Новости
Розетки с USB-портами и биотуалеты: "Укрзализныця" собирается модернизировать плацкартные вагоны Пассажирские вагоны разделят на три класса - "эконом", "стандарт" и "комфорт" 17.10.2019
В одном из городов Германии конфисковали "золотой" автомобиль Немецкие правоохранители против «блестящих» транспортных средств. 17.10.2019
В Киеве собираются построить новый детский парк развлечений В КГГА ищут инвесторов для строительства детского парка на территории Отрадного 17.10.2019
В США уверены, что Иран поставляет оружие террористам Спецпредставитель Госдепа рассказал, как иранцы вооружают "Хезбаллу" для атак на Израиль 17.10.2019
Названа европейская страна, где наибольшее количество людей, живущих за гранью бедности в 2018 году Данные за 2018 год свидетельствуют, что в ЕС больше всего людей живут за чертой бедности в Болгарии, Румынии и Греции. 17.10.2019
В Украине обнаружили "адскую" дорогу (ФОТО) Дорога Воссиятское-Вознесенск местами частично или полностью превратилась в обычную сельскую грунтовку. 17.10.2019
На украино-беларусской границе собираются строить речной порт Государство потратит на это 20 миллионов долларов. Украинской стороне дноуглубления Днепра обойдется в 80 миллионов... 17.10.2019
На Винниччине установили памятник летчикам, погибших из-за крушения Су-27 Крушение произошло во время учений “Чистое небо-2018”. 17.10.2019
У Tesla есть собственная краш-лаборатория, в которой разбивают автомобили (ВИДЕО) Оказывается, у Илона Маска есть тайная лаборатория для краш-тестов, в которой машины испытывают до того, как они... 17.10.2019
Народный синоптик предупредил украинцев о дождях с мокрым снегом в ноябре В ноябре в Украине ожидаются дожди с мокрым снегом. 17.10.2019
В Украину пытались провезти контрабанду, спрятав ее в б/у автомобилях Весьма необычным способом провозили контрабанду из Польши в Украину. Брендовую одежду и пищевые добавки спрятали в... 17.10.2019
Ужасный сценарий, о котором предупреждали Трампа, осуществился Президент Дональд Трамп был предупрежден о том, что если он выведет войска США из северной Сирии, это может иметь... 17.10.2019
На выставке в США представили самый передовой боевой вертолет (ФОТО) Дуэт компаний AVX Aircraft и L3 Technologies показал полноразмерный макет своего нового детища, которое может победить... 17.10.2019
В Запорожье нашли новехонькую Таврию 1990 года выпуска (ФОТО) В Запорожье нашли очередную автомобильную «капсулу времени» — ЗАЗ Таврия 1102 1990 года выпуска. 17.10.2019
Перепись населения в Украине: о чем будут спрашивать Во время переписи населения, которая запланирована на декабрь 2020 года, украинцам зададут около десяти вопросов. 17.10.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37048.513+0.767
Серебро436.353+0.184
Платина22257.612+1.803
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.12524.56525.144
EUR27.57026.95027.749
RUB0.3930.3030.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT59.45+1.21Oct
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №14(343) 16 АПРЕЛЯ 2012
Шапито на самокате    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Сценарист самого нашумевшего российского фильма последнего времени «Шапито-шоу» Марина Потапова рассказала «Эксперту», как сложно делать независимое кино

Когда молодой российский режиссер Сергей Лобан привез в Киев свою артхаусную ленту «Пыль», наш журнал одним из первых в Украине встретился с ним и написал об этом большую статью (см. «Новая искренность»). Тогда нам казалось, что опыт молодого российского кинематографиста и его единомышленников, которые за три тысячи долларов сняли полнометражный художественный фильм, вызвавший восторженные отклики в профессиональной среде и прессе, вдохновит его украинских коллег. Не получилось.

А вот Лобан и его команда пошли дальше, и после экспериментальной «Пыли» сняли со старыми (включая легендарного Петра Мамонова) и новыми единомышленниками картину «Шапито-шоу». Лента, идущая три с лишним часа, стала в России одним из главных кинособытий прошлого года, получив «Серебряного Георгия» Московского международного кинофестиваля, Гран-при Открытого кинофестиваля «Киношок». Она почти наверняка была бы признана лучшим российским фильмом минувшего года, если бы киноакадемики из РФ, как и их коллеги во всём мире, не были столь консервативны в своих вкусах.

Через шесть лет после встречи с Сергеем Лобаном «Эксперт» встретился с его единомышленницей, сценаристкой обеих картин и вторым режиссером «Шапито-шоу» Мариной Потаповой, приехавшей в Киев на украинскую премьеру новой ленты. Встретился, чтобы понять, каким образом молодым и независимым российским кинематографистам удалось стать одними из первых в столь сложной отрасли, как современная кинематография.

— Посмотрев «Пыль», я подумал, что ваша команда и дальше пойдет по этому пути — будет снимать артхаусные фильмы за небольшие деньги. Французский киноклассик Жан-Люк Годар, например, в начале карьеры именно так и делал, снимая по несколько картин в год, и все были в восторге. Не было ли у вас такого соблазна?

— На самом деле мы измучились на «Пыли». Это очень сложно — снимать полнометражный художественный фильм за три тысячи долларов. Например, не выходит собрать людей на съемку, за каждым приходится бегать. Гораздо удобнее, когда все получают зарплату, существует график съемок, за которым кто-то следит…

«Прокатчики руководствуются статистикой, а она говорит — если фильм фестивальный и еще получил там какие-то призы, то это значит, что он в прокате хорошо не пойдет»

Да мы, собственно говоря, поначалу и не знали, во сколько нам обойдется съемка «Шапито». Когда мы, исходя из сценария, рассчитали бюджет, вышло около миллиона (долларов. — «Эксперт»), но потом оказалось, что он будет гораздо больше. В частности, из-за того, что мы отставали от графика съемок. А его мы составили неправильно, потому что исходили из опыта «Пыли», когда могли перемещаться с камерой очень быстро. А на «Шапито» у нас было много съемочной техники.

В общем никакого представления о том, как устроен традиционный кинопроцесс, мы не имели. Поэтому в итоге выяснилось, что бюджет фильма составляет два миллиона. Мы сами удивились, ведь экономили на всём.

— Два миллиона, потраченные на ленту, идущую три с лишним часа, — это, грубо говоря, миллион на картину с обычным метражом. Выходит, что меньше, чем за миллион, снимать, если говорить не об экспериментальном кино, всё-таки нельзя?

— Можно, конечно. И мы, наверное, будем искать компромиссные пути. Но вряд ли станем снимать фильм за три тысячи долларов, потому что это почти невозможно.

Думаю, что на малобюджетный проект вполне может хватить двести-триста тысяч. И может быть нам даже удастся аккумулировать такие деньги краудфандингом (финансирование проектов за счет массовых добровольных взносов, чаще всего через Интернет. — «Эксперт»), чтобы не ударяться в продюсерские истории.

— Почему вы не обратились за господдержкой, о масштабах которой с гордостью говорят российские чиновники?

— Мы обращались, но это какая-то сложная система, о которой я говорить не решусь, поскольку мало что о ней знаю. Знаю только, что несколько раз мы подавали заявку на господдержку, но нам ее ни разу не дали. А получить такую поддержку очень хотелось, потому что в этом случае можно снимать совсем независимое кино.

Но не вышло, и в конце концов один из наших продюсеров нашел компанию, которая согласилась финансировать наш фильм. У нее в то время был очень крупный инвестор, вкладывающийся в кинопроизводство. Но потом начался кризис, этот инвестор ушел из кино, финансирование прекратилось, и мы остановились где-то в середине съемок.

Пришлось искать новых инвесторов, и они чудом нашлись. Ими стали люди, для которых кино — абсолютно непрофильный бизнес. Они решили поддержать наш проект, выкупили его у первых инвесторов, профинансировали продолжение съемок, и лента была закончена.

Петр Мамонов сыграл в фильме «Шапито-шоу» героя, отчасти похожего на самого артиста

— Судя по вашему рассказу, получается, что для инвесторов не всегда самое главное, отобьются ли деньги, вложенные ими в кино?

— С первыми инвесторами, которые были связаны с телевидением, мы оговаривали, что фильм может выйти как четыре телесерии, и таким образом за счет продажи на телевидение вернет какую-то сумму. А вторые инвесторы действительно не ставили перед нами условие, чтобы картина обязательно окупилась. То есть у них еще была надежда, что затраты отобьются, но когда они поняли, что «Шапито-шоу» будет идти три с лишним часа, то уже не рассчитывали на внушительные кассовые сборы. Правда, они призывали нас сократить фильм, но мы этого не сделали.

Однако наверняка любые другие продюсеры, которые занимаются кино, пытались бы нами руководить больше.

— Так вы изначально писали сценарий телевизионного мини-сериала?

— Нет, мы писали сценарий художественного фильма. Просто, как я уже сказала, наши первые инвесторы были связаны с телевидением, и такая схема продажи проекта им была понятнее. А как иметь дело в случае артхаусного «Шапито-шоу», которое идет три с лишним часа, с дистрибуторами, было непонятно. И действительно в итоге, когда лента была закончена, дистрибуторы побоялись ее брать. Поэтому мы взяли на работу человека, который договаривался с кинотеатрами напрямую, и между собой назвали такую схему «самокат».

Дистрибуторы не рискуют

— Почему российские дистрибуторы — как правило, это умные и интеллигентные люди — не захотели взять хороший фильм?

«Легче всего живется фильмам, которые производятся крупными мейджорами. Но нам неинтересно с ними работать, потому что мы не хотим прогибаться под их представления, каким должен быть фильм»

— Потому что никто из них не хотел рисковать. (В Украине картина нашла своего дистрибутора — компанию «Артхаус Трафик». — «Эксперт».) Дистрибуторы смотрели на статистику и видели, что российское кино плохо идет в прокате, фестивальное кино плохо идет в прокате, длинные фильмы плохо идут в прокате. Исходя из всех этих факторов, сделали вывод, что «Шапито-шоу» не соберет большой бокс-офис, и не рискнули его брать, потому что чем шире прокат, тем больше надо вкладываться в рекламу.

Мы считаем, что они не рискнули зря, поскольку зрители хорошо шли на «Шапито», и, будь больше рекламы, их бы пришло еще больше.

— Тогда логичный вопрос: почему инвестор не боится вложиться в хорошее кино, а дистрибутор боится? Ведь это, в конце концов, работает на имидж…

— Потому что инвесторы богаче, чем дистрибуторы. Но инвесторы тоже не всегда бывают щедрыми, просто нам такие попались. Да и если бы с первыми продюсерами у нас дело дошло до финала, может быть, они бы к нам более жестко отнеслись при монтаже, заставили бы сократить фильм.

— Какой бокс-офис собрало «Шапито-шоу»?

— По сводкам кинотеатров — около миллиона долларов. Кстати, лента также должна выйти на телевидении, и таким образом вернуть еще часть потраченных на нее средств.

— Теперь поговорим о другой стороне прокатной медали — фестивальной. «Шапито-шоу» явно прошел бы на ура на западных и азиатских артхаусных киносмотрах. Почему же вы выбрали именно Московский международный фестиваль?

— Нас ждали на этом фестивале несколько лет, звонили с вопросом: «Когда уже?» Кроме того, поскольку мы думали о прокате в России, то решили, что Московский кинофестиваль — самый лучший вариант: будет много прессы, значит, о фильме узнает много людей. Но на самом деле эта цепочка «фестиваль — дистрибутор» не сработала. Между премьерой картины на фестивале и ее выходом в прокат получился большой временной зазор. Но мы, конечно, еще будем участвовать в международных кинофестивалях.

— Я помню, какие восторженные отклики на ваш фильм были после фестивальной премьеры в Москве. Неужели они никак не повлияли на дистрибуторов?

— Оказалось, что всё действует наоборот. Прокатчики ведь руководствуются статистикой, а она говорит — если фильм фестивальный и еще получил там какие-то призы, то это значит, что он в прокате хорошо не пойдет.

Концертные номера стали органичной частью своеобразной стилистики «Шапито-шоу»

Снимать дешевле, снимать короче

— Изменилось ли после «Шапито-шоу» отношение к вам в российской киноиндустрии?

— Ничего не изменилось. Мы-то думали, что после восторгов по поводу «Шапито» все будут относиться к нам как к потенциально прибыльным людям. Но, поскольку золотых гор мы не заработали, то находимся на той же позиции, что и после «Пыли», — маргинальных кинематографистов, чья дальнейшая судьба непонятна.

И, что самое главное, мы и сами ее не понимаем. Нам казалось, что если снимать фильм не так, как «Пыль», мы, может быть, встроимсяв отечественную киноиндустрию. Но пока не получилось. Мне кажется, надо делать проекты дешевле…

— …и короче.

— Это уже как получится. Но, конечно, лучше делать фильмы в каком-то более-менее приемлемом хронометраже. Например, «Шапито» очень хотели взять на кинофестиваль в Санденсе (престижный американский фестиваль независимого кино. — «Эксперт»), но не взяли, поскольку он у них просто не помещался в программу. Так что надо делать фильмы дешевле и короче. Но самое главное, чтобы это по-прежнему было что-то не вымученное, не навязанное кем-то, а то, что идет от души.

— Вы считаете, что это реально?

— Ну конечно, это реально. Просто нам нужно еще осваивать какие-то вещи. Но мы уже многое узнали. Например — как устроены кинопроцесс и кинопрокат. И теперь можем использовать это знание в наших стратегиях.

Легче всего живется фильмам, которые производятся крупными мейджорами. Однако нам неинтересно с ними работать, потому что мы не хотим прогибаться под их представления, каким должен быть фильм.

Мы поняли, что в России возможен независимый прокат фильма без дистрибутора. Об этом говорит наш опыт и опыт других кинематографистов, которые напрямую договариваются с кинотеатрами, готовыми работать с артхаусом. Таких кинотеатров в России хватает, и у них есть своя аудитория. Но при этом надо понимать, какие кассовые сборы можно получить в этих кинотеатрах, и не завышать бюджет фильма.

У нас сейчас две генеральные линии — краудфандинг и попытки работы с телевидением над сериалом. Ведь телевизионные деньги проще устроены, чем киношные.

— Есть ли перспективы для кинематографистов в Интернете, где музыканты давно зарабатывают деньги?

— Существуют, конечно, сетевые каналы и порталы, которые могут покупать права на показ фильма, но пока это небольшие деньги. Всё-таки кино — затратное дело. И можно ли собрать средства на фильм при помощи краудфандинга — пока тоже еще вопрос открытый. Может быть, на часть бюджета на производство и можно.

Мы сейчас осваиваем разные экономические модели. И это очень важно, потому что «Пыль» сразу делалась из расчета, что это безбюджетный проект. «Шапито-шоу» — наоборот. Сейчас нам надо найти средний вариант.

— А если говорить о творчестве, которое мы сегодня вообще не упоминали, вы удовлетворены результатом?

— Да, конечно.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Кондрашов Станислав Дмитриевич: криминальный след Дениса Вороненкова задел невиновного 26.08.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте