Новости
Германия остро нуждается в украинских врачах и строителях А айтишники больше не хотят ехать в Польшу 21.01.2019
Минздрав провел 3-дневный мониторинг 30 неотложек, - что выяснилось Минздрав проверил работу скорых — будут менять протоколы и обучать медиков 21.01.2019
В аэропорту "Борисполь" появится отель Планируется создать 200 номеров. 21.01.2019
Виталия Кличка попросили пересмотреть решение о платных детсадах для некиевлян Минобразования обратилось к КГГА с просьбой пересмотреть решение о том, что обучение в детсадах столицы будет платным... 21.01.2019
Tesla собирается уволить 7% своих сотрудников Такова часть стратегии компании по сокращению издержек в ходе разворачивания крупносерийного производства массового... 21.01.2019
Арабские государства хотят объединиться в отдельный таможенный союз Участники саммита Лиги арабских государств объявили о планах создания Таможенного союза. 21.01.2019
Гослесагентство рассказало о количестве проданных новогодних деревьев и сумме выручки Средняя стоимость одной елки составила 69 грн. 21.01.2019
Wizz Air поднял тарифы на регистрируемый багаж Венгерский лоукостер Wizz Air, который работает и в Украине, существенно увеличил плату на услуги приоритетной посадки,... 21.01.2019
"Укрзализныця" значительно подняла цены на постельное белье и напитки в поездах Железные дороги в других странах мира продают эти услуги еще дороже, заверяют в УЗ. 21.01.2019
В Ташкенте обнаружили клад стоимостью 1 млн долларов (ФОТО) Некоторые работы передадут на реставрацию в Польшу и Германию. 21.01.2019
Украинцам помогут искать работу карьерные советники К такому специалисту человек может обратиться в случае, если ему необходима помощи при поиске вакансии 21.01.2019
В Мали произошло нападение на миротворцев ООН, есть погибшие В западноафриканской республике Мали террористы напали на базу ООН, в результате чего были убиты 8 миротворцев, еще 19... 21.01.2019
Названы продукты питания, которые в Украине подделывают чаще всего Особо обратить внимание стоит на еду, в которой содержится большое количество жиров 20.01.2019
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №41(366) 29 ОКТЯБРЯ 2012
Актриса и ее режиссеры    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР И КИНО
Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева рассказала «Эксперту» о времени и о себе, а также о том, почему она считает 1970–1980-е годы пиком в советском и постсоветском искусстве

Приезжавшую в этом году из Москвы на Одесский международный кинофестиваль Светлану Немоляеву большинство зрителей помнят прежде всего по ролям в картинах Эльдара Рязанова — Оля в «Служебном романе», жена Гуськова в «Гараже». Помимо рязановских, она снялась еще примерно в семи десятках фильмов.

Но главным в ее жизни всегда оставался театр. Причем один-единственный — Театр имени Маяковского, куда ее приняли в 1959 году. Там она сыграла репертуар, о котором мечтает любая актриса, блистала в комедийных и трагических ролях и смогла раскрыть, в отличие от кино, все грани своего таланта.

В жизни Немоляева разительно отличается от своих неуверенных в себе «рязановских» героинь. Семидесятипятилетняя актриса энергична, уверена в себе, востребована, продолжает сниматься в кино (15 фильмов за последние пять лет, включая «Артистку» Станислава Говорухина). В своем любимом театре она работает уже 54-й (!) сезон. Сейчас москвичи и приезжие театралы могут увидеть ее в премьерном спектакле Александра Островского «Таланты и поклонники», который поставил молодой, но уже именитый режиссер Миндаугас Карбаускис, и гоголевских пьесах «Мертвые души», «Как поссорились…», «Женитьба» (режиссер Сергей Арцибашев).

К тому же у Светланы Немоляевой отличное чувство юмора, так что беседовать с ней было большим удовольствием.

— Светлана Владимировна, вспоминая ваши роли, я подумал о том, в чём разница между актерами советской поры и голливудскими. Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Аль Пачино — прекрасные актеры. Но никому не придет в голову сказать, что они представляют какой-то пласт американской культуры. Они просто звезды и всё. А для нас актеры и режиссеры советского периода, начиная от знаменитых мхатовцев тридцатых годов и заканчивая поколением «рязановских» актеров, остаются не просто актерами и режиссерами. Ваши отец — кинорежиссер «Мосфильма» и мать —  звукооператор унаследовали еще дореволюционную культуру, но уже были советской интеллигенцией. Ваше поколение — прямые наследники «шестидесятников». Какие черты, на ваш взгляд, были самыми характерными для людей тех эпох?

— Вы сказали очень важную вещь, раньше в интервью никто не поднимал эту тему. А ведь так оно и есть. К сожалению, сейчас к нам пришла эта шаблонная и, я бы сказала, пошлая формулировка «звезды». Снялся в сериале — звезда. Стал «журнальным актером» (это когда тебя всё время для журналов снимают) — тоже звезда.

Раньше было иначе. «Шестидесятники», например, не были деловыми и меркантильными. Они, конечно, думали о деньгах, никто не был святым, но основой у них была не деловая жилка, а стремление наиболее полно выразить в своем творчестве себя и свою эпоху.

Мои родители предшествовали этому поколению и тоже были настоящими выразителями своего времени (так называемой сталинской эпохи. — «Эксперт») — странного, противоречивого и непонятного. Притом что в стране так страшно жилось, и люди всего боялись, они всё-таки были очень счастливы и любили жизнь. В то время и смеялись, и рассказывали анекдоты, и отмечали дни рождения и Новый год, радовались всему и безумно любили свою работу. Для моих мамы с папой «Мосфильм», который тогда назывался кинофабрикой, был главным в жизни. И такими были почти все.

А Рязанов был выразителем идей «оттепели» 1960-х. В те годы было абсолютно безразлично, богат или беден человек, с которым ты знакомишься. Важно было, какая у него голова, талантлив ли он. Меня как личность сформировало общество молодых людей, которые меня окружали, — художники, композиторы, актеры. Мой брат Коля через год после того, как я стала студенткой «Щепки» (московское Высшее театральное училище имени Щепкина. — «Эксперт»), поступил во ВГИК, и его сокурсники приходили к нам домой. Это были замечательные люди — Андрей Хржановский, сегодня мэтр нашей мультипликации, сценарист Гена Шпаликов, художник Сергей Алимов, композитор Геннадий Гладков, оператор Тарковского Георгий Рерберг. Я уже не говорю о таких фигурах, как сам Тарковский, который, кстати, у нас в доме тоже бывал.

Очень многие женщины узнавали в Оле в исполнении Немоляевой самих себя, мечтающих о какой-то необыкновенной любви (кадр из фильма режиссера Эльдара Рязанова «Служебный роман»)

— Но не так всё было радужно в вашем поколении. Вспомним хотя бы талантливейшего Шпаликова, покончившего жизнь самоубийством в 37 лет.

— Я говорю не про ту судьбу, которая им была уготована, а о том, как мы жили. А жили мы одной идеей — идеей созидания. Вот вышла из печати книга, и было неприлично не знать ее. И в то же время всем им было по 18–19 лет, это были балбесы, которые из-за отсутствия денег, подвыпив, возвращались ночью домой не на такси, а на попутном молоковозе.

Время было удивительное. И именно оно создало великое искусство.

— Что для вас наиболее ценно в той эпохе?

— Отсутствие меркантильности, карьеризма. В отличие от сегодняшнего времени карьеризм был бранным словом. Мы подразумевали под ним ситуацию, когда люди, чтобы получить какую-то выгоду, должны были поступиться своими принципами.

«Рязанов — абсолютно фантастический человек»

— Актеры, которые снимались у Рязанова, всегда рассказывают, что работать с ним было счастьем и что на съемочной площадке была удивительная атмосфера.

— Да, это так. Сейчас, когда я снимаюсь, то постоянно думаю — сколько еще времени осталось до конца съемочного дня и когда я приду домой. А у Рязанова на площадке я времени не замечала. Мне там было очень интересно всё — и люди, с которыми я общалась, и роли, которые играла. Ведь для актера важно, что он делает и с кем он работает. Когда его это захватывает, тогда и время бежит.

Выражение «жена Гуськова» стало нарицательным для обозначения женщины, полностью отдавшей себя семье (кадр из фильма режиссера Эльдара Рязанова «Гараж»)

— Как Рязанов создавал такую атмосферу на съемочной площадке? Был ли у него какой-то секрет, человеческий или режиссерский?

— Прежде всего, конечно, режиссерский: он умел направлять актеров как-то незаметно. Во всяком случае — меня, потому что он не со всеми одинаково работал. Он ведь человек творческий, темпераментный. Мог быть суровым, накричать, обидеться, разругаться, всё, что угодно. Но со мной он работал очень деликатно, и я как-то сразу его понимала. А бывают режиссеры, рядом с которыми актер начинает ненавидеть себя за то, что не может сделать того, что от него хотят. Вот такой вечный конфликт был с Гончаровым (Андрей Гончаров, главный режиссер московского Театра имени Маяковского в 1960–1980-х годах. — «Эксперт»).

— Ну, о непростом характере Гончарова ходили легенды…

— Вечный конфликт, потому что спектакль у него в голове уже сложился, а какие-то «идиоты-артисты» не могут понять, что он говорит, и сделать, что ему надо. И он, обладая диким, нечеловеческим упорством, не отставал от актеров до тех пор, пока не заставлял их сделать то, чего хотел. Результат всегда был ошеломляющим. Но чтобы его достичь, надо было быть Гончаровым и теми актерами, которые могут всё это вытерпеть. Не каждый может.

А Рязанов был в этом смысле абсолютно фантастическим человеком. Когда я приходила после репетиции в театре на съемки «Служебного романа», у меня крик Гончарова всё еще в ушах стоял. Я его боялась до смерти, у меня всё дрожало внутри. Я еще только ногу ставила на сцену, а он уже кричал: «Немоляева, не так!» И вот после этой камеры пыток, еще находясь в том кошмаре, я приходила на съемочную площадку к Элику, а там всё было по-другому. Он отводил меня в сторону и говорил: «Светик, ты не в театре, тебе не надо работать на галерку, чтобы и там тебя слышно. Можешь говорить даже шепотом, я потом озвучу. Просто скажи: ”Я тебе больше писАть не буду”, и всё». У меня сразу слезы в глазах, я думаю, только бы сдержаться. Потом мне позвонила его жена и сказала: «Элик очень тобой доволен. Молодец». А сам Рязанов меня никогда не хвалил.

Видите, как бывает — в одно и то же время работали два очень талантливых, но полярных режиссера.

В театре Немоляева мало похожа на своих «рязановских» героинь (сцена из спектакля режиссера Сергея Арцибашева «Мертвые души»)

Жестокий гений

— Будучи студентом ВГИКа, я делал большое интервью с Андреем Мягковым. Происходило это через год или два после выхода «Иронии судьбы», от которой все были в восторге. Естественно, я его спросил, как он относится к своей роли Лукашина, а он неожиданно ответил: «Пустячок. Для меня важнее работа в театре, где я каждый день проживаю на сцене новую жизнь». Что для вас важнее — театр или кино?

— Я больше люблю в театре играть, чем в кино. Но не у всех актеров так. Сын мой, например, больше любит в кино сниматься.

— Но как же можно было терпеть из года в год Гончарова?

— Это было очень сложно, но… Понимаете, все конфликты происходили по одной-единственной причине: Гончаров был безгранично талантлив и с точки зрения творчества всегда прав. Можно было лопнуть от злости, когда он злобно с тобой разговаривал (а он очень не любил актеров), обижал, но возразить ему было нечего, потому что он был прав. Ведь он, как я говорила, уже выстроил у себя в голове, как именно должна быть сыграна сцена, а «идиоты-актеры» не могут сделать того, что ему так ясно.

«1970–1980-е годы были временем пика в искусстве. Я это связываю с тем, что не было такой денежной заинтересованности, как сейчас. Никто не мечтал купить, предположим, остров. Или даже яхту. А если бы и мечтал, то всё равно не дали бы»

Гончаров сам от этого очень страдал. Он ведь был из дворян. Когда мы приходили в гости к нему домой (правда, потом отношения стали настолько сложными, что наши визиты прекратились), режиссер был хлебосольным барином, роскошным красавцем, человеком из прошлой жизни. Глядя на него, нельзя было даже представить, что он может устроить в театре такой ужас. Его боялись все, просто все. Боялись выйти на сцену, молились «пронеси, Господи».

Но, работая с Гончаровым, ты понимал свое предназначение в жизни. Потому что когда ты выходишь на сцену, и на тебя из зрительного зала смотрят, как у нас в театре Маяковского, тысяча человек, и они вместе с тобой живут и дышат, плачут и смеются, высшей награды для актера нет. И когда закрывается занавес, ты уходишь домой с чувством выполненного долга, и понимаешь, что жизнь проживается не зря.

Вспоминаю, какой триумф был здесь, в Одессе, когда мы играли на гастролях «Бег», «Трамвай “Желание”». Лучшие спектакли Гончарова, да и не только его, пришлись на 1970–1980-е годы. Сегодня то время кажется каким-то Эльбрусом на театральном небосклоне — Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, театр Вахтангова, замечательные спектакли в Киеве и Минске, Роберт Стуруа и его замечательные грузинские актеры. Мощнейший подъем был не только в театре, но и в кино, музыке, драматургии. А сейчас почти никто пьес не пишет, но тогда они сыпались как из рога изобилия. Это было время пика в искусстве.

Я это связываю с тем, что не было такой денежной заинтересованности, как сейчас.

— Но композиторы и драматурги зарабатывали тогда очень большие, по советским меркам, деньги.

— Да, но никто не мечтал купить, предположим, остров. Или даже яхту. А если бы и мечтал, то всё равно не дали бы.

Классика — вечная любовь актрисы (сцена из спектакля режиссера Миндаугаса Карбаускиса «Таланты и поклонники»)

Актер и его роль

— Вы упомянули «Трамвай ”Желание”» Теннеси Уильямса. Трудно вам было играть Бланш, женщину, побывавшую во многих мужских постелях, начинающую алкоголичку, которая в конце сходит с ума?

— Невыносимо тяжело. Дело в том, что я очень молодо выглядела, поэтому долго играла роли молодых девчонок, всяких Нинок и Машек из советских пьес. В общем, всякую ерундистику играла. И когда в 31 год мы стали репетировать «Трамвай ”Желание”», мне надо было из девочки-подростка превратиться в женщину, да еще с такой судьбой, разбитой нравственной сутью и женской бедой. Иногда Андрей Гончаров во время репетиции орал на весь зал: «Да она не понимает, о чём говорит! Объясните ей!»

Он никак не мог добиться от меня нужной интонации. Но настолько потрясающе работал, настолько был прав и интересен, что я уже внутренне понимала, что получается нечто, ради чего можно отдать свою жизнь. Я смогла вытерпеть весь этот ад, и он всё-таки меня не бросил. А при его нраве, очень жестоком, и той труппе, которая была в театре, мог бы взять любую другую актрису.

Потом, когда состоялась премьера, Москва была ошеломлена, и я была ошеломлена. Когда я кланялась, у меня всё было в тумане, и я не понимала ничего совершенно. После премьеры мы пошли в ресторан Дома журналистов. В советские времена туда попасть было невозможно, но Гончарова пропустили, и нас с ним. Нам еще чистую скатерть не постелили, а он сразу потребовал бутылку коньяка, разлил нам по рюмашке и сказал мне: «Света, поверь мне, самые страшные, жуткие и мучительные репетиции по прошествии времени покажутся тебе самыми важными».

И Гончаров оказался прав. Вот так он работал, подчиняя себе актеров. Кто-то этого не выдерживал, многие уходили из театра, но мы с Сашей (Александр Лазарев, артист театра и кино, муж Немоляевой, умер в 2011 году. — «Эксперт») остались. Хотя Сашу звали в другие театры без конца — и Любимов, и МХАТ, и другие.

Роль психически неуравновешенной, любящей мужчин и алкоголь Бланш стала для Немоляевой тяжелым испытанием и одновременно триумфом (сцена из спектакля режиссера Андрея Гончарова «Трамвай ”Желание”»)

— Играя такие тяжелые и сложные роли, как Бланш, вы их именно играли, или переживали все эти жизни внутри себя?

— Ну, конечно, театр — это игра. Потому что если актер переживает то же, что его герой, тогда Отелло надо душить Дездемону по-настоящему. Но всё равно ты заставляешь себя прожить до максимума всё то, что хочешь передать в своем герое.

— Что вы думаете о нынешнем поколении театральных режиссеров?

— Мне кажется, что эмоции героев пьес, актеров и зрителей не волнуют их так, как волновали Гончарова. Ведь все самые простые чувства — любовь, радость, ревность, ненависть, доброта, зло — варьируются в драматургии как семь нот в музыке. И если они тебя волнуют, ты ставишь спектакль именно про это. А если эмоции тебя не очень беспокоят, ты ставишь фантазии на эту тему, что-нибудь позаковыристее, чтобы удивить зрительный зал. И публика удивляется и расшифровывает все эти ребусы. А Гончаров орал: «Зачем вы идете на сцену, чем вы хотите потрясти зрителя? Что вы хотите ему сказать? Какую телеграмму пошлете в зрительный зал?»

— Если представить себе, что у нас есть машина времени, вы хотели бы перенести в сегодняшний день тот театр конца 1970-х — начала 1980-х годов и играть в нём?

— Хотела бы, конечно. Но это утопия. Всё течет, всё изменяется. Люди, жизнь, идеалы. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Киев—Одесса



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте