Новости
Глава парламента Венесуэлы попросил военных встать на сторону народа Глава парламента Венесуэлы призвал военных "встать на сторону народа". 23.01.2019
Все меньше украинцев получают в Польше статус беженца За прошлый год количество украинцев, получивших статус беженца в Польше, сократилось втрое. 23.01.2019
Международная группа компаний ASSTRA активно внедряет LEAN MANAGEMENT С 2018 года AsstrA-Associated Traffic AG внедряет принципы «бережливого производства». Компания придерживается... 23.01.2019
В Сети опубликовали потрясающие снимки замерзшего Ниагарского водопада (ФОТО) Ниагарский водопад во льду — фото
23.01.2019
Какими будут смартфоны будущего? Компании Meizu и Vivo намекают на анонс полностью монолитного смартфона. 23.01.2019
В Украине появилась универсальная платформа цифровой доставки документов В Украине появилась первая универсальная платформа для обмена е-документами между предприятиями 23.01.2019
Украина собирается закупить 13 новых самолетов МВД Украины планирует закупить 13 самолетов АН-74, АН-32 и АН-178 на сумму $450 млн для нужд Нацгвардии и ГСЧС 23.01.2019
Определены 5 областей Украины с самым большим оттоком населения Наибольший показатель миграционного оттока показала Донецкая область. 23.01.2019
ВОЗ дала печальный прогноз об увеличении смертности из-за изменения климата Согласно последнему исследованию, в ближайшие десятилетия более четверти миллиона человек могут ежегодно умирать в... 23.01.2019
Центризбирком призвал проводить тщательный отбор наблюдателей на выборы украинского президента Центральная избирательная комиссия Украины призывает иностранные государства и международные организации, которые... 23.01.2019
Иракский ученый рассказал, зачем он начал делать химическое оружие для ИГИЛ, - Washington Post По его мнению, в этом не было «ничего страшного» и он только хотел сохранить свою работу. 23.01.2019
В Украине изменят процедуру сдачи водительских экзаменов Ходить в автошколу больше не нужно будет, а лица «автостудентов» автоматически просканируют.

23.01.2019
Украина почти на 30% нарастила экспорт рыбной продукции По итогам 11 месяцев 2018 года украинскими производителями на внешние рынки было поставлено 4596 тонн готовой и... 23.01.2019
Apple выпустит гибридный ноутбук на основе iPhone XS Компания получила патент на мобильное устройство, "сердцем" которого станет Айфон 23.01.2019
В четверг, 24 января, в США проведут голосование относительно прекращения "шатдауна" Один из законопроектов представит на голосование лидер республиканцев в сенате Мич МакКоннелл. 23.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35839.178+0.283
Серебро425.690-1.544
Платина22260.879-0.563
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.65027.896
EUR31.95031.23531.673
RUB0.4350.3310.419
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.35-0.24Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №13(342) 09 АПРЕЛЯ 2012
Уважая зрителя    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Московский Театр Наций показал на гастролях в Киеве мастер-класс на тему, каким должен быть современный театр, ориентированный не на снобов, а на обычных зрителей, которые приходят на спектакль смеяться, плакать и сопереживать

У каждого знаменитого московского театра в сознании зрителя есть свой бэкграунд. Даже если такой зритель никогда в этом театре не был. Скажешь ему «Таганка», и тут же услышишь в ответ: «Высоцкий, Любимов». Московский художественный театр им. А. П. Чехова (МХАТ) даже сейчас, когда слово «академический» из его названия убрали, — живая классика: Антон Чехов, Константин Станиславский. А еще — Иосиф Сталин, который почти 20 раз смотрел во МХАТе «Дни Турбиных» и признался актеру Николаю Хмелеву: «Хорошо играете Алексея. Мне даже снятся ваши турбинские усики». Театр «Современник» — что-то домашнее, уютное, с актерами, которые до сих пор «живут в телевизоре», — Мариной Нееловой, Валентином Гафтом, Галиной Волчек. И так далее.

У приезжавшего в конце марта в Киев из Москвы государственного Театра Наций такого бэкграунда нет. Считается, что он ведет свою историю от основанного в 1987 году Театра дружбы народов, но кто о таком театре помнит? Нет у Театра Наций и постоянной труппы. В нем играют приглашенные актеры, а значит, рассчитывать на зрителей, которые приходят посмотреть на своих любимцев в разных ролях, тоже не приходится.

Что остается в такой ситуации, чтобы не уступать театрам «с легендой»? Только одно — предлагать зрителю «самое лучшее». Если приглашать артистов — то суперзвезд. Если режиссеров — то европейских знаменитостей. А пьесы для репертуара выбирать и адаптировать так, чтобы о них еще долго спорили.

Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, как показали киевские гастроли, именно так и делает. Он и сам суперзвезда, а то, что в показанной на сцене Национального академического драматического театра им. Ивана Франко пьесе «Фрекен Жюли» вместе с ним играла Чулпан Хаматова, заранее гарантировало полные сборы. Третьей в этом спектакле была Юлия Пересильд, которая для московского зрителя уже превратилась, а для украинского еще превращается из талантливой молодой актрисы в звезду. Именно она играла во втором показанном в Киеве Театром Наций спектакле «Киллер Джо» главную роль — и снова зал (уже в Киевском государственном театре оперетты) был полон.

Тот же принцип — только самое лучшее — соблюдается в Театре Наций и с приглашенными режиссерами. «Киллера Джо» поставил уже прогремевший болгарин Явор Гырдев, а «Фрекен Жюли» — один из самых знаменитых сегодня европейских режиссеров немец Томас Остермайер. Причем Остермайер с помощью молодого, но очень модного российского драматурга Михаила Дурненкова превратил старую пьесу Августа Стриндберга, которой в этом году исполнится 124 года, в современный, остросоциальный и жесткий спектакль из жизни «новых русских».

Юлия Пересильд и Виталий Хаев в спектакле Театра Наций «Киллер Джо»

На сцене — суперзвезды

«Фрекен Жюли» в интерпретации Томаса Остермайера начинается с долгой немой сцены… приготовления жареной курицы. Причем настолько долгой, что в традиционном театре зрители уже в ее середине начали бы кашлять и скрипеть сиденьями по той причине, что им просто не было бы видно, что делает девушка в фартуке (в пьесе Стриндберга — служанка Кристина) в исполнении Юлии Пересильд. Однако здесь над хай-тековской кухонной линией укреплен большой экран, на котором весь процесс приготовления показывается крупным планом.

Остермайер очень точно почувствовал, что в эпоху домашних видеокамер и телевизионных реалити-шоу зрительское восприятие изменилось. У него в спектакле нет не только сложных визуальных метафор, как, например, у Эймунтаса Някрошюса, но и той обычной театральной условности, к которой мы привыкли. Соответственно, постоянный сценограф Остермайера Ян Паппельбаум тоже оформил представление так, что происходящее на сцене воспринимается как отрывок из живой жизни — с экрана на кухне даже вода льется. А на экране на протяжении спектакля это происходящее показывается крупным планом, причем важные детали (например, руки и лица актеров) чередуются со случайными — то опрокинутым стулом, то мусором на полу. И это снова вызывает ассоциации с реалити-шоу — как будто оператор просто снимает всё подряд. (За происходящее на экране в спектакле отвечает тоже «самый лучший» — один из ведущих европейских специалистов по видео француз Себастьен Дюпуэ.)

В таком же ключе играют и актеры — достоверно, просто, без картинных поз и, как это нередко бывает, пауз после произнесения реплики, которая может вызвать аплодисменты зала. Они просто общаются друг с другом, но при этом, чем дальше к концу спектакля, тем сильнее на сцене кипят страсти.  

Евгений Миронов в роли шофера генерального директора некоей фирмы и бывшего участника не то афганской, не то чеченской войны (в пьесе Стриндберга — лакей Жан), разбушевавшись, швыряет своих партнерш на пол и таскает их по сцене так, что за них становится страшно. Чулпан Хаматова играет дочь этого генерального директора (в пьесе Стриндберга — Жюли) на таком взводе, что уже через несколько минут после ее появления на сцене зритель забывает, что перед ним знаменитая актриса. Он видит только не вполне психически здоровую девушку, которая из возбужденно-радостной эйфории в начале спектакля постепенно переходит в состояние депрессивной истерики. Да и Кристина к концу пьесы, когда понимает, что потеряла своего жениха Жана, превращается из (как и положено служанке) скромной и основательной девушки в фурию — хотя, в отличие от остальных, рассудительности всё же не теряет.

Сыграть всю эту психологическую или, в случае с Жюли, психопатологическую динамику непросто. Но не для того ансамбля, который киевский зритель увидел на сцене. Хаматова играет свою героиню с такой степенью погружения в образ, что на ее лице на протяжении всего спектакля отражается малейшее изменение настроения Жюли. Евгений Миронов, оставаясь Мироновым с хорошо знакомыми всем голосом и внешностью, находит для всего персонажа новые актерские краски. Фирменный «мироновский» душевный надлом остается, но уходит в глубину, а на поверхности оказывается расчетливый завистливый парень с городской окраины, который одновременно боится своего хозяина и обкрадывает его по мелочам — классический лакей, только в современном варианте. Юлия Пересильд не уступает партнерам, хотя ее роль меньше и не столь выразительна, как у них. (Зато во второй день, в «Киллере Джо» она раскрывается как актриса на полную катушку.)

Недостоверная Жюли и достоверная Чулпан

К сожалению, говоря о драматургии «Фрекен Жюли», приходится перейти от превосходных степеней в описании игры актеров к тонам намного более сдержанным. Честно говоря, не вполне понимаю, почему российские театральные критики, рецензируя этот спектакль (а он вызвал в России множество отзывов), сделали акцент на сюжете. Ведь последний выглядит довольно натянутым. Драматург Михаил Дурненков окунул пьесу Стриндберга о том, как Жюли, дочь богатого папеньки, влюбилась в лакея этого папеньки Жана и собралась сбежать с ним из дому, в современные реалии. Лакей Жан стал водителем, действие происходит в особняке под Москвой на Новый год, но от этого не становится более достоверным.

Что остается Театру Наций, чтобы не уступать театрам «с легендой»? Только одно — предлагать зрителю «самое лучшее». Если приглашать актеров — то суперзвезд. Если режиссеров — то европейских знаменитостей

Сначала Жюли или, как ее называют остальные, «хозяйка», разгоряченная всеобщим праздничным весельем в доме, начинает заигрывать с шофером «хозяина», то есть папеньки, который уехал за границу. Водитель отбивается изо всех сил, ибо не дурак и понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет, но, в конце концов, уступает не столько Жюли, сколько своему мужскому естеству, и затаскивает ее в постель. После этого неожиданно выясняется, что «хозяйка» была девственницей, а то, что невинности ее лишил простой шофер, вгоняет ее в жуткую депрессию. Кроме того, она панически боится того, что отец обо всём узнает, и поэтому хочет то сбежать из дому, а то и вообще покончить жизнь самоубийством. И в конце спектакля таки подносит отцовский револьвер к виску.

Естественно, у зрителя возникает множество «почему», адресованных к основе сюжета. Почему столь долго хранимую девственность надо было терять именно с водителем отца? И, раз уж это случилось, в чем тут такая уж трагедия? Почему отец должен об этом узнать? И почему лучше застрелиться, чем ждать, что он узнает?

Не соглашусь и со вторым главным акцентом в статьях российских критиков, который они сделали на общественном значении пьесы — мол, Остермайер поставил привычный для себя жесткий остросоциальный спектакль. Сам режиссер, кстати, тоже сказал на киевской пресс-конференции, что давно хотел поставить «Фрекен Жюли», но не мог этого сделать в Берлине, поскольку там не столь заметна, как в России, пропасть между бедными и богатыми. И что в Германии богатство не так влияет на самооценку человека. Это всё правда — но так ли уж это на самом деле важно? Ведь, будем честными, за двадцать лет после развала СССР почти все жители постсоветского пространства воспринимают социальное неравенство в своих странах как данность.

И если «Фрекен Жюли» была принята на гастролях Театра Наций в Киеве на ура, то не из-за своего «общественного звучания», а благодаря мастерству, с которым спектакль был сделан во всех своих ипостасях, от режиссуры и сценографии до актерской игры и технического обеспечения. Другое дело, что Михаил Дурненков отлично расписал в своей адаптации пьесы Стриндберга, а актеры блестяще разыграли то, как социальное неравенство успело въесться в характеры и души героев.

После того, как современный российский «Жан» лишает «Жюли» девственности, между ним и «хозяйкой» разворачивается психологический поединок, протекающий в ритме своеобразных качелей. То она оказывается наверху, говоря, что презирает себя за то, что переспала с «быдлом», то он пинками загоняет ее в громадный хай-тековский холодильник и закрывает там, чтобы доказать «хозяйке», кто на самом деле в данный момент в доме хозяин. То есть обычная, хоть и бурная, склока между мужчиной и женщиной превращается в классовый бунт. Однако в исполнении героя Миронова этот «мини-бунт» тут же прекращается, как только ему звонит настоящий хозяин, отец Жюли, бывший генерал и нынешний генеральный директор.

Так что в сухом остатке после спектакля остается прежде всего драма современной «фрекен Жюли», девушки с изломанной психикой, которую она, как следует из нескольких реплик, получила в наследство от матери, умершей жены «хозяина», нарочно мучавшей того своими супружескими изменами. А теперь вот и дочь, если смотреть на происходящее глазами дедушки Фрейда, «изменяет» отцу с его водителем.

Сюжет с изменами богатой женщины, запертой в золотой клетке, описан в мировой литературе и искусстве тысячи раз. Значит ли это, что небогатые женщины устроены по-другому? Нет, конечно. Но кто-то из них самоутверждается на работе, а кому-то на адюльтер просто не хватает времени и сил. Так что, рассуждая с позиций психотерапевта, героине Хаматовой нужна в первую очередь «трудотерапия», а не секс с домашней прислугой.

Сцена из спектакля Театра Наций «Рассказы Шукшина»

Оклахомский трейлер в театре оперетты

Второй показанный на киевских гастролях спектакль «Киллер Джо» — полная противоположность «Фрекен Жюли». Вместо богатого Подмосковья — американское захолустье, где живут постаревший алкоголик, его сожительница-проститутка и не вполне нормальная дочь от первого брака Дотти (Юлия Пересильд). Сюда же наведывается ее старший брат, который не хочет работать, связался с местными наркодилерами и задолжал им кучу денег. Желая остаться в живых, он приходит к отцу с деловым предложением — убить его первую жену (и, соответственно, свою и Дотти мать), чтобы получить страховку, которая, как они считают, выписана на Дотти. Есть у него на примете и наемный убийца — полицейский Джо Купер, он же Киллер Джо.

Отец принимает предложение, но Киллер Джо всегда берет деньги вперед и вариант с получением своей доли после выплаты страховки его не устраивает. Однако, увидев юную красотку Дотти, меняет свое мнение и предлагает… взять ее в качестве залога. Папаша, возмутившись для виду, соглашается, и юная непорочная Дотти становится любовницей Джо. При этом она единственная из всех называет вещи своими именами. Так, на вопрос Джо: «Тебя не смущает, что мы хотим убить твою маму?» она отвечает: «Нет. Когда я была совсем маленькая, мама тоже хотела меня убить, задушить подушкой, потому что я мешала ей спать». Убийство проходит гладко, но оказывается, что страховка выписана вовсе не на Дотти и что всю эту многоходовую комбинацию, чтобы загрести жар чужими руками, затеял наркодилер, которому задолжал брат Дотти.

Вам этот запутанный в духе «черной комедии» сюжет ничего не напоминает? Всё это очень похоже на ранние фильмы Тарантино. Но на самом деле Пьесу написал американский драматург Трейси Леттс, у нас совершенно неизвестный, а в США считающийся одним из самых маститых авторов. Достаточно сказать, что он является лауреатом Пулитцеровской премии, фильмы по его пьесам ставит знаменитый Уильям Фридкин, а в последней экранизации намерены сыграть Джулия Робертс и Мэрил Стрип.

В «Киллере Джо» хочется отметить в первую очередь стилистическую однородность спектакля. Сценограф Никола Тороманов превратил сцену в большой трейлер, а актеры играют так, что уже через пять минут после начала представления начинаешь воспринимать их как реальных персонажей в духе раннего Тарантино. Правда, с одним существенным отличием — если у Тарантино положительных персонажей нет, то у Трейси Леттса его героиня Дотти, которая проходит через всю жизненную грязь, так и не замаравшись, очень напоминает этим князя Мышкина из «Идиота». Поэтому, хотя об этом спектакле пишут обычно как о «черной комедии», я всё-таки назвал бы ее трагифарсом. Что же касается сюжета, то в отличие от «Фрекен Жюли», впечатление нестыковок не возникает ни разу — у признанного американской прессой лучшим драматургом Бродвея Трейси Леттса все детали идеально подогнаны.

Но есть и одна общая черта, объединяющая оба показанных на гастролях Театра Наций спектакля, — отсутствие ложной многозначительности и визуальной переусложненности, которой грешат многие театральные режиссеры постсоветского пространства. И идет это как раз от уважения к зрителю — его не заставляют разгадывать загадки, за которыми, как правило, скрывается довольно скудный смысл. А в итоге можно констатировать, что киевской аудитории был показан настоящий мастер-класс на тему, каким должен быть современный театр, ориентированный на массового зрителя, а не снобов.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте