2019
Что изменится в оплате коммуналки уже с 1 мая? Украинцы всегда с нетерпением ждут окончание отопительного сезона, когда цифры в платежках значительно уменьшатся.... 19.04.2019
Европейские депутаты присоединились к акции "День вышиванки - день солидарности с Украиной" Европейские депутаты, надев вышиванки, записали короткие видеообращения в поддержку Украины. Таким образом они... 19.04.2019
В Instagram могут убрать счетчик лайков Instagram готовит радикальные изменения для платформы для поддержания здоровой атмосферы 19.04.2019
У Национального банка Украины может появиться собственный интернет-магазин Будет торговать монетами и рулонами денег 19.04.2019
Состояние Билла Гейтса перевалило за отметку в 100 млрд долларов Богатство основателя компании Microsoft Билла Гейтса превысило отметку в 100 миллиардов долларов, что произошло впервые... 19.04.2019
В России начали массово утилизировать атомные подводные лодки Россия пустит на металлолом еще четыре стратегические подлодки 19.04.2019
Школы в Украине подвергнутся серьезным проверкам. Что будут проверять? В украинских школах пройдут проверки. Соответствующий механизм уже утвердили в профильном министерстве 19.04.2019
Почетный Патриарх ПЦУ обратился к верующим украинцам Патриарх Филарет поделился мнением о предстоящих выборах Президента и рассказал о попытках опорочить память Героев... 19.04.2019
В Нью-Йорке на автосалоне объявили лучший автомобиль года Стало известно, какой автомобиль признан лучшим в этом году 19.04.2019
Киберполиция поймала преступника, взломавшего крупный интернет-магазин Злоумышленник использовал криптовалюту, чтобы не попасться 19.04.2019
Украинскую военную технику будут модернизировать согласно стандартам НАТО На Центральной артиллерийской базе вооружения впервые в Вооруженных Силах Украины начата модернизация комплекса машин... 19.04.2019
Украинским водителям следует готовиться к очередному подорожанию бензина Бензин в Украине может снова подорожать 19.04.2019
В Украине собираются строить «умные дороги», используя технологию 5G Vodafone и Nokia создадут в Украине «умную дорогу» на основе 5G и технологий «Интернета вещей» 19.04.2019
Китай разработал первый в мире невидимый беспилотный корабль Китай похвастался созданием уникального корабля-амфибии для войны в Южно-Китайском море 19.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.10030.211
RUB0.4310.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT71.97+0.52Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №44(369) 19 НОЯБРЯ 2012
Сумасшедший неореализм    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Молодой, но уже знаменитый российский режиссер Борис Хлебников рассказал о своей любви к социальному кино и нелюбви к «чистому искусству»

С кинорежиссером Борисом Хлебниковым «Эксперт» встретился на 42-м Международном кинофестивале «Молодость», куда тот привез свой последний фильм «Пока ночь не разлучит». Многочисленные почитатели фильмов Хлебникова как обычно устроили ему овацию в битком набитом зале. Этот российский режиссер не просто снимает хорошее кино. Несмотря на относительно молодой возраст (ему 40 лет), он создал свой собственный, не похожий ни на какой другой, кинематограф, соединив поэтику итальянского послевоенного неореализма с чисто российским, от Достоевского и Лескова до Хармса, ощущением абсурда.

При этом, что редко бывает в современном российском кинематографе, герои его первых фильмов «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» — представители социальных низов. Пройдя мимо таких людей на улице, столкнувшись с ними в метро или магазине, мы равнодушно, а то и неприязненно можем скользнуть по ним взглядом. И уж никак не заподозрим, что за ширпотребовской одеждой и мятыми лицами скрываются какие-то глубины. А Хлебников в эти глубины ныряет со своей кинокамерой. И приглашает нас последовать за ним.

«Пока ночь не разлучит» — совсем другой фильм. Его герои — представители московской богемы, многие из которых играют сами себя. Действие происходит в пафосном ресторане и на протяжении часа с лишним так и не выходит за его стены. Кинотусовка еще не успела обсудить, почему Хлебников изменил своим прежним героям, а он снова сделал поворот оверштаг и уже заканчивает фильм о российском фермере. Обычно в таких случаях говорят, что режиссер ищет себя, но к Хлебникову такая формулировка явно не подходит. Он скорее ищет свою Россию, как до него это уже 200 лет делала русская классика.

— Поскольку мы с вами встретились на фестивале «Молодость», логично начать с вопроса, что дают режиссеру кинофестивали, в которых участвуют его фильмы?

— Режиссеру, работающему в Голливуде или Болливуде, кинофестивали не дают ничего. Но Голливуд и Болливуд это, по сути, две единственные мировые киноиндустрии. В Европе же, к примеру, кино снимают при поддержке государства и разных фондов. А государственным чиновникам и руководителям этих фондов важно, чтобы создатели будущего фильма, которые обратились к ним с заявкой, уже получали за прошлые работы призы на престижных международных кинофестивалях или хотя бы были приглашены для участия в них. Кстати, в Европе все давно привыкли к тому, что подавляющее большинство фильмов не окупается, и считают кинематограф не бизнесом, а частью национальной культуры. Там перед создателями кинофильма задача возврата затраченных на ленту денег не ставится в принципе.

— А в России?

— Новому кино в России еще только десять лет, и оно мечется из стороны в сторону. Пытается стать киноиндустрией — не получается. Пытается быть искусством — получается, но с переменным успехом.

— Но по показателям кассовых сборов Россия стала одним из лидеров…

— Я имею в виду дистрибуцию именно отечественных фильмов. Пока хорошо прокатываются только те фильмы, которые поддерживают большие телеканалы. Каналы рекламируют эти ленты в своем эфире за счет времени, которое могло бы пойти на платную рекламу. Поэтому окупаемость таких фильмов — вещь спорная. И, по моему ощущению, это вовсе не такой большой бизнес, как кажется.

— В последнее время российские фильмы стали хуже окупаться, и начались разговоры о том, что государственная поддержка уходит в трубу.

— Не совсем так. То, что вы говорите о падении сборов, относится к фильмам, снятым на деньги телеканалов и частных инвесторов. А государственные деньги — это совсем другая история.

— А как вы находите деньги на свое кино?

— Свой последний фильм «Пока ночь не разлучит» мы делали на очень маленькие частные деньги, став как бы командой инвесторов, в которую вошли актеры, художники, операторы и так далее. Каждый из этой команды получит свой процент от предполагаемой прибыли, если она будет. Пока же творческая группа работала бесплатно.

— За идею?

— Я думаю, что этот бизнес-план, первый такого рода в России, сработает. Стоимость фильма составляет всего сто тысяч долларов, и мы ее за две недели проката уже отбили и даже чуть-чуть вышли в прибыль. А дальше у нас еще три недели проката плюс продажа прав на телевидение в Украину, Польшу, Финляндию, Казахстан. Затем — выпуск DVD и так далее.

— Предыдущие ваши фильмы финансировались по-другому?

— Да, деньги давало государство. Стоили фильмы довольно дорого: «Свободное плавание» — миллион долларов, «Сумасшедшая помощь» — два миллиона. И это были заведомо невозвратные деньги.

Александр Яценко в новелле Бориса Хлебникова «Позор» (фильм «Короткое замыкание», 2009)

Наблюдение за жизнью

— Вы начинали вместе с Алексеем Попогребским, сняли вдвоем ваш дебютный фильм, потом разошлись. Картины Попогребского собирают множество международных призов, а ваши — нет. Вы знаете, почему так получается?

— Дело в том, что Попогребский умеет работать с большой аудиторией и разговаривать с ней очень простым языком, делая при этом ювелирно точные фильмы. У меня несколько иная история.

— Но разве вы не желаете иметь международный успех?

— Нет. Я предпочитаю слушать самого себя и делать то, что мне хочется. И я уверен, что Попогребский тоже делает то, что ему хочется. А пытаться сделать что-то более успешное в денежном смысле или в фестивальных призах, это такая «официантская позиция».

— Кстати, когда смотришь российские фильмы, отобранные на международные кинофестивали, то кажется, что люди, которые их отбирают, предпочитают ленты, сделанные «под Тарковского» — грустные, визуально изысканные. У вас нет такого впечатления?

— Есть.

— А вот вашу творческую манеру в «Свободном плавании» и «Сумасшедшей помощи» я бы сформулировал как итальянский неореализм с примесью российской сумасшедшинки…

— «Пока ночь не разлучит» — это совсем другая история и совершенно новый для меня язык. А последний фильм, который я сейчас доделываю, еще более радикально отличается от того, что я снимал раньше. И мне это очень интересно — сломать всё то, к чему привык раньше.

Мой новый фильм о сельском хозяйстве. Это, скажем так, очень вольная реплика на американский фильм 1950-х годов «Ровно в полдень» с Гэри Купером.

Сергей Шнуров и Василий Уткин в фильме Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», 2012

— Ранее вы снимали фильмы о людях из социальных низов. И это вообще не характерно для современного российского режиссера — чтобы его волновала жизнь простых людей. Почему вы заинтересовались сейчас другим социальным слоем?

— Самые простые люди — это как раз те, которые в моем последнем фильме сидят в пафосном ресторане. Мои предыдущие герои были посложнее. Вы правильно упомянули о неореализме. Мне, честно говоря, абсолютно всё равно, снимать героев с достатком или без достатка. Мне просто интересно делать социальное кино. Я вообще думаю, что искусство в целом — это в первую очередь социальная вещь.

Мне кажется, что самое интересное — это наблюдение за жизнью. А если режиссер внимательно наблюдает за жизнью, то он тем самым уже делает социальное кино. Я не верю в чистое искусство и не очень его понимаю.

— Тем не менее «Свободное плавание» выстроено у вас очень по-эстетски.

— Именно этим оно мне сейчас и не нравится. Оно страшно кокетливое, как будто заигрывающее со зрителем.

— А «Сумасшедшая помощь»?

Это честное кино, хотя я вижу в нём много недостатков. Например, мы просчитались с хронометражом. Сценарий был слишком длинным, поэтому, когда мы сложили первый монтажный вариант, фильм длился три с половиной часа. Нужно было сократить его до двух, и это привело к некоторым ритмическим «корявостям».

Пятнадцать готовых схем

— Что вы думаете о современном российском кино?

— Честно говоря — ничего. Я закончил киноведческий факультет ВГИКа и привык смотреть на мировое кино в целом. Мне нравятся какие-то конкретные режиссеры в корейском, итальянском, американском, российском кино. И мне кажется, что проблема отечественного кино в том, что оно измеряет себя в рамках национальных премий и фестивальных тусовок. А это очень маленькое болотце, потому что есть огромный и очень интересный мировой кинематограф.

«Мне, честно говоря, абсолютно всё равно, снимать героев с достатком или без достатка. Мне просто интересно делать социальное кино. Я вообще думаю, что искусство в целом — это в первую очередь социальная вещь»

— Идеи снимать на иностранные деньги у вас не было?

— Если они найдутся, то почему бы нет? Но это вопрос к продюсеру.

— И на иностранном материале?

— Я, к сожалению, не говорю ни на одном языке, кроме русского. Поэтому мне будет нечего рассказать в таком фильме.

— Хочу задать вопрос об украинском кино. Мы с вами начинали в 1990-х в одинаковых условиях — заброшенные киностудии, превратившиеся в барахолки и магазины кинотеатры. Российское кино поднялось, украинское — нет. Потому что начинать надо не с киностудий, а с выстраивания заново системы профессионального кинообразования…

— Вы абсолютно правы. И в этом случае не надо смотреть в сторону России, потому что у нас безобразная система кинообразования. За исключением школы документального кино Марины Разбежкиной его просто нет.

— А как же ВГИК?

— Во ВГИКе не учат режиссуре. Я здесь на фестивале «Молодость» три дня смотрел студенческие фильмы и понял, что не умею и половины того, что делают второкурсники киношкол из Израиля, США, Франции и многих других стран. Потому что их учат ремеслу, а во ВГИКе мастера приходят раз в неделю и разговаривают про Тарковского и да Винчи, а не учат профессии. А ведь их первая задача сродни тому, что делает инструктор по вождению. Тот вырабатывает у ученика четкий рефлекс — коробка передач, сцепление, газ, тормоз, вправо, влево. А вгиковские преподаватели, не научив своих студентов элементарным вещам, например, раскадровке, начинают рассказывать про Тарковского и высокое искусство.

Студенты во ВГИКе снимают мало, а нужно делать каждую неделю хотя бы фильм-зарисовку, чтобы просто набить руку. В киношколах Франции, Германии, Америки максимальный срок обучения — два года, но за это время учащиеся снимают 20 фильмов, они занимаются только практикой, и преподаватели от них не отходят. Это наработка безусловных рефлексов.

Вот мы с вами разговариваем, и в этой же комнате находятся другие люди. Они нас иногда слышат, иногда не слышат, потому что заняты своими делами. Как раскадровать эту сцену? Я бы сейчас долго об этом думал, а у студента американской киношколы в голове уже есть 15 готовых схем, которым его выучили, и ему осталось выбрать одну из них. Если он будущий Коппола, то придумает шестнадцатую, семнадцатую, восемнадцатую…

Кадр из фильма «Коктебель», 2003

«Болотистое» время

— Вторая проблема после кинообразования — система кинопроката. Какой она должна быть? Нужны ли квоты для национального кино?

— На мой взгляд, идеальная система поддержки национального кинематографа — французская. Но это не только кинопрокат. Ее письменное изложение занимает два тома по тысяче страниц каждый. Туда входит огромное количество пунктов. Например, в день премьеры французского фильма в кинотеатрах не может быть иностранной кинопремьеры. По телевизору его показывают не в час ночи, а в прайм-тайм и без рекламы. И так далее. Я об этом могу долго рассказывать.

Другое дело, что сейчас в мире кризис интереса к авторскому кино. Так всегда бывает в подобное «болотистое» время, то есть период без больших социальных потрясений. Авторское кино начинает интересовать людей в моменты социальной встряски, когда обществу очень нужно найти ответы на вопросы, что и почему происходит вокруг и что со всем этим делать.

— Раз вы делаете социальное кино, неизбежен вопрос, а что вы вообще думаете о современной России?

— Мне очень легко говорить об этом в самой России, но как только я заезжаю в другое государство — а вы ведь теперь другое государство, — не хочется говорить только плохое. Самое страшное — это когда едешь по маленьким городам и понимаешь, что экономика стоит и будет стоять до тех пор, пока мы являемся сырьевой страной. Производства у нас почти нет, сельского хозяйства тоже.

— Это вы увидели, когда начали снимать фильм о сельском хозяйстве?

— Я и раньше это видел. Но когда влез в это изнутри, то понял, что всё не так смешно, как кажется. Когда я говорю, что снял фильм про фермера, все улыбаются. А на самом деле я отчетливо понимаю, что в деревне невозвратная ситуация. Люди там не хотят работать, не умеют, и их уже не заставишь. И виноваты в этом не они, а государство, которое оставило их один на один с их проблемами.

— А если говорить о горожанах? Ваши городские герои — люди хорошие, но какие-то придавленные. Как гастарбайтер Женя из «Сумасшедшей помощи», который вечно спит, а разговаривает двухсложными предложениями.

— Я думаю иначе. Каждый человек интересен по-своему, и это необязательно проявляется в речи. Например, артисты иногда говорят глупости, но я вижу, что они обладают очень большой наблюдательностью по отношению к миру, остроумием и талантом. Только выражают они их не через речь, а через другие каналы.

Борис Хлебников во время съемки фильма «Пока ночь не разлучит», 2012

— Кстати, как вы работаете с артистами?

— Для меня 90 процентов работы с актером заканчивается на кастинге, потому что я против того, чтобы актеры кардинально перевоплощались на съемочной площадке. Мне важно, чтобы они транслировали зрителям свою личность. Поэтому я так подбираю актеров, чтобы они походили на своих героев.

— А вот когда смотришь, например, «Неоконченную пьесу для механического пианино» Никиты Михалкова, видишь, что многие актеры там играют свою роль так, как сыграл бы сам Михалков…

— Актеры там играют блестяще, но при этом они как бы не становятся персонажами. Я всё равно вижу, что вот это Александр Калягин и так далее. А видя на экране Сергея Бодрова-младшего, который ничего этого не умел делать, я через пять минут забываю, что это актер, и думаю, что это парень из документального фильма «Брат». И стараюсь добиваться от своих актеров именно этого.

— Борис Игоревич, режиссеры вечно жалуются на то, что нет хороших сценариев. Сценаристы вечно отвечают им, что хорошие сценарии есть, но режиссеры не в состоянии их оценить. Кто, по-вашему, прав?

— Ни те, ни другие. Просто мы, как я уже говорил, в «болотистое» время живем.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте