Новости
Робот-курьер, доставлявший еду в американском городе, загорелся во время работы (ВИДЕО) Сгоревший во время доставки в Беркли робот-курьер вызвал серьёзный резонанс в соцсетях и сочувствие со стороны... 17.12.2018
Ученые выяснили взаимосвязь между вымиранием рыб в океане и глобальным потеплением Австралийские ученые исследовали акул в аквариуме, нагретом до температуры, которая может наступить в конце столетия,... 17.12.2018
Гройсман анонсировал начало работы Антикоррупционного суда Украина будет иметь независимый Антикоррупционный суд в первом квартале 2019 года. 17.12.2018
На аукционе в США продают редкую купюру за 3 млн долларов (ФОТО) Серебряный сертификат — вид бумажных денег, который можно было обменять на серебряные монеты или слитки. 17.12.2018
Стало известно о неоднозначных кадровых решениях нового черниговского губернатора 28 ноября президент Петр Порошенко назначил нового губернатора Черниговской области. Им стал глава Менской райрады... 17.12.2018
В Николаевской области построят 3 солнечные электростанции Проект запланировали в июне 2018 года 17.12.2018
Hyundai установят в своих автомобилях сканер отпечатка пальца вместо привычного ключа Сканер отпечатков пальцев сегодня есть буквально в каждом смартфоне, так почему бы не применить эту технологию в... 17.12.2018
Работа Белого дома в США под угрозой срыва Американский Белый дом и ряд федеральных ведомств начали заблаговременную подготовку к возможной приостановке работы... 17.12.2018
Евросоюз выделил Украине помощь для Фонда энергоэффективности в размере 54 млн евро Европейский Союз предоставил Украине второй транш финансовой помощи в размере 54 млн евро на поддержку работы Фонда... 17.12.2018
В России обрушилась крыша завода, есть жертвы (ФОТО) В понедельник, 17 декабря, в городе Дзержинск в Подмосковье произошло обрушение крыши на заводе "Техногрупп". 17.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.82527.796
EUR31.91531.30031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №20(348) 28 МАЯ 2012
Вездесущий Орфей    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Как показывает выставка «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме», современное искусство активно вторгается на территорию науки и политики

Киев, Липки, середина мая. У входа в бывший особняк киевского лесопромышленника-миллионера начала прошлого века Семена Могилевцева толпятся журналисты, приглашенные на открытие инициированного Mironova Gallery украинско-российского проекта «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме».

Шоколадный дом — традиционное неофициальное название особняка Могилевцева, независимо от его многочисленных метаморфоз: от учреждения НКВД в сталинские времена до Дворца бракосочетаний в годы хрущевской оттепели. Сейчас это филиал Киевского национального музея русского искусства. А проект называется так потому, что проходит в рамках параллельной программы первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012, тема главного проекта которой «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве».

Автор идеи проекта — знаменитый российско-украинский художник Олег Кулик и его куратор с украинской стороны Константин Дорошенко начинают пресс-тур, объясняя смыслы, заложенные как в проект в целом, так и в каждое из созданных для него произведений. Говорить им приходится много. Во-первых, выставка очень насыщена количественно — 43 участника из Украины и России, среди которых три арт-группы. Во-вторых, она еще более насыщена качественно — здесь нет «проходных» работ. И почти отсутствуют произведения в жанре «искусство для искусства», на которых могут отдохнуть во время передвижения по залам разум и глаз зрителя. Каждый представленный здесь объект, будь то картина, скульптура или инсталляция — это личное высказывание, причем, как правило, эпатажное по форме.

Владимир Сай. «Дух протеста»

Круговорот номер один — материя

Глядя на всё это, можно сказать, что журналисты находятся внутри современной архитектурно-художественной интерпретации «Божественной комедии», где Кулик и Дорошенко играют роль раздвоившегося Вергилия, ведущего автора по кругам загробного мира. (Кстати, на выставке есть экспозиции «Рай» и «Ад».) Они, как у Данте, объясняют тем, кого сопровождают, что скрывается за видимой стороной объектов и одновременно успокаивают своих спутников, обеспокоенных увиденным. Ведь то, что классифицировано, не так шокирует.

А шокировать тут есть чему. Вот, например, скульптура Владимира Сая «Дух сопротивления», которого, судя по его работам, заворожила тема старости как последнего этапа на пути к небытию. Посередине небольшого зала — изготовленная из натянутой на металлический каркас куриной кожи фигура голой и уродливой истощенной старухи, поднявшей скрюченные руки в жесте протеста против неминуемого конца. Она не только не хочет умирать, но и продолжает производить на свет подобных себе уродцев, которые выглядывают из складок ее кожи.

Выставка необычна для Украины. Мы не привыкли к столь высокой степени концентрации в небольшом пространстве такого художественного и смыслового разнообразия

На весь этот трагический круговорот смотрят с изготовленных российской арт-группой Recycle и установленных в оконных проемах того же зала цветных витражей персонажи мультсериала South Park Картман, Кайл, Стен и Кенни. Последний — об этом знают почитатели культового мульта — тот самый бессловесный мальчик в комбинезоне, который в конце каждой серии South Park погибает (помните знаменитую фразу «Они убили Кенни»?), а в начале следующей снова, как ни в чем не бывало, оказывается среди действующих лиц. Иначе говоря, тот же круговорот, что у Сая, но не трагический, а в духе черного юмора.

Та же тема исследуется в работе украинца Андрея Сигунцова «Fighting the Barbie Bondage», поместившего разобранных на части кукол Барби в пластмассовые контейнеры с бактериальной средой, состоящей именно из тех микроорганизмов, что живут на теле человека. Представьте себе: вместо довольной длинноногой красотки в уютном кукольном домике детского идеала у многих женщин, остающегося таковым на всю жизнь, — пластмассовые ручки, ножки, туловища и улыбающиеся головки, тонущие в серо-зелено-коричневом супе. Оказывается, идеал тоже смертен, констатирует художник.

Круговорот номер два — политика

Смертны в Шоколадном доме не только идеалы в лице Барби, но и мировые символические фигуры. Прежде всего — Владимир Ленин, чью скульптурную голову один из основоположников российского современного искусства Анатолий Осмоловский установил на шесте, повторив архаичную традицию насаживать головы поверженных вождей на кол. Инсталляция носит красноречивое название «Это вы сделали? — Нет, это вы сделали». Художник тут как бы отвечает на вопрос зрителей, возмущенных его брутальностью — нет, это не я, а вы сперва молились на своего кумира, а потом, забыв о прошлом, расправились с ним.

Ольга Громова. «Комфорт в кубе»

Шест с головой Ильича установлен посреди зала, пол которого покрыт синим ковром. Правда, на самом деле это вовсе не ковер, а инсталляция российского завсегдатая самых авторитетных международных биеннале Дмитрия Гутова. Изготовлена она таким хитрым образом, что когда зритель наступает на скрытые точки, из динамиков в зале раздается шум протестных митингов. Работа так и называется «Я наступаю на скрытые точки» и вступает в контрастное взаимодействие с инсталляцией Осмоловского. Если голова Ленина — тоже конец, но уже не человеческого или пластмассового тела, а самой истории, то митинг — это снова возрождение и начало нового цикла. Можно ожидать, что как старуха Сая непрерывно порождает себе подобных, так и из пучин синего «митингового» ковра Гутова появятся новые политические вожди, которых, впрочем, ждет та же судьба, что и Ленина у Осмоловского. (Кстати, художник на самом деле работает над целой серией подобных скульптур.)

О том, что всё в истории повторяется и было уже не раз, напоминает и работа россиянина Ивана Бражкина, причудливым образом совместившего двухъярусную кровать со встроенной в ее спинку гильотиной. Тут в подтексте и Великая французская революция, для которой гильотина стала «высшим символом революционной воли масс», и процитированная в аннотации к инсталляции фраза Карла Маркса: «Здоровый сон капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько необходимо для того, чтобы оживить абсолютно изнуренный организм». И рядом, в этом же зале, напоминание украинца Давида Чичкана о том, чем со временем бывает чревата «капиталистическая эксплуатация» — картонные муляжи анархистов со скрытыми повязками лицами.

Замечу, что в представленных в Шоколадном доме работах российских художников «р-р-революционности» гораздо больше, чем у наших соотечественников. Можно предположить, что у россиян, в полном соответствии с дедушкой Фрейдом, политические желания, которые не получается реализовать в реальности, сублимируются в произведениях искусства. И те, в отличие от нас, украинцев, еще не подозревают, что лучше бы они там в качестве художественных фантазий и оставались.

Апокалипсис и возрождение

Тем не менее, несмотря на всю эмоциональную и интеллектуальную агрессивность выставки в Шоколадном доме, ее организаторы недаром поменяли в девизе ARSENALE «Возрождение и Апокалипсис» очередность слов и поставили во главу угла надежду на возрождение. Как говорили древние, «пока дышу, надеюсь». Причем (вот забавное и противоречащее логике свойство человеческой натуры), чем дольше человек дышит, тем больше надеется на лучшее. Поэтому логично, что если «Апокалипсис» представлен в Шоколадном доме работами преимущественно молодых художников, то «Возрождение» — прежде всего произведениями зрелых мастеров украинца Арсена Савадова и киевского москвича Олега Кулика.

Алексей Кнедляковсий и Люсинэ Джанян. «Белый круг»

Работа автора проекта Кулика в полном соответствии с поговоркой «сапожник без сапог» ко времени пресс-тура еще не была окончательно смонтирована, и поэтому объяснять, что он хотел ею сказать, Олег не стал. А к вечеру, когда монтаж модели видеоинсталляции «Мессия» на музыку Г. Ф. Генделя был закончен, художника рядом не оказалось. Но это и к лучшему, потому что жаль было бы единственным толкованием «сузить» столь эстетически совершенную и идеологически многозначную работу. Кулик тут полностью подтвердил делом автохарактеристику, данную в большом интервью «Эксперту» (см. «Тамада за столом у человечества»): «Я ведь на самом деле художник вполне традиционный, меня интересуют пространство, время, свет…» Судя по «Мессии», к «традиционный» можно добавить еще и «изысканный».

Как и работа Кулика, картина Савадова «Лаборатория Орфея» адресует зрителя к многочисленным культурным символам тысячелетней цивилизации. Однако, в отличие от минималистической видеоинсталляции «Мессия», она представляет собой многофигурное и просто-таки роскошное живописное произведение, в котором художник, подобно мастерам Возрождения, попытался выразить в одной работе всю свою личную мифологию. Чтобы расшифровать все заложенные в него аллюзии, нужно было бы писать еще одну статью. Тут и миф о побывавшем в аду и вернувшемся из него, благодаря тому, что восхитил своим пением хозяина пекла, Орфее — музыканте и основателе тайных учений. И столько раз оказывавшиеся пустыми надежды на науку, олицетворенные хирургами, склонившимися над операционным столом. И обнаженные красавицы (кстати, по одной из версий мифа об Орфее, его растерзали вакханки) с оголенными мышцами, приросшими к двум традиционным символам цивилизации — глобусу и стопке книг. Коротко говоря, и страх и надежда одновременно.

Пожалуй, именно эти две работы и могут стать той финальной нотой, на которой смятенный зритель должен успокоиться. Смятенный потому, что выставка в Шоколадном доме необычна для Украины. Наши любители современного искусства не привыкли к столь высокой степени концентрации в одном небольшом пространстве такого художественного и смыслового разнообразия.

И тут надо еще сказать о том, что Шоколадный дом выступает в этом проекте не фоном, а одним из объектов, памятником эпохи, когда многомиллионные состояния сколачивались за несколько лет, а роскошь соседствовала с бедностью и нищетой. Это сегодня Шоколадный дом кажется чуть ли не верхом изысканности. А на самом деле, по сравнению с лучшими образцами архитектуры тех лет, особняк Могилевцева был обычным новоделом, в котором разбогатевший киевский купец попытался повторить в миниатюре традицию королевских дворцов, где каждый зал был отделан в стиле разных народов и эпох — «Готический», «Барокко», «Мавританский», «Русский» и т. д. В итоге получилось пестро и безвкусно. Историки называют этот архитектурный стиль «эклектикой» — словом, которое вполне применимо к дореволюционной эпохе в Российской империи в целом. Да и к нашему времени тоже.

Чем закончилась «та эклектика», мы знаем — политическим апокалипсисом, который начался бессмысленной и аморфной февральской «революцией», а закончился осмысленным и беспощадным большевистским переворотом. Остается надеяться, что наш современный «апокалипсис» (собственно говоря, он уже наступил, просто не все это, в отличие от художников, заметили) будет к нам не столь жесток. А о том, каким будет возрождение, остается только фантазировать — и, опять же, вместе с художниками.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте