Новости
Армения объявила о бесплатных онкологических операциях для своих граждан Министр здравоохранения Армении Арсен Торосян объявил 23 января, что граждане Армении больше не будут оплачивать из... 23.01.2019
Глава парламента Венесуэлы попросил военных встать на сторону народа Глава парламента Венесуэлы призвал военных "встать на сторону народа". 23.01.2019
Все меньше украинцев получают в Польше статус беженца За прошлый год количество украинцев, получивших статус беженца в Польше, сократилось втрое. 23.01.2019
Международная группа компаний ASSTRA активно внедряет LEAN MANAGEMENT С 2018 года AsstrA-Associated Traffic AG внедряет принципы «бережливого производства». Компания придерживается... 23.01.2019
В Сети опубликовали потрясающие снимки замерзшего Ниагарского водопада (ФОТО) Ниагарский водопад во льду — фото
23.01.2019
Какими будут смартфоны будущего? Компании Meizu и Vivo намекают на анонс полностью монолитного смартфона. 23.01.2019
В Украине появилась универсальная платформа цифровой доставки документов В Украине появилась первая универсальная платформа для обмена е-документами между предприятиями 23.01.2019
Украина собирается закупить 13 новых самолетов МВД Украины планирует закупить 13 самолетов АН-74, АН-32 и АН-178 на сумму $450 млн для нужд Нацгвардии и ГСЧС 23.01.2019
Определены 5 областей Украины с самым большим оттоком населения Наибольший показатель миграционного оттока показала Донецкая область. 23.01.2019
ВОЗ дала печальный прогноз об увеличении смертности из-за изменения климата Согласно последнему исследованию, в ближайшие десятилетия более четверти миллиона человек могут ежегодно умирать в... 23.01.2019
Центризбирком призвал проводить тщательный отбор наблюдателей на выборы украинского президента Центральная избирательная комиссия Украины призывает иностранные государства и международные организации, которые... 23.01.2019
Иракский ученый рассказал, зачем он начал делать химическое оружие для ИГИЛ, - Washington Post По его мнению, в этом не было «ничего страшного» и он только хотел сохранить свою работу. 23.01.2019
В Украине изменят процедуру сдачи водительских экзаменов Ходить в автошколу больше не нужно будет, а лица «автостудентов» автоматически просканируют.

23.01.2019
Украина почти на 30% нарастила экспорт рыбной продукции По итогам 11 месяцев 2018 года украинскими производителями на внешние рынки было поставлено 4596 тонн готовой и... 23.01.2019
Apple выпустит гибридный ноутбук на основе iPhone XS Компания получила патент на мобильное устройство, "сердцем" которого станет Айфон 23.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35839.178+0.283
Серебро425.690-1.544
Платина22260.879-0.563
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.65027.896
EUR31.95031.23531.673
RUB0.4350.3310.419
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.36-0.23Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №37(362) 01 ОКТЯБРЯ 2012
Стеной за живопись    Печатная версия    в избранное
ЖИВОПИСЬ
Один из основоположников «киевского арьергарда» художник Матвей Вайсберг рассказал о замысле проекта «Стена» и своем отношении к современному искусству

Направление «киевский арьергард» зародилось в 1980-х годах как реакция художников интеллектуально-традиционалистической направленности на агрессивное вторжение в сферу художественного творчества имитационных постмодернистских течений. Сегодня стать художником намного проще, чем ранее. Современные технологии позволяют создавать арт-объекты, не владея основами изобразительного мастерства и не прикасаясь к карандашам, кистям, холстам, краскам.

Одним из основоположников «киевского арьергарда» является Матвей Вайсберг, чья выставка «Стена» в Национальном художественном музее Украины в сентябре стала одним из самых заметных событий столичной культурной жизни. Центральная экспозиция состояла из 32 картин цикла «Сцены из Танаха», работу над которым автор начал в 2007 году. Несколько полотен были созданы на протяжении последнего года, их художник посвятил памяти своей матери Шелли Гарцман. На выставке были также представлены более ранние работы автора — «Стена плача», «Яффские ворота ночью» и новая работа «Распятие», созданная по мотивам фрагмента картины французского живописца XV века Ангеррана Картона «Коронование Марии».

Вайсберг также известен как автор иллюстраций к произведениям Шолом-Алейхема, Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Гюстава Юнга, Серена Кьеркегора, Федора Достоевского. Его картины хранятся в Киевском национальном музее русского искусства, Запорожском областном художественном музее, Gaon Jewish Museum (Вильнюс), а также в частных собраниях в Украине, России, США, Израиле, Франции, Германии, Великобритании и других странах. Одна из работ автора «Предпоследнее небо-II» в 2009 году на аукционе Phillips de Pury & Company была продана за 8125 фунтов стерлингов. Словом, у 53-летнего художника давно сформировались и взгляд на современное искусство, и своя жизненная философия, о чём с ним и поговорил «Эксперт».

— Что вас побудило создать цикл картин «Стена»? Можно ли назвать его иллюстрациями к Ветхому Завету?

— Несмотря на то что я по специальности книжный график, специально иллюстрированием книг никогда не занимался, лишь время от времени. Однажды мне на глаза попались иллюстрации к Ветхому Завету одного из моих любимых художников — Ганса Гольбейна-младшего. Меня словно осенило. Я взял его гравюры за основу, кратно увеличил — у Гольбейна размер шесть на четыре сантиметра, мои холсты размером 60 на 45 сантиметров — и сделал серию из 25 картин. Затем остановился, так как создать около 90 картин — большая работа, требующая продолжительного творческого заряда. Да я и не ставил цель строго соблюдать гольбейновский ход, равно как и хронологию событий, поэтому назвал свой цикл «Сцены из Танаха».

«То, что сейчас называется современным искусством, на мой взгляд, есть большой соблазн попасть сразу ”в дамки”, минуя все положенные шашке поля. Тут оперируют даже не эстетикой, а какими-то идеями, причем, как правило, легкими и поверхностными, идя по пути наименьшего сопротивления»

А название «Стена» возникло, когда моя мастерская стала наполняться этими картинами. Мой друг, дизайнер Алексей Белюсенко, увидев всё это, сказал: а сделай из них отдельную стену. И это название очень подошло, потому что у меня есть картина «HaKotel HaMa'aravi», или «Стена плача», да и «Яффские ворота» — это, по сути, тоже часть стены. Так, благодаря подсказкам друга и всем этим совпадениям, я загорелся и начал работать над проектом. А тут еще и состоялась очередная поездка в те места, где происходили библейские события.

— Современному художнику непросто. Обычно внимание публики привлекают спорные произведения современного искусства, инсталляции, перформансы и прочие проявления творчества, зачастую граничащие с китчем. Как вы относитесь к подобным направлениям?

— На сегодняшний день мое личное отношение скорее негативное, хотя в свое время я всё это воспринимал доброжелательно и с большим любопытством. Более того, мы не называли это перформансами или хеппенингами. Но тогдашнее баловство киевских художников было ничуть не хуже, а может, и остроумнее, чем то, что вытворяют сейчас. У нас не было мыслей, что мы создаем что-то особенное, равно как и желания подать всё это в виде нового искусства. Нам просто было весело, и никому не приходило в голову всем подряд об этом рассказывать.

То, что сейчас называется современным искусством, на мой взгляд, есть большой соблазн попасть сразу «в дамки», минуя все положенные шашке поля. Тут оперируют даже не эстетикой, а какими-то идеями, причем, как правило, легкими и поверхностными, идя по пути наименьшего сопротивления. Это мне напоминает то, что раньше делалось при помощи плакатов — когда нужно было решить чисто информационную задачу. Хотя признаю, что в плакатном направлении есть свои вершины. Лично для меня это «Окна РОСТА».

И всё бы ничего, но уж больно агрессивно ведет себя современное искусство, как будто пытается подменить собой всё остальное, вплоть до объявления смерти живописи. Порой кажется, что эти «новые художники», словно газ, способны сквозь щели проникать в любое пространство и всё собой заполнять. А я к этому не стремлюсь, мне важно показать, что есть территория, на которой бьет током, и я эту территорию защищаю! Я ни в коем случае не хочу, как говорится, выплеснуть вместе с водой и младенца. К тому же не уверен, есть ли вообще младенец в этом тазу…

Матвей Вайсберг. Видение всадников над Иерусалимом, 2012

Защитить свою территорию

— Может, дело в том, что современное искусство нынче в моде, и признаваться, что ты в нём не разбираешься, стыдно. По-настоящему понимающих мало, зато все «в тренде»…

— Однажды я попал в PinchukArtCentre, вопреки своему принципу туда не ходить. Но так уж вышло, что около часа времени мне нужно было провести в районе Бессарабки. Я был потрясен. Кураторы, похоже, добились того, чего даже не удавалось достичь советскому искусству — объединения народа с искусством. Очередь растянулась на пол-улицы, бутылка пива ходила по рукам, и все говорили: «Там такое… такое, ну, вообще!.. можно и без пива туда ходить».

Увиденное в арт-центре меня рассмешило. Месяцем ранее я был в музее МоМа в Нью-Йорке. Работы, выставленные в Киеве, по контрасту выглядели провинциальным и комичным подражательством тому, что по праву называется современным искусством и показывается в крупных музеях мира. Я никогда не вдавался в эти вещи и не брался о них судить, но сейчас я чувствую, что назрела внутренняя необходимость защищать свою территорию. «Здесь я стою — я не могу иначе», — как говорил Мартин Лютер.

— В современном мире огромную роль играет агрессивный пиар. Как вы считаете, нужно ли применять медийные и маркетинговые технологии в сфере искусства? Обязательно ли нужно художнику быть публичным человеком?

— Меня давно одолевала мысль, что не мое это дело — торговать лицом. Но, с другой стороны, к этому надо подходить очень взвешенно. Когда у меня есть возможность давать интервью и делиться своими мыслями, делаю это охотно. Считаю, что есть вещи, которые нельзя оставлять без внимания. Однажды я участвовал в конференции, которую проводило объединение «Остання барикада». Темой обсуждения была «Джоконда». Я тогда решил: буду молчать. Но когда начали говорить, что у нее был сифилис и прочее дивное, я не выдержал и всё же вступил в дискуссию. Кто-то же должен защищать, хотя этой даме точно не требуется ничья защита, тем более моя…

Выросло поколение, отношение которого к искусству и к живописи в частности отличается от нашего. Потому что есть великий соблазн. Не все могут ему противостоять и упорно продолжают работать, не поддаваясь искушению быстрого успеха у малосведущей публики.

— Быть может, в этом свою роль сыграл и арт-рынок, переориентировавший художников на успех, состоятельность и популярность как главные цели?

— Для современного арт-рынка художник вдруг оказался очень неудобной единицей, от которой не знаешь, чего ждать. Да и неизвестно, вырастет он во что-то значимое. Один мой знакомый художник в 1998 году позвонил своему промоутеру из Лос-Анджелеса и сказал как отрезал: «У меня отличная идея — до 2000 года ничего не рисовать!» И как тут быть рынку? Зато мы хорошо можем продавать дерьмо в банках…

Многого ждать от художника не приходится. Попытки его взращивать чреваты — он может спиться или помереть под забором, или вдруг захочет до такого-то года ничего не делать. И тут восстают клерки, которым нужно этим процессом управлять. А с деятелями искусства это очень сложно и порой совершенно непрогнозируемо. На мой взгляд, произошла ключевая подмена — художник как центральная фигура художественного процесса стал в нëм марионеткой, а то и вовсе ненужным звеном.

Матвей Вайсберг. Яффские ворота ночью, 2011

Продаю то, что не для продажи

— Ваши работы представлены во многих музеях и коллекциях в Украине и за рубежом. У вас есть агенты или вы самостоятельно поддерживаете коммуникацию с потенциальными покупателями и выставочными площадками?

— Как правило, я никогда не предлагаю себя сам. Обычно всё происходит случайным образом. Мои друзья, благодаря которым и состоялась эта выставка, занялись так называемой раскруткой, за что я им очень благодарен. Главное, чтобы было что раскручивать.

«Для современного арт-рынка художник вдруг оказался очень неудобной единицей, от которой не знаешь, чего ждать»

Есть вещи чрезвычайно приятные, такие как внимание, признание… Но всегда и во всём надо отдавать себе отчет, чтобы не получилось: «Где же ты ошибся, старик Бебель, что эти собаки так хвалят тебя?» Знаете, после того как я пережил операцию на сердце и несколько других событий, смешно будет зазнаваться.

— Вы собираетесь в обозримом будущем продолжать работу над циклом «Стена»?

— Я живу, и как профессиональный художник существую только за счет своих картин. Ничего не создаю на продажу, но в итоге всë раскупают.

Как-то раз я посмотрел на стену, где не хватало части картин, и подумал: а где же всё остальное? Работы разошлись, чего же я не восполняю их?.. Но когда и как — сложно планировать, на полсотни полотен нужен большой запал. Хоть человек я неверующий, скажу пафосно: «Сцены из Танаха» для меня, в общем-то, работа всей жизни.



Автор: Лейла Кондакова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте