Новости
В Китае появился самый глубокий подводный тоннель метро В Китае закончили строить самый глубокий в стране тоннель метро. Его длина составляет более восьми километров и в... 12.11.2018
The Guardian: В Сомали продолжается глубокий гуманитарный кризис Исламские экстремистские группы продолжают осуществлять вооруженные нападения на гражданские учреждения и предприятия,... 12.11.2018
С целью сбалансировать мировой рынок Саудовская Аравия снижает добычу нефти Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что Саудовская Аравия делает все возможное для сохранения... 12.11.2018
Индонезия отказывается от приобретения российских исстребителей, - Злой Одессит Известный блогер Злой Одессит на своей страничке в LIVEJOURNAL анализирует последствия отказа Индонезией покупки... 12.11.2018
Больше всего украинских отрубей покупает Саудовская Аравия Впервые с 2015/16 экспорт украинских отрубей осуществлялся в Саудовскую Аравию, которая с объемом 25,5 тыс. т обогнала... 12.11.2018
МИД Британии требует от Саудовской Аравии расследования смерти Хашогги Джереми Хант также должен провести переговоры с наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. 12.11.2018
Военные США сообщили о ликвидации нескольких главарей ИГИЛ Вооруженные силы США сообщают, что в Северном Ираке коалиционными войсками во главе с США было уничтожено более 50... 12.11.2018
Ученые выяснили возможную причину развития аутизма Биологи обнаружили объединяющий элемент между цинком, генами аутизма и аномальными нейронными связями, обуславливающими... 12.11.2018
Китайский интернет-магазин сделал выручку в 1,44 млрд долларов за первые минуты празднования Дня холостяка В первые 85 секунд распродажи покупатели приобрели товаров на миллиард долларов. 12.11.2018
The Washington times: Россия и Китай готовятся к войне Эдвард Лозанский в своей публикации в The Washington times сообщает, что накануне Парижского форума мира должностные... 12.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34001.305-0.485
Серебро404.150-1.351
Платина24154.161-0.926
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.81527.892
EUR31.97531.41031.646
RUB0.4400.3300.417
$/баррельИзм., %Дата
BRENT70.44+0.37Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №42(367) 05 НОЯБРЯ 2012
Интеллект вместо шока    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
«Эксперт» побывал в Лондоне на одной из самых престижных в мире арт-ярмарок современного искусства Frieze Art Fair

Каждую осень в лондонском Риджентс-парке проходит ярмарка современного искусства Frieze Art Fair. Длится она всего пять дней, но заданные ею тенденции определяют мировые арт-тренды на год — до следующего Frieze.

В этом году ярмарка отметила свое десятилетие новшествами. Впервые ее пространство было поделено не только на коммерческую часть, где галереи платили за аренду (12 тыс. фунтов стерлингов за стенд), и «Проекты», участники которых были приглашены администрацией Frieze и за аренду не платили, но и на «Фокус» с галереями, основанными не раньше 2001 года. На «Фокусе» участники хоть и оплачивали аренду, но ее стоимость была меньше, чем в коммерческой части ярмарки (семь тысяч фунтов стерлингов за стенд). Кроме того, в этом году Frieze впервые предоставил коллекционерам возможность инвестировать не только в современное, но и в классическое искусство, проведя под своим брендом две ярмарки — Frieze Art (175 галерей) и Frieze Masters (90 галерей). Всего на арт-ярмарке были представлены работы нескольких тысяч художников общей стоимостью полтора миллиарда долларов.

Классики и современники

Открытие Frieze Masters было в первую очередь маркетинговым ходом. Почти каждая брошюра, буклет и листовка на арт-ярмарке рассказывали о том, как много общего у contemporary art и классического искусства. Впрочем, некоторых художников, представленных на Frieze Masters, можно было назвать классиками с большой натяжкой, поскольку здесь выставлялись работы, созданные в период от античных времен до еще недавнего 2000 года.

Важной тенденцией нынешнего Frieze Art стал уход от ставшего привычным для современного искусства снобизма

Связь времен действительно впечатляла. Так, лондонская галерея Sam Fogg предлагала за три миллиона долларов три каменные горгульи XIII века. Глядя на этих как будто орущих в ужасе тварей, я невольно вспомнила созданную через шесть веков картину Эдварда Мунка «Крик». Чем не связь художественных эпох? Но если «Крик» буквально за 15 минут был продан на недавнем аукционе Sotheby's за 120 млн долларов, то кричащую горгулью теоретически можно было бы выторговать у Sam Fogg «всего» за миллион.

Кстати, организаторам арт-ярмарки удалось удачно сыграть на усиление имиджа современного искусства благодаря авторитету старых мастеров — те, мол, еще и не такое выдавали! Самый яркий тому пример — работы художника Джузеппе Арчимбольдо. Лица и тела, состоящие из овощей и фруктов, вполне могли натолкнуть неискушенного обывателя на мысль о том, что Джузеппе живет сейчас где-то в бесшабашном лондонском Сохо. И только из надписи на табличке он бы узнал, что смотрит на картины итальянского художника XVI столетия.

Так что открытие Frieze Masters оказалось в итоге, как любят говорить в Англии, ситуацией win-win (это когда в результате переговоров выигрывают обе стороны — в данном случае, и галереи, торгующие произведениями contemporary art, и те, кто продает классическое искусство). Ведь чем больше работ на ярмарке, тем больше инвестиций. Особенно при существующем на нынешнем арт-рынке раскладе, когда на несколько десятков коллекционеров современного искусства приходится всего один собиратель работ «мастеров».

И коллекционеры не подвели. В первый же день работы Frieze Masters картина Пабло Пикассо «Мужчина и женщина с букетом» была продана за 8,5 млн долларов. А затем, уже за 9,5 миллиона, была продана еще одна работа Пикассо «Бюст мужчины».

Живописное полотно Пабло Пикассо «Мужчина и женщина с букетом» (1970), галерея Van de Weghe Fine Art, Нью-Йорк. Продано за 8,5 млн долларов США

Недолго пришлось ждать своей очереди и самой дорогой на Frieze Masters скульптуре — кинетическому Triumphant Red американского художника второй половины XX века Александра Кальдера. Желающий выложить за нее 20 млн долларов нашелся уже на второй день работы выставки. Удалось продать и другую скульптуру Кальдера Two Fish Tails (запрашиваемая цена — четыре миллиона долларов, реальная цена сделки не разглашается). Была также продана картина Хуана Миро «Печальный март и красочная птица пустыни», за которую просили 20 млн долларов. Рисунки Густава Климта разошлись за суммы от 55 до 280 тыс. фунтов стерлингов в зависимости от степени их эротичности.

Кинетическая скульптура Александра Кальдера Triumphant Red, 1959–1963 (на первом плане), стоимостью 20 млн долларов, была продана лондонской галереей Helly Nahmad

Плавали — знаем

При оценке итогов Frieze Art, где продавались произведения contemporary art, возникает логичный вопрос — почему в условиях продолжающегося кризиса продажи шли активнее, чем в 2011-м? Думаю, дело в том, что в этом году на арт-ярмарке почти не было работ, шокирующих зрителей, и коллекционеры, уставшие за прошлые годы от того, что их пытаются напугать-удивить, с удовольствием покупали то, что им казалось «нормальным» или просто красивым.

Вот характерный пример. Самая дорогая на Frieze Art (и проданная за 1,3 млн долларов в первые десять минут после открытия) скульптура White Snow Head, необычно «классическая» для, как правило, эпатажного Пола Маккарти, пользовалась вниманием публики (тем более, что стояла прямо напротив входа в павильон). А вот другие его работы — фотографии серии Hot Dog, изображающие, в частности, художника, яростно растирающего сосиски с соусом на уровне собственных гениталий, — скромно прятались за углом стенда галереи Hauser&Wirth и от повышенного внимания не страдали. А если взгляд посетителей и останавливался на гениталиях, то только на секунду, вызывая саркастическую ухмылку — мол, «плавали — знаем».

Скульптура Пола Маккарти White Snow Head, 2012 (галерея Hauser&Wirth, Цюрих—Лондон—Нью-Йорк), продана за 1,3 млн долларов США

Изрядно всем надоевшее концептуальное искусство тоже было представлено на Frieze Art скромно. Правда, некоторые работы с долей иронии маскировались под него. Наткнувшись на работу скульптора Андреаса Лолиса «Реликвии XXI столетия, композиция из девяти частей», представляющую собой разбросанные по полу картонные коробки, я уже собиралась ухмыльнуться — видала такие произведения тоннами в галереях Tate Modern и Saatchi — ан нет. Коробки-то оказались сделанными из мрамора. Представляете, как нужно уметь работать с материалом, чтобы передать с помощью мрамора воздушность и ломкость картона? Кстати, работа была продана почти за 165 тыс. долларов.

Вкусно, полезно, демократично

Еще одной важной тенденцией нынешнего Frieze Art стал уход от ставшего привычным для современного искусства снобизма. Как, например, в проекте группы художников Crizedale Arts. Живут они коммуной в одном из самых живописных уголков Англии с романтичным названием Лэйк Дистрикт неподалеку от границы с Шотландией. Представьте себе украинские Карпаты, только c пасущимися на лугах барашками да овечками.

В этом году на Frieze почти не было работ, шокирующих зрителей, и коллекционеры, уставшие за прошлые годы от того, что их пытаются напугать-удивить, с удовольствием покупали то, что им казалось «нормальным»

Живут, творят, дружат с местными фермерами. При этом каждый их проект, считают сами художники, должен приносить реальную пользу людям и окружающей среде. Вот и на Frieze Art они показали четыре перформанса, причем один из них был настолько практичен, что представлял собой сытный обед.

Во время обеда зрители наблюдали за нами с высоты второго этажа деревянных стеллажей, а руководитель Crizedale Arts Адам Сазерленд, потягивая из пакета яблочный сок, шептал мне на ухо: «Всё, что вы видите, имеет практический смысл. Даже стеллажи, на которых стоят наши зрители, сделаны не специально для ярмарки. Это реальное сооружение для нашей фермы и после окончания Frieze Art мы просто заберем их с собой».

Пытаясь соответствовать концепции, откладываю красный перец на край своей тарелки — ведь тут же из недоеденных участниками обеда остатков художники творческой группы Yangjiang выкладывают причудливые иероглифы. И перед зрителями предстают разноцветные работы такой красоты и пестроты, что сделанные профессиональными фотохудожниками снимки с их изображением разлетаются как горячие пирожки, а еще через несколько минут начинают бойко продаваться в Интернете.

«Вы знаете, как сложно попасть на Frieze Art? — продолжает разговор Сазерленд. — Мы даже не пытались. Представители арт-ярмарки сами к нам приехали и пригласили. Стенд выделили бесплатно». Вообще на Frieze в этом году очень четко чувствовался посыл, что понимание искусства перестало быть уделом искусствоведов. Вот и очень престижный приз Embash, который ежегодно вручается на арт-ярмарке иностранным молодым художникам за самую интересную работу, в этом году был отдан Сесиль Эванс за разработку электронного гида по Frieze. Приз присвоен по результатам высказанных вслух впечатлений от арт-ярмарки людей, к искусству отношения не имеющих.

Магический реализм

Интересно, что не только организаторы Frieze Art, но и многие представленные на мероприятии художники выбрали вместо былой эпатажности реализм, нередко оказывающийся на поверку реализмом магическим. Монстр рынка современного искусства лондонская галерея White Cube представила на арт-ярмарке работу китайского художника Чжана Хуана Our Parents. Выглядит она как черно-белая фотография семьи художника, но на самом деле сделана из пепла. Чтобы создать такой уникальный эффект, художник использовал 20 разных оттенков пепла, собранного в буддийских храмах, а затем накладывал его слой за слоем, скрепляя спреем.

Чжан Хуан, Our Parents (2008). Галерея White Cube, Лондон

А ведь раньше Чжан Хуан был скандально известным мастером перформанса. Валялся на льду, пока температура его тела не достигала опасно низкого уровня. Подвешивал себя к потолку, резал собственное тело, подставлял железные мисочки и слушал звук капающей в них крови. И вдруг — родители, пепел, Тибет…

Иногда представленный на Frieze Art «новый реализм» становился гиперреализмом, как в нарисованных на бумаге акварелях 32-летней шведской художницы Марии Нордин, которая изобразила человеческие лица пугающе подробно, со всеми морщинками и дефектами кожи. Директор представившей эти работы галереи Magnus Karlsson рассказал мне, что Мария не только художник, но и кинематографист, и что именно кинокамера вдохновляет Нордин на столь пугающе реалистичные изображения. Три из шести ее представленных на ярмарке работ были проданы в среднем по семь тысяч фунтов стерлингов каждая. Неплохо для молодого художника.

Философия от Frieze Art

Еще одной отличительной чертой Frieze-2012 стало смешение стилей, направлений, жанров. На арт-ярмарке стерлись не только временные границы, но и рубежи между искусством и философией, наукой, социологией. Так, работа американского художника Сэма Дюранта под названием Go to Work представляла собой зеркало с нанесенным на него лаковой эмалью текстом:

«Ходи на работу, отправляй детей в школу,

Следуй моде, веди себя прилично,

Ходи по тротуару, смотри телик,

Копи денежку на старость, будь законопослушен,

повторяй за мной — я свободен».

В табличке, сопровождающей работу, в строке «использованные материалы» было, помимо прочего, написано — «отражающийся в зеркале посетитель».

Мобильная скульптура Stop Motion бразильской художницы Валески Соарес представляла собой вращающиеся зеркальные шары, похожие на те, которые всё еще включают в интерьеры своих клубов некоторые модные и не очень заведения. Только в отличие от «легкомысленных» клубных, шары бразильянки визуально воплощали определенную идею. Регулируя движение каждого из них при помощи отдельной компьютерной программы, художница как бы демонстрировала, что людьми управляет высший разум. Каждый шарик — разного размера, и у каждого свой путь. Один быстро вращался вокруг собственной оси, другого «штормило» из стороны в сторону, третий так отчаянно подпрыгивал и падал, что вообще выпал из колеи, а четвертый не вращался, не взлетал, не падал и не создавал проблем ни себе, ни окружающим. Совсем как люди.

Проект Colisseum of the Consumed (2012) в исполнении Grizedale Arts & Yangjiang Group на арт-ярмарке Frieze 2012

Художники не от мира сего

«Когда я вижу работы Леонардо да Винчи, мне становится за себя стыдно и хочется всё бросить», — так, по слухам, в сердцах заявил немецкий скульптор Томас Шутте (фотографии его знаменитых работ Faces and Figures были представлены на Frieze Masters). Тем не менее новый Леонардо на Frieze Art всё-таки был — на стенде копенгагенской галереи Andersen's Contemporary.

Тридцативосьмилетний художник Томас Сарацено всерьез мечтает о городах, парящих в воздухе, как облака. Скажете, мечтатель, оторванный от реалий? Во-первых, не такой уж и оторванный, если уже на второй день ярмарки его работы ушли в частные коллекции. Так, подвесная скульптура под названием Froccus и напоминающая геометрически усложненную люстру, была продана за 34 тыс. фунтов стерлингов. А во-вторых, не такой уж он и мечтатель, если выполнял проекты NASA, а в создании невесомых городов дошел так далеко, что запатентовал специальный аэрогель, который всего-то в три раза тяжелее воздуха.

«Однажды художник сидел под деревом, и ему так понравились листики на одном дереве, что он решил нарисовать каждый из них», — рассказывала мне сотрудница пекинской галереи Vitamin Creative Space. «И пронумеровать», — добавила я про себя, поскольку на правой внутренней стене галереи было прикреплено множество бумажных страниц, напоминающих о школьных тетрадках, на каждой из которых был нарисован и пронумерован отдельный листок с того самого дерева. Неожиданно девушка нежно подула на странички, и нарисованные на них листки начали колыхаться, как дерево под ветром.

«А еще художник нарисовал небо», — нараспев продолжила рассказ девушка и левой рукой показала на левую внешнюю стену стенда, где был изображен синий квадрат а-ля Малевич. «А когда художник заметил, что на кисточке осталось еще немного краски, он нарисовал море», — и, как будто в танце, правая рука девушки указала на правую внешнюю стену с таким же квадратом. И я, честное слово, начала медитировать — под рассказываемую девушкой сказку, глядя на ореховые скорлупки, аккуратно разложенные стройными рядами справа и слева на коричневом полу, и цитаты из дневника художника внизу стен.

Кстати, Vitamin Creative Space получила приз арт-ярмарки за лучшее оформление стенда.

На равных с вечностью

С Сиа Дюранте мы познакомились еще перед открытием второго дня выставки — поутру она обходила стенды и что-то записывала себе в блокнот. «В этом году я специально прихожу на ярмарку на полтора часа раньше первой экскурсии — работы настолько быстро продаются, что мне приходится проверять стенды, чтобы сориентироваться в изменениях», — рассказала «Эксперту» Дюранте.

Уже шесть лет она проводит на Frieze частные закрытые экскурсии для коллекционеров. На вопрос, изменились ли за это время их предпочтения, отвечает, что в этом году, как и прежде, серьезные коллекционеры в основном приобретают работы to play safe, то есть предпочитают вкладывать деньги в признанных авторитетов contemporary art. Но интересуются и работами молодых авторов. В этом году, по ее словам, очень возрос интерес к художникам Ближнего Востока и Африки. Так, нынче на Frieze впервые представлена галерея из ЮАР.

Скульптура Яйои Кусамы Flowers That Bloom Tomorrow (2011) в Риджентс-парке

Интерес к этим регионам был заметен в буквальном смысле слова невооруженным глазом. К примеру, еще вечером я рассматривала на стенде галереи Pilar Corrias работы художницы Таза Мадани из Ирана, а утром там уже висели картины шотландца Чарльза Авери. «Все пять работ Мадани распроданы, каждая по 55 тысяч фунтов стерлингов», — объяснил изменения директор галереи. Но и картины шотландца тоже висели недолго — все шесть представленных работ уже на третий день ярмарки были проданы по 45 тыс. фунтов стерлингов каждая. Вообще, частные коллекционеры денег не жалели. К примеру, за полмиллиона долларов ушла работа Дэмиена Хёрста Destruction Dreamscape. Такую же сумму заплатили за Universe RYKP японки Яйои Кусамы. А картину американца Джорджа Кондо под названием Red Profile купили за 325 тыс. долларов.

Экспозиция галереи Stevenson, Кейптаун—Йоханнесбург. Одну из скульптур Николаса Глобо из серии Balindile, 2012 (на первом плане), лондонская галерея Tate приобрела за 48 тыс. евро

В заключение — интересный и многозначительный факт. Две лондонские публичные галереи Tate и Tate Modern (несмотря на название, это большие музеи) каждый год делают на Frieze несколько приобретений за счет благотворителей. В этом году они купили по две работы на Frieze Masters и Frieze Art: картину «Артур Кеннеди» художника Кара Туринг и скульптуру из серии Balindile художника из ЮАР Николаса Глобо. Скульптура обошлась, по словам директора галереи Stevenson Эндрю да Консейсао, в 48 тыс. евро. А всего Tate и Tate Modern потратили на Frieze-2012 150 тыс. фунтов стерлингов из денег благотворителей. Но самое интересное во всей этой истории — формулировка, которой руководствуются специалисты этих галерей: «Данные работы достойны покупки по одной простой причине — их нужно сохранить для человечества».

Лондон



Автор: Ирина Петрова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Новости компаний
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018
Подарок в форме рождественского венка: прикольные идеи Форма и подача подарков так же важны, как и их содержание. Интересное оформление способно даже самые обычные мелочи... 31.10.2018
Виртуальные азартные игры В сети для украинских пользователей доступно немало казино. Однако, не все они надлежащего качества. Поэтому локальная... 24.10.2018



Публикации
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018
Евросоюз настаивает на отмене пошлин 07.09.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте