Новости
Арабские государства хотят объединиться в отдельный таможенный союз Участники саммита Лиги арабских государств объявили о планах создания Таможенного союза. 21.01.2019
Гослесагентство рассказало о количестве проданных новогодних деревьев и сумме выручки Средняя стоимость одной елки составила 69 грн. 21.01.2019
Wizz Air поднял тарифы на регистрируемый багаж Венгерский лоукостер Wizz Air, который работает и в Украине, существенно увеличил плату на услуги приоритетной посадки,... 21.01.2019
"Укрзализныця" значительно подняла цены на постельное белье и напитки в поездах Железные дороги в других странах мира продают эти услуги еще дороже, заверяют в УЗ. 21.01.2019
В Ташкенте обнаружили клад стоимостью 1 млн долларов (ФОТО) Некоторые работы передадут на реставрацию в Польшу и Германию. 21.01.2019
Украинцам помогут искать работу карьерные советники К такому специалисту человек может обратиться в случае, если ему необходима помощи при поиске вакансии 21.01.2019
В Мали произошло нападение на миротворцев ООН, есть погибшие В западноафриканской республике Мали террористы напали на базу ООН, в результате чего были убиты 8 миротворцев, еще 19... 21.01.2019
Названы продукты питания, которые в Украине подделывают чаще всего Особо обратить внимание стоит на еду, в которой содержится большое количество жиров 20.01.2019
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №40(365) 22 ОКТЯБРЯ 2012
Горькая правда и скромная надежда    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Фильмы фестиваля «Новое немецкое кино», которые идут в украинских кинотеатрах, сфокусированы на болевых точках новейшей истории Германии и современного немецкого общества

Изможденный мужчина лет тридцати пяти с громадными синяками под глазами, пошатываясь, бродит по комнате. Потом с трудом поднимает телевизор и выбрасывает его в окно. Вслед за телевизором следуют журнальный столик и другая мебель. За всем этим наблюдает сидящий в кресле двухлетний мальчик, его сын. Мужчина подходит к нему, поднимает и ставит на подоконник. Еще мгновение — и он столкнет сына вниз… Но, к счастью, в комнату входит женщина и осторожно забирает у него ребенка, который даже не успел испугаться и ничего не понял.

Впрочем, мужчина понимает, что происходит, еще меньше сына. Голый, он выходит во внутренний двор многоквартирного дома, где валяется выброшенная им мебель, укладывается на обломки и начинает засыпать себя песком, крича: «Я еще не готов!» Вскоре во дворе появляются вызванные соседями полицейские, которые осторожно поднимают мужчину и ведут его домой. А в следующем эпизоде он, уже спокойный и нормально одетый, мирно беседует с соседями на скамейке в парке психиатрической лечебницы.

Этими кадрами завершается фильм «Если не мы, то кто» (режиссер Андрес Вайель), одна из лент, показанных на XVІІІ фестивале «Новое немецкое кино», который проходит в Киеве, Донецке, Одессе, Харькове, Львове, Черновцах и Днепропетровске.

О «красноармейцах» всё еще помнят

Мужчину зовут Бернвард Веспер, это реальный исторический персонаж. Он был супругом Гудрун Энслин, идеолога и одного из лидеров знаменитой террористической группировки конца 1960-х — начала 1970-х годов — Rote Armee Fraktion (RAF, Фракция Красной армии). Так именовали себя они сами, но консервативная немецкая пресса называла их «Бандой Баадер-Майнхоф», а либеральная немецкая и советская — «Группой Баадер-Майнхоф», по фамилиям их лидеров, авантюриста без определенных занятий Андреаса Баадера и бывшей журналистки Ульрики Майнхоф.

Первой акцией, проведенной RAF, был поджог во Франкфурте двух супермаркетов — таким был ответ на вьетнамскую войну и убийство полицейским студента на демонстрации. «Красноармейцев», среди которых была Гудрун Энслин, быстро поймали и присудили три года тюрьмы. Либеральная немецкая общественность взбунтовалась, и под ее давлением осужденных выпустили до рассмотрения апелляции под залог. Они предпочли побег и объявили государству городскую партизанскую войну.

Вслед за пожарами и нападениями на инкассаторов и банки появились первые человеческие жертвы. Когда RAF начала взрывать американские военные объекты на территории ФРГ, погибли четыре невинных человека. А затем, когда «красноармейцев», среди которых, опять же, была Энслин, снова поймали, оставшиеся на свободе члены фракции, требуя их освобождения, начали настоящий террор. Был убит генеральный прокурор ФРГ, руководитель Dresdner Bank и председатель Западногерманского союза промышленников. В октябре 1977 года палестинцы с той же целью угнали пассажирский самолет (у членов RAF были тесные связи с «Фатхом», они даже проходили военную подготовку на его базе). Однако в результате спецоперации заложники были освобождены, а через несколько часов после ее окончания Баадер, Майнхоф и Энслин были найдены в своих тюремных камерах мертвыми.

Если второе и третье поколения «красноармейцев» были классическими террористами (одних только убийств на их счету около тридцати), то первое поколение многие продолжают считать революционными романтиками. Набрав сегодня в интернет-поисковиках «Гудрун Энслин», вы, скорее всего, прочтете, что ее отец был прямым потомком Гегеля, а она сама — очень образованной и талантливой девушкой. Будет сказано также, что она была идеологом RAF — но не о том, что эта «идеология» в итоге вылилась в убийства.

Революция требует жертв

Связанные с RAF события — «родовая травма» современного немецкого общества. Реально им помогали всего несколько сотен человек, однако в душе сочувствовали многие. Защитниками «первой волны» в суде были известные юристы, которые стали впоследствии министрами в новых правительствах. В те годы рождалась и искала свою идентичность новая Германия, мучительно, как змея во время линьки, выползая из старой кожи национал-социализма.

Интересно, что, борясь с наследием национал-социализма, члены RAF отрицали и демократию. Они считали, что в 1945-м оккупационные власти, и в первую очередь США, сделали Германию своей колонией. «Для оккупантов важно воспитать в немцах демократию — то есть изменить культуру и, прежде всего, не только изменить, а сломать историческое понимание, сознание исторического существования и немецкой идентичности», — писали «красноармейцы». Такие идеи не могли не вызвать симпатий у многих представителей немецкой интеллигенции, которые по поводу RAF страдали настоящим раздвоением личности — мол, убивать нехорошо, но ведь убивают во имя правильных идей.

Создатели фильма «Если не мы, то кто» не стали пополнять ряды такого рода «идейных шизофреников» и пошли по другому пути. Они сделали акцент на семейной истории и показали, как интеллигентная девушка из пасторской семьи, превращаясь в узколобую фанатичку-революционерку, разрушает судьбы мужа и ребенка. При этом «революция» для нее неразрывно связана с занятиями сексом с Баадером, который представлен в фильме не как романтический революционер, а как карманник, авантюрист и просто любитель устраивать заварушки.

То, что ее бывший муж, которому она оставила маленького сына, стал наркоманом, Энслин совершенно не волнует. Равно как и судьба ее ребенка: «Если не можешь о нем заботиться, сдай его», — говорит она мужу по телефону. Создатели фильма как бы говорят: можно спорить о том, виновна ли Энслин в политических убийствах, но то, что она предала самых близких своих людей, мужа и сына, сломав их жизни, несомненно.

«Правильная» идеология

Зато, как только речь заходит о жизни в ГДР во времена социализма, у немецких кинематографистов всё просто. Судя по их фильмам, жить там было невыносимо. Вот и в показанном на фестивале фильме «Барбара» (режиссер Кристиан Петцольд) главная героиня Барбара, врач, сосланная в провинциальный городок на берегу моря из Берлина за политическую неблагонадежность, живет в квартире с обшарпанными стенами и сгоревшей розеткой.

Теплую воду в доме расходуют по норме, поэтому если хочешь принять ванну, надо делать заказ заранее. И раз в неделю приходится самой мыть общую лестницу. Время от времени в квартиру являются сотрудники «Штази» и устраивают там обыск, зачем-то включающий проктологический осмотр Барбары.

Симпатичный руководитель больничного отделения, куда определяют работать Барбару, естественно, является осведомителем «Штази» и регулярно пишет туда отчеты о ее поведении. Ну и, конечно, он в нее влюбляется и даже спит с ней, но отчеты писать не перестает. Сама же Барбара, хотя и отвечает ему взаимностью и полностью отдает себя работе, демонстрируя недюжинный профессионализм, не забывает своей главной цели — бежать на свободный Запад.

Сделать это она собирается при помощи своего любовника, который живет в ФРГ и передает ей с оказией пачку западногерманских марок. Барбара должна заплатить их человеку «оттуда», который ночью тайно перевезет ее через море. Пока же она, как в шпионском детективе, прячет эту пачку в лесу под камнем. Затем в городок, чтобы уточнить детали побега, приезжает сам любовник и останавливается вместе с приятелем в местной гостинице. Барбара, пробравшись к нему ночью, сталкивается с молодой местной девушкой, которая обслуживает его приятеля за скромный подарок. Почему при этом агенты «Штази», столь прилежно пасущие Барбару, не следят за гостиничными номерами западногерманских приезжих, остается загадкой.

«Барбара» — фильм о том, как было страшно жить в ГДР

Параллельно этой сюжетной линии развивается еще одна — с девушкой, которая сбегает из исправительно-трудовой колонии, прячется в лесу и, покусанная клещами, попадает в больницу. Барбара берет ее под свою опеку, однако через несколько дней появляются люди в полицейской форме, которые увозят девушку в колонию. Второй раз она, снова сбежав, появляется на экране уже под занавес, в ту самую ночь, когда Барбару должны переправить в свободный мир. Героиня фильма везет ее с собой на велосипеде на берег моря, и когда перевозчик показывает, что может взять только одного человека, принимает неожиданное решение — отдает ему заветную пачку западногерманских марок и сажает в резиновую лодку девушку. Сама же остается на берегу, зная, что агенты «Штази» уже засекли ее попытку побега и ее ожидает тюрьма.

Столь мелодраматичный конец не прибавляет фильму правдоподобности. Однако, судя по всему, как в ГДР во времена «мрачного социализма», так и в нынешнем Евросоюзе, при оценке произведения искусства «правильная» идеология превалирует над художественными достоинствами. В результате лента, главным посылом которой, судя по всему, было показать, как страшно было жить при социализме, получила в этом году на Берлинале «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу.

Ритуальная жертва

Впрочем, нынешнее материальное благополучие немецких бюргеров не гарантирует отсутствие у них скелетов в шкафу. Об этом еще один фестивальный фильм — «То, что остается» (режиссер Ганс-Кристиан Шмидт). Начинается он с того, что в красивом частном доме с садом и лужайкой в небольшом городке собирается семья — немолодая семейная чета (обоим под 60), Гитта и Гюнтер, двое их сыновей, внук и невестка. Все довольны и радостны, включая Гитту, которая уже 30 лет страдает психической болезнью, но блокирует ее лекарствами.

И вдруг за этим уютным семейным обедом Гитта вдруг объявляет, что уже два месяца не принимает лекарства и не собирается делать этого в будущем. Все понимают — это означает, что налаженная жизнь всего семейства резко изменится, ибо никто не знает, какие коленца выкинет Гитта без лекарств. И никого не волнует судьба самой Гитты, которая решила, наконец, жить своей жизнью, а не напичканной лекарствами.

И тут из шкафов посыпались скелеты. Выясняется, что старшего сына Гитты, писателя, уже полгода как бросила жена и своего ребенка он видит только по выходным. Младший сын, стоматолог, то ли плохой врач, то ли неправильно ведет бизнес, но клиентов у него мало, и его ожидает банкротство.

Семейное счастье так хрупко («То, что остается»)

А потом Гитта пропадает. В конце концов Гюнтер, напившись, признается сыновьям — он сказал Гитте, которая, покончив с лекарствами и решив начать нормальную жизнь, хотела поехать с ним в деловую поездку в Иорданию, что у него уже два года есть любовница, продавщица из местного книжного магазина. И что в Иорданию он едет с этой продавщицей. Вот после этого Гитта и решила исчезнуть навсегда, понимая, что она никому не нужна.

И хотя сыновья вроде бы и не могут простить этого отцу, всё у них налаживается. Вплоть до того, что к старшему возвращается жена. Гюнтер теперь может жить в своем хай-тековском доме с молодой любовницей открыто и без помех. И всё это благодаря Гитте, ставшей как бы добровольной жертвой, которую они принесли богам в обмен на свое собственное благополучие.

Кино, дающее надежду

Единственным фильмом фестиваля, после которого зритель уходил из зала в приподнятом, а не подавленном настроении, была «Невидимая» (режиссер Кристиан Швохов). Это история молоденькой актрисы Файн, студентки театрального училища, в исполнении Стин Фишер Кристенсен, которая вместе с группой своих сокурсников неожиданно получила главную роль в спектакле знаменитого режиссера, решившего поработать с молодежью. Неожиданно, потому что ее едва не выгнали из училища за профнепригодность.

Проблема лишь в том, что героиня по имени Камилла, которую должна сыграть Файн, — сумасшедшая нимфоманка, для которой в жизни не существует ничего, кроме секса. А сама Файн, как считают ее сокурсники, еще девственница. Кроме того, ее жизнь вне театра полна совершенно других проблем. Так, она живет вместе с умственно неполноценной сестрой-инвалидом и властной матерью.

Файн решает попробовать стать в жизни такой же, как ее героиня, — свободной и сексуальной. Надев парик и одежду своей героини из театрального реквизита, она пытается соблазнить, изображая роковую женщину, своего соседа по дому — простого работягу-метростроевца. Дома, устав от своего подчиненного положения, набрасывается на мать и сестру.

Девственница Файн в образе нимфоманки Камиллы («Невидимая»)

Роль змия-искусителя при этом играет ее режиссер — немолодой мужчина, давно разуверившийся в жизни. Чтобы превратить Файн в Камиллу, он вытаскивает из нее самые жуткие ее воспоминания и потаенные желания вплоть до детской мечты, чтобы сестра-инвалид умерла. Дальше — больше. Он хочет, чтобы Файн появилась на сцене голой и вела себя как можно более агрессивно, в том числе и по отношению к самой себе. И девушка подчиняется, всё дальше отдаляясь от себя самой и приближаясь к запланированному режиссером сумасшествию.

Наконец, избив свою сестру-инвалида, Файн понимает, в какую западню она попала, отказывается от роли и вскрывает себе вены. Однако она выживает и решает вернуться в театр. Придя к режиссеру, Файн говорит: «Я буду играть Камиллу, но с одним условием. Пожалуйста, если ты уже упал в пропасть, не тяни за собой меня». Заканчивается фильм театральным триумфом героини. Но дело не в нём, а в том, что зритель начинает верить, что наивность и искренность могут победить жестокость, безразличие к окружающим и циничное манипулирование ими. «Невидимая» дает надежду, столь дефицитную сегодня в мире артхаусного кино.

Без государства не обойтись

При всех достоинствах и недостатках фильмов, показанных на фестивале немецкого кино, у них есть одно общее качество — они бы не появились на свет без поддержки государства.

«Барбара» собрала за месяц 350 тыс. зрителей. «Если не мы, то кто» — 60 тыс., «Невидимая» — 13 тысяч. Фильм «То, что остается» только вышел в немецком прокате. Учитывая, что средняя цена билета в кино в Германии составляет 7,50 евро, видим, что окупила себя только «Барбара», у которой, к тому же, был отличный европейский прокат.

При этом у немецких фильмов есть несколько уровней финансовой поддержки — Евросоюза, министерства культуры и фондов, созданных федеральной властью, а также земельная. Кроме того, в ФРГ существует специальная институция, которая оценивает отечественные ленты и присваивает им оценки, в том числе «ценный» и «особо ценный». Фильм, с оценкой «ценный» или «особо ценный», получает налоговые льготы. Кстати, все картины, показанные на фестивале, были признаны «особо ценными».



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте